Рабочая группа по развитию челябинской агломерации приступила к завершающей стадии создания координационного совета и дирекции пилотного проекта, утвержденного Минрегионом РФ. Об этом 21 августа на круглом столе по вопросам развития агломерации сообщил глава Челябинска Станислав Мошаров . Подробнее о том, в какой форме будет создана дирекция и какие проекты позволят решить социально-экономические проблемы муниципалитетов, окружающих областной центр, – в материале Chelyabinsk.ru.
Станислав Мошаров |
Открывая заседание круглого стола, Станислав Мошаров подчеркнул, что реализация этого проекта позволит всем его участникам получить современные технологии планирования и поставить перед собой стратегические цели на длительный период. Кроме того, усилиями власти, бизнеса и гражданского общества появится возможность широкого общественного диалога, который поможет сформировать будущее городов – участников агломерации.
Челябинская агломерация вошла в итоговый перечень пилотных проектов по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городов в РФ. Такое решение было утверждено на заседании рабочей группы Минрегиона в Сочи в июле 2014 г.
«Челябинская агломерация создается для реализации совместных проектов, – обратился Станислав Мошаров к общественникам и экспертам, собравшимся за круглым столом. – Это касается единой транспортной инфраструктуры, решения проблем утилизации отходов, выработки модели единого экономического и планировочного развития территории, минимизации социальной напряженности на рынке труда через формирование межмуниципального банка вакансий, а также стимулирования продуктовых и технологических цепочек из предприятий, находящихся в разных муниципалитетах».
В данный момент рабочая группа, созданная исполняющим обязанности губернатора Челябинской области Борисом Дубровским , ведет организационно-правовую работу по основанию некоммерческой организации, которая будет координировать и вести управление челябинской агломерацией с ее участниками. Помимо координационного совета будет создана дирекция, занимающаяся общим руководством проекта. Координационный совет планируется создать в форме ассоциации, а дирекцию – в форме АНО. Разработка учредительных документов находится в завершающей стадии. Осенью полноценная структура начнет реализацию дорожной карты, с помощью которой и будет развиваться пилотный проект агломерации.
В Челябинскую агломерацию вошли областной центр, Копейск, Красноармейский, Сосновский, Коркинский, Еманжелинский и Еткульский районы. Ориентировочная площадь агломерации в границах проектирования составляет 996 тыс. га.
По словам заместителя начальника управления строительства и архитектуры минстроя Челябинской области Людмилы Тимарцевой , ведомство ведет активную работу по разработке территориального планирования региона. Сроки реализации пилотного проекта челябинской агломерации совпадают по срокам с выполнением конкурсной процедуры, объявленной недавно для определения основных направлений сбалансированного развития агломерации. Это позволит синхронизировать работу проектировщиков и учесть позицию всех муниципалитетов, задействованных в масштабном проекте.
Сергей Якобюк |
«При разработке схемы территориального планирования региона мы четко обозначили узловые агломерационные процессы, – рассказала Людмила Тимарцева. – Челябинская агломерация выделена в ней как главная и центральная. Территориальное планирование требует дальнейшего развития, и так совпало, что одна из форм совершенствования этой схемы – работа с агломерациями. Челябинск в этом плане представляет наибольший интерес, поэтому мы и предусмотрели средства на разработку планирования части территории в пределах условных границ агломерации».
«Национальные объединения строителей и проектировщиков могут составить грамотные и проработанные технические задания. Это один из тех вариантов сотрудничества, который возможен», – добавил Сергей Якобюк.По мнению председателя правления челябинского регионального отделения Союза архитекторов России Сергея Якобюка , один из главных вопросов при реализации проекта агломерации связан с поиском источников финансирования. Эту проблему можно решить при уточнении генеральных планов муниципалитетов, участвующих в агломерационном проекте, за счет выделения в отдельное направление пригорода Челябинска.
По данным Минрегиона, за 20 лет в России только 5 городов-ядер смогли увеличить свое население, 15 – снизили. Это свидетельствует не столько об общей убыли населения, в том числе городского, сколько о том, что процессы урбанизации замедлились. Создание агломерации поможет исправить сложившуюся ситуацию.
Рассматривать агломерацию как инвестиционный проект предложил заместитель директора челябинского филиала РАНХиГС Олег Иванов . При долгосрочном планировании это позволит понять, какую выгоду принесет амбициозный проект.
Олег Иванов |
«Если говорить о возможностях внутреннего финансирования, то до 2018 года положение бюджета будет достаточно тяжелым. Эта ситуация требует многократного усиления глубины и качества проработки идей, о которых мы говорим, – предупредил Олег Иванов. – Начинать работу надо тогда, когда есть ресурсы для успешного претворения идей в жизнь и получения положительного результата. Если таких ресурсов недостаточно, то строить дом наполовину нельзя».
Об ожиданиях, связанных с реализацией проекта челябинской агломерации, предельно ясно высказался заместитель главы Еманжелинского района Павел Демин . Чиновник связывает с ней решение сразу двух важных проблем – отток населения в крупные города и наполнение муниципального бюджета.
Павел Демин |
«Не секрет, что сейчас все муниципалитеты страдают от маятниковой миграции. Челябинск воспринимают как прибыльное место работы. Ежедневно из нашего района три тысячи человек отправляются туда и возвращаются обратно вечером. Для нас тема логистики стоит на первом месте, поэтому мы рассчитываем, что агломерация позволит решить эту проблему. Второй вопрос – развитие производства и наполнении собственного бюджета. У нас есть земельные и людские ресурсы, а при перераспределении производственных площадей в сторону муниципалитетов мы уменьшим миграцию и создадим новые рабочие места», – резюмировал Павел Демин.
Все озвученные на круглом столе идеи и предложения будут отправлены в рабочую группу по развитию агломерации. Рекомендации общественности в дальнейшем будут учтены координационным советом и дирекцией пилотного проекта.