Александр Галибин: «В характере «Мастера» много личного»

Александр Галибин  — почетный гость детского театрального фестиваля

  Старшее поколение испытало настоящее потрясение, когда больше тридцати лет назад в  журнале «Москва» был впервые опубликован роман Михаила Булгакова «Мастер и  Маргарита». Это не  был роман в  привычном понимании: в  нем сплелись мистика, колдовство, сатира, философская притча, тайна, история любви. И  хотя произведение подверглось цензурной чистке, вышло с  множественными купюрами, читатель понял: его автор гений.

Предсказание

С самим романом было связано немало странных и  таинственных историй. И  вот одна из  них. Когда произведение было опубликовано, в  Ленинградском университете прошло бурное обсуждение новинки. И  одна из  преподавателей заметила: «Сейчас появился новый актер Галибин. Если у  него все сложится, то он  мог  бы лет через тридцать сыграть Мастера…

Когда начали снимать одноименный фильм, режиссер Владимир Бортко пригласил на  эту роль Владимира Машкова. Однако актер подписал в  это время контракт с  Голливудом и  отказался от  предложения. И  тогда роль Мастера предложили Александру Галибину. Премьера вызвала шквал неоднозначных откликов. Иного и  быть не  могло. Ведь у  каждого из  сорока миллионов зрителей, посмотревших картину, было свое представление о  героях. Несмотря на то что Бортко пообещал максимально бережно передать смысл оригинала, критика и  отзывы были не то что неоднозначны, но  порой прямо перпендикулярны.

Меня же, помню, больше всего поразили Мастер в  исполнении Галибина и  музыка Игоря Корнелюка. Галибин тем, что «не хлопотал личиком» по известному выражению режиссера Владимира Соловьева. Однако его лицо жило какой  то своей жизнью, в  нем была одухотворенность и  мысль…

—  Этот персонаж неигровой, в  нем мало перипетий,  — сказал при встрече Александр Владимирович,  — того, что называют сегодня «экшн». Но  при этом идет невидимая глазу работа, которую надо проделать. Иначе будет пустота. Как отмечала критика, Галибину это удалось.

Александр Галибин  — народный артист России, режиссер, актер. Его дебютом в  кино стал фильм «…И другие официальные лица». Потом были «Трактир на  Пятницкой», «Батальоны просят огня» и  другие. Но  сердце актера стремилось к  режиссуре. Даже первую награду за  режиссуру он  получил еще в  студенчестве, создав дипломный спектакль «Лавочкин  5 в  воздухе». Режиссура захватывает, становится главной в  его творчестве. Он  ставит спектакли в  России и за  рубежом. Работает главным режиссером в  знаменитой «Александринке», Московском драматическом театре имени К. С.  Станиславского, Новосибирском «Глобусе». Потом снова возвращается в  кино. Глеб Панфилов приглашает его на  роль Николая Второго в  фильме «Романовы. Венценосная семья»…

С «Пиковой дамой»  — полмира

В Челябинск Александр Владимирович прибыл в  качестве почетного гостя детского благотворительного театрального фестиваля, организованного трубниками. В  день открытия мы  встретились с  народным артистом.

—  Александр Владимирович, вы, оказывается, и  сами ставите детские спектакли. Говорят, это труднее: для детей надо ставить лучше, чем для взрослых…

—  Хороший спектакль вообще поставить трудно, я  сделал их  немало в  молодежном театре «Глобус», придерживаясь одного принципа: надо разговаривать с  детьми, как со  взрослыми людьми. Они все понимают и не  воспринимают фальши.

—  Ваше творчество можно назвать поливалентным. Режиссура: театральные спектакли, в  том числе музыкальные, игра на  театральной сцене, роли в  кино. Вы  даже поставили в  Мариинском театре оперу Чайковского «Пиковая дама». Чему отдаете предпочтение?

—  Мне интересно все. Когда мне позвонил с  таким предложением Валерий Абисалович Гергиев, предложив поставить «Пиковую даму», я  без колебания согласился. Однако быстро понял, что я  вступил в  реку мне совсем незнакомую. Я не  умел читать партитуры. Но, как человек терпеливый, много читал, в  том числе профессиональной литературы, слушал, думал. И  спектакль получился. Мы  объехали с  ним полмира. Я  очень люблю музыку, но  это моя любимая опера, знаю ее  наизусть.

Мистика или закономерность?

—  Александр Владимирович, историю «Мастера и  Маргариты» окутывает какой-то мистический флер. Вокруг него загадочные истории, пророчества. Ведь и  вам когда  то «нагадали» роль Мастера. Не  видите в  этом ничего странного?

—  Я  действительно никогда не  думал, что сыграю Мастера. Звонок режиссера Бортко из  Москвы был полной неожиданностью. Он  попросил срочно приехать после отказа Машкова, который хотел сыграть в  Голливуде. Я  тут  же поехал. Бортко прямо с  порога: «Хочу, чтобы ты  сыграл Мастера». И я  подумал: пусть случится то, что должно случиться. Любая роль для меня это серьезный шаг и  поступок. Я  сделал этот шаг, потому что в  этой роли почувствовал что  то очень близкое, в  ней много меня самого личного. При этом я  никогда не  верил, что кирпич падает на  голову случайно. Я  верю в то, что жизнь это цепь закономерностей, и  все неожиданности мы  сами для себя подготавливаем. Только не  всегда можем понять причинно-следственную связь между прошлым и  настоящим. Вот и  ссылаемся на  мистику.

—  Вы  дважды примеривали на  себя царскую корону. Первый раз сыграли императора Николая в  фильме «Жизнь Клима Самгина», второй  — в  картине «Романовы. Венценосная семья» Глеба Панфилова. Как чувствовали себя в  венценосной роли?

—  История семьи Романовых это глубокое исследование скорее даже не  самого Николая Александровича,  — об  этом слишком много написано. Для меня это исследование самого себя. «Пустым» в  кадр входить невозможно, ведь надо сыграть человека, идущего на  Голгофу. И он об  этом знал. Но я  сам и  сегодня не  знаю, как это сыграть. Вместе с  режиссером Глебом Анатольевичем Панфиловым мы  понимали это, вместе шли к  роли. Понимаете, в  такой работе происходит что  то с  самим собой, что  то меняется и в  твоей душе. Я  горжусь тем, что мне выпала возможность работать с  таким историческим материалом.

—  Проживаете каждую роль? Предпочитаете театр представления или сопереживания?

—  Я  бы сказал, надо быть готовым к  любой роли. А  относительно предпочтений: все должно быть гармонично.

—  Ваше отношение к  сериалам?

—  Хорошо отношусь, если сериал хороший. Сам в  них снимаюсь. И  знаете, это очень большой труд. Правда, на  телеэкранах идет много макулатуры. На  мой взгляд, нельзя быть всеядным, нельзя терять достоинства в  профессии. Меня этому учили наши великие старики: актеры, режиссеры, те, с  кем просто общался. Они внушали чувство уважения и  глубокого достоинства.

—  У  вас есть кумир?

—  Скорее нет, чем да. Но  существует некая совокупность людей разного возраста и из  разного времени. Я  поражался труду Валерия Гергиева, который работает 24 часа в  сутки. Я не  знал, когда он  отдыхает, спит. Это какая  то нечеловеческая трудоспособность, преданность музыке. Я  видел, как работали Павел Кадочников, Михаил Глузский, Коля Караченцов и  многие другие, великие труженики, общаясь с  которыми ты  сам начинаешь стремиться к  такому  же отношению к  своей работе.

Предупреждаю: будет трудно

—  Что вы  можете сказать о  сегодняшнем молодом поколении актеров?

—  Оно хорошее. Я  сейчас веду свой курс в  театральном училище имени Щукина. И в  самом начале студентов предупреждаю: «Так, как я  предлагаю, жить трудно, но  иначе не  сохранить профессию».

—  Воспринимают?

—  Да, у  меня хорошие ребята. Может быть не  столь образованные, как те, которые поступали в  наше время. Но у  них впереди годы учебы, и те, кто будет много и  упорно трудиться, преодолеют поставленную планку. Я в  это верю.

—  Ольга Михайловна Стебунова, заслуженная артистка России, с  которой вы  работали в  Новосибирске, сказала, что в  списке ваших ролей есть еще одна и  очень талантливая  — «папа». Это так?

—  У  меня их  трое. Самому маленькому скоро три месяца. Я  действительно их  очень люблю, стараюсь участвовать в  воспитании, а уж какой я  папа, судить не  мне. Время покажет.

P.S. О  жизненном кредо актера. Обратила на  него внимание, встретив в  одной из  публикаций: «Любое страдание дается человеку во  благо. Если правильно к  нему относиться, человек обретает возможность увидеть многие вещи по-другому».

Согласитесь, есть о  чем подумать…

Старикова Лидия Владимировна

 
По теме
Главное танцевальное событие года в Магнитогорске - Кубок главы города XXI "Региональный фестиваль-конкурс стильной хореографии "Улица горящих фонарей" - открыл третий Чемпионат и Первенство Магнитогорска по чирспорту.
Если ваши дети ещё малы для детского сада, приходите вместе с ними на игровые развивающие занятия проекта «Библионяня».
На Южном Урале сотрудники ФСБ обезвредили «черных нефтяников» - Южноуральская панорама Злоумышленники похитили более 200 тонн дизельного топлива. УФСБ России по Челябинской области задержала шестерых местных жителей, которые воровали дизельное топливо в промышленных масштабах.
Южноуральская панорама
Свиной «пожар» по-остроленски - Газета Всходы Встреча с жителями посёлка прошла в сложной обстановке Сегодня, 28 марта 2024 года, состоялась встреча руководителей с жителями п.Остроленский.
Газета Всходы
Врач рассказал, как часто можно есть фастфуд - Областной ЦМП В четверг, 28 марта, врач Челябинского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики Данил Абубакиров стал гостем эфира на «Радио Ваня» в южноуральской столице.
Областной ЦМП
Встреча поколений - Ашинский район         25 марта студенты Ашинского индустриального техникума Жимоедова Карина и Чистяков Илья вместе с советником директора по воспитанию и работе с общественными организациями Бобровой Екатериной Раисовной посетили сла
Ашинский район
Всемирный день театра - Краеведческий музей 27 марта – Всемирный день театра, который ежегодно отмечается с 1962 г. В этот день мы решили рассказать о необычном спектакле, поставленном в Троицкой женской гимназии зимой 1918-1919 гг.
Краеведческий музей