Челябинск принимает большой театральный марафон, где актеры – как на ладони. Почти два десятка спектаклей южноуральская публика увидит за неделю. Такие фестивальные показы от репертуарных отличаются мощной энергетикой. Ее ощутила корреспондент ГТРК "Южный Урал" Мария Неустроева и убедилась: международный форум "CHELоВЕК театра" действительно о человеке.
Разговор лицом к лицу при свете софитов. Самое сокровенное с этой сцены звучит откровенно. Ее зовут Анна, и она изменяет мужу больше года. Первое и не единственное признание, которое делает героиня "Частных бесед".
"Это адаптация из знаменитой истории Ингмара Бергмана, сделанная сербским автором, – говорит Нина Николик, режиссер (город Скопье, Македония). – Эта история затрагивает различные экзистенциальные проблемы человека всех народов".
Спектакль из города Скопье открыл фестиваль. В зале даже переаншлаг. Ни психологически тяжелый материал, ни другой язык челябинского зрителя не напугали. Могли приехать, но, видимо, в следующий раз – больше ста театров со всего мира. Было 150 заявок на участие в фестивале. В афише оказалось 16, что рекордно. И все – образцы актерского театра. Как говорят критики, в них художественный смысл реализуется через артиста, а не с помощью спецэффектов.
"На наш взгляд, это отличает театр от других видов искусств одно, – делится Евгений Гельфонд, художественный руководитель НХТ. – То, что он происходит здесь и сейчас. А это можно только через живого человека. В современном мире очень много всяких технологических средств, которые начинают заменять живого человека на площадке, но мы выводим живого человека, мы его не стесняемся".
В открытости и искренности – весь смысл фестиваля. Здесь не только разговор артист-зритель, есть обратная связь. Каждое утро критики, режиссеры, создатели сыгранных накануне спектаклей встречают вместе. За чашкой кофе делятся впечатлениями. За ними в Челябинск приехал и московский театр "Мост".
"Те часы, которые я здесь – с 5:30 утра я нахожусь в каком-то восторженном состоянии, – признается Георгий Долмазян, режиссер, музыкальный руководитель театра "Мост" (Москва). – Я не говорю, что это потому, что я в Челябинске. Это какой-то восторг от людей, идет бешеная энергия. У нас в труппе есть мальчик, который будет играть Петю Трофимова в нашем спектакле, он сам из Челябинска. Я ему уже написал в Москву СМС: "Кирилл, я понял, откуда эта твоя энергетика".
Петю Трофимова Кирилл Шаповалов будет играть в четверг. Спектакль называется "Чехов", и в нем если не весь Чехов, то значительная его часть. "Вишневый сад", "Чайка", "Три сестры". Около двух с половиной часов судьбы героев будут переплетаться друг с другом. Но режиссер сразу предупреждает: скучать и засыпать не придется. Придется смеяться и осознавать честный финал. Отличается ли этот Чехов от других? Как произойдет встреча Ирины из "Трех сестер" с Машей – не сестрой, с Машей из "Чайки"? И что будут обсуждать люди одной эпохи, но разных пьес – челябинская публика узнает совсем скоро.
Мария Неустроева , Нина Пырьева