Нынешний год для челябинского театра кукол юбилейный – 80-й

Так уж получилось, что в трудах праведных не часто удавалось напоминать о себе в каких-то акциях, мероприятиях. Но театральный день рождения кукольники отметили весело и дружно, как они умеют: пели «Каравай», дарили подарки, получали поздравления от друзей ближних и дальних. Однако ощущение недосказанности, недополучения юбилейной порции осталось. Исправить ситуацию вызвалась заслуженная артистка РФ Наталья Балдина. Она в театре далеко не самая старшая, но давно. Застала того самого, легендарного Вольховского, работала с Устиновым - с людьми, которые уже вошли в историю нашего театра. Словом, есть что вспомнить под юбилей. Тем более что самое интересное в театральной истории не то, что пишут в энциклопедиях, а то, что хранится в театральных легендах, анекдотах и воспоминаниях очевидцев.

Авангард из поросят

В челябинском театре кукол Наталья Балдина с 1975-го - с того самого советского времени, когда и рыба в Каме была, и деньги в театре, выпускники вузов получали распределение на места, а артисты кочевали из города в город в поисках лучших ролей, а не большой зарплаты...

- Нас в Челябинск позвал Людвиг Устинов (главный режиссер театра в1970 - 1977 годах. – Авт.). Нас было три подружки: Ася Шарафутдинова, Людмила Глушкова и я, мы окончили Казанское театральное училище, и нас взяли в тамошнюю филармонию. Мы сделали спектакль с ростовыми куклами – у-у-у, это тогда был настоящий авангард, - Наталья Ивановна демонстрирует старые, еще черно-белые фото. - Спектакль назывался «Три поросенка», и мы его возили, катали по всем татарским деревням, даже татарский выучили для такого дела, так что принимали нас очень хорошо.

В спектакле было несколько песенок, мы пели, и нас заприметил местный композитор, Березин, решил сделать вокально-инструментальный ансамбль. И сделал! Назывался он «Вместе», правда, просуществовал недолго, сначала одна девочка пошла в декрет, потом собралась другая, в общем, коллектив распался, работы не было, и мы начали писать в разные театры в разные города проситься на работу. Челябинск ответил первым, взяли всех троих. Людвиг Григорьевич сразу ввел нас во все спектакли. Уже тогда в кукольном театре ставили спектакли для взрослых. Была такая постановка «Влюбленные боги», где мы с девочками танцевали. А что? – актриса ставит руки в боки. - Мы тогда были молодые, стройные, хорошенькие, вот, полюбуйтесь, – демонстрирует очередное фото «кордебалета».

- А с куклами вам сразу доверили поработать?

- На первый раз кукольные роли были небольшие. А уже в следующей работе, «Любовь и три апельсина», все было серьезно.

- А с Вольховским-то как все получилось? – тороплю рассказчицу.

- У Людвига Григорьевича случился инфаркт, ему нужно было восстанавливаться после болезни, вот тогда-то он и порекомендовал Вольховского. Валерию Аркадьевичу предложили квартиру, и он сразу активно включился в работу. Год они поработали вместе, а потом Устинов уехал в Абакан открывать новый театр.

- Как прошла смена власти?

- Спокойно. Людвиг Григорьевич неконфликтный человек, он уступил место товарищу. За год Вольховский уже поставил несколько блестящих спектаклей – «Соломенный жаворонок», «Жанна д’Арк», «Маленький принц». Конечно, десятилетие Вольховского было самым мощным, - вздыхает Наталья Ивановна.


Аистенок и пугало реж.Вольховский

Секрет Мастера

Для тех, кто не знает, десятилетие Вольховского (1977 - 1987 годы) театралы и критики считают золотым веком челябинского театра. В это время наш театр гремел по всей Руси великой, числился в когорте избранных, кто-то считает, что входил в первую тройку.

Благодаря ему наш театр кукол вышел далеко за пределы родного города и даже страны. Спектакль «Соломенный жаворонок» оценили во Франции,

«Мертвые души» получил Гран-при в Венгрии, «Аистенок и Пугало» принесли авторам госпремию. Это его имя носит наш театр в память о большом Мастере.

- Как вы думаете, в чем его секрет? – пытаю его ученицу.

- Самое главное, как мне кажется, заключается в том, что он приехал не как временщик, что сейчас сплошь и рядом встречается у нынешних режиссеров. Он ехал сюда надолго. Во-первых, он провел переаттестацию, но провел по-умному – в течение пяти лет. Начали с самых сильных, чтобы у остальных было время проявить себя. Все это время Вольховский систематически проводил занятия с актерами, давал задания, отсматривал самостоятельные работы, чтобы актеры могли проявить себя, не все же успевали раскрыться только во время работы.

Во-вторых, каждые два года они вместе с директором Людмилой Овсянниковой ездили на показы в театральные институты, смотрели и приглашали молодых артистов. Многие отсеивались, но кто-то оставался. В результате за пять лет сформировалась крепкая труппа, все артисты были с профессиональным образованием (чего прежде, кстати, не было), причем из лучших вузов Москвы и Питера. В труппе было много молодежи: на 20 человек 12 молодых артистов.

Вольховский плотно сотрудничал с критиками и с публикой. После спектаклей часто проходили беседы, на которых зрители обсуждали увиденное. Были налажены постоянные контакты с училищами, институтами.

Ну и, конечно, большое значение играли гастроли и фестивали. В то время на Урале был расцвет кукольного театра: в Магнитке работал Виктор Шрайман, в Свердловске Роман Виндерман, в Челябинске Вольховский. Мы ездили друг к другу на гастроли, на фестивали, даже просто на премьеры, проводили фестиваль кукольных театров Урала и Сибири, его еще Устинов задумал, но при Вольховском он расцвел. Фестиваль проходил раз в два года. Это не то, что теперь: приехали, сыграли и уехали. Мы оставались на весь срок, смотрели все работы, участвовали в обсуждениях, хотя никаких призов не было, но все всё знали и понимали, кто в этот раз сработал лучше.

Лишний билетик

- Как вам с ним работалось?

- К началу репетиций в театре все было готово на 90 процентов. Надо сказать, Овсянникова была на своем месте: цеха при ней работали как часы. И у Вольховского еще до начала репетиций спектакль уже складывался в голове. Когда он выходил на репетицию, то уже знал, кто где будет стоять, как эти декорации будут использоваться, какие мизансцены и прочее. Он был гениальный постановщик. Работать с ним было и легко, и сложно одновременно.

- А почему сложно?

- Да, он все знал, но артисты – нет, им нужно было понять, присвоить, в этом они за ним просто не поспевали, иногда даже не понимали, чего он добивается. Поэтому процесс бывал зачастую просто мучительным. Но зато результат получался наилучшим, это все оправдывало.

- Говорят, что на его спектакли невозможно было достать билеты…

- Это правда. Билеты раскупались за месяц, к примеру, на ту же «Карьеру Артуро Уи» еще на улице, у остановки, спрашивали лишний билетик. Я уже говорила, как он работал с публикой. К тому же Вольховский всегда точно знал, на какого зрителя какой спектакль рассчитан. В репертуаре были фестивальные, неординарные работы, но были, как он говорил, «рабочие лошадки» - на которых мы зарабатывали. Тем не менее эти рабочие, проходные, казалось бы, постановки, были также высокого качества, отрежиссированы по полной.

- Знаю, что несколько его спектаклей до сих пор в репертуаре…

- Два спектакля идут до сих пор: «Белоснежка и семь гномов» и «Аистенок и Пугало». Взрослые - нет. В свое время он их забрал с собой в Воронеж, увез куклы, декорации.

- 30 лет уже идут его спектакли, как их воспринимает зритель, неужели они не устарели?

- Очень хорошо зритель воспринимает. Они ничуть не устарели ни по идее, ни по замыслу, ни по форме. Ветшает материальная часть: куклы, декорации, реквизит - это все надо обновлять, а по содержанию его спектакли ничуть не смотрятся устаревшими.


Куда-ты, Жеребенок. Спекаткль Гусарова

Усталость металла

Говорят, от добра добра не ищут. Казалось, все прекрасно: театр – один их лучших в стране, труппа – крепкая, работоспособная, в залах постоянные аншлаги, гастроли, фестивали – все в наличии. Что еще желать? Тем не менее в 1987-м Вольховский покидает театр.

- Знаете, он неоднократно повторял, что у каждого режиссера есть свой апогей, - объясняет Наталья Балдина. - Прекрасно понимал, что даже самый гениальный режиссер повторяется – это неизбежно. Может, публика этого не замечает, но артисты, которые с ним долго работают, это прекрасно видят. Нам всегда хочется чего-то нового, необычного, идти вперед и вперед, а творец не может постоянно отдавать, необходим процесс накопления. Вольховский считал, что он наступает через семь-восемь лет, и действительно, через какое-то время наступил спад, мы это почувствовали. Потом его пригласили на постановку в Воронеж, постановка была удачной, в него все влюбились и предложили переехать туда.

- Как прошло расставание?

- Честно? – прищуривается Наталья Ивановна. - Уходил он с обидой. Надеялся, что труппа придет к нему просить, но труппа не пришла.

- Но почему? Ведь он так много сделал для театра, для труппы….

- Мы устали от Вольховского, - признается собеседница. - У него ведь тоже был непростой характер. Это, кстати, и по спектаклям заметно: они у него были черно-белые - не в смысле цвета, а в смысле полюсов. Изменились отношения с труппой: если прежде мы были как единое целое, все делали вместе, а потом… вроде как всё сказали друг другу.

Словом, прежних близких отношений уже не было. А Вольховский был очень эмоциональный человек, чувствительный, даже мнительный, он всегда прислушивался к тому, что говорят, и начинал фантазировать, накручивать себя. Плюс появились люди, которые этим воспользовались. К тому же общая ситуация изменилась: уехал Виндерман, со Шрайманом уже не было таких близких отношений. Все это привело к разрыву.

- Вы видели его воронежские работы?

- Да, он ставил неплохие спектакли, но практически повторял наш репертуар: «Жаворонок», «Карьера Артуро Уи», но они уже не были столь сильными. Здесь он рожал ребенка, делал открытия, а там повторял уже найденное. Из новых помню «Шинель», «Озерный мальчик», хотя последний он задумал, еще будучи в Челябинске. В Воронеже у него такого яркого всплеска уже не было.

Жизнь после гения

Можно гадать, как бы сложилась жизнь театра, если бы режиссер его не покинул. Но зато теперь сразу два театра страны носят имя Вольховского - челябинский и воронежский. В последнем он провел больше времени, а в нашем поставил больше спектаклей.

После ухода гения жизнь в театре не прекратилась, хотя, по словам очевидцев, Вольховский не то чтобы проклял театр, но и удачи напоследок желать не стал.

- Мы как раз должны были ставить «Сон в летнюю ночь» с Рейном Агуром, еще Валерий Аркадьевич договаривался с ним, но перед отъездом договоренность отменил, хотя материальная часть уже была сделана. Когда пришел новый главреж Михаил Хусид и увидел, что все в принципе готово и артисты не разбежались, он сам позвонил Агуру: «Приезжай, все готово». И получился просто замечательный спектакль. Он был совсем другой, Вольховский делал спектакли режиссерские, а этот получился актерским: Агур очень хорошо и тщательно работал с артистами. В «Сне» у нас получился целый букет прекрасных актерских работ: Саша Борок, Алла Антонова, Федя Псарев, Марина Стражникова, Татьяна Тэрнитэ. Спектакль повезли в Москву на конкурс и взяли там первое место.


А.Борок

Михаил Хусид проработал в театре всего пару лет, но пару спектаклей в общий список внес: «Что было после спасения», «Я, Фауст».

- «Фауст» шел три часа, представляете? И каждый акт был совершенно в другом стиле, то модный подиум, то еще что-то. Очень неоднозначный спектакль, кого-то он восхищал, кого-то раздражал, но визуальное решение было очень интересным. Михаил Александрович был большим экспериментатором, выдумщиком, всё придумывал что-то.

Карьера, которой могло не быть

Разброд и шатанье в театре начались, как и по всей стране, в лихие 90-е. Рушилась страна, рушилась система, а вместе с ней рушился театр. Денег не было, зарплату не выдавали месяцами, началась чехарда с режиссерами.

- В 1991-м в театр пришел Владимир Гусаров. Ой, как его здесь невзлюбили… - качает головой Наталья Ивановна. - Театр в разрухе, нужен ремонт, а денег все время нет. Гусаров пытался говорить, и властям это не понравилось.

- А в плане творчества?

- Все хотели видеть второго Вольховского и требовали от него этого. А он был совсем другим. Его спектакль «Аленький цветочек» был чудесный, очень лиричный, атмосферный. «Айболит» по тем временам был очень суперсовременной постановкой, но он прошел незамеченным. А потом страна развалилась, и он уехал к жене на Украину. Начались трудные времена: постановочных средств не выделялось, приходилось возобновлять старые спектакли или работать на подборе. Наш спектакль «История любви» сделали полностью на подборе. Авторы Саша Борок и Сережа Плотов придумали этот спектакль для женской части. А наш директор, Алексей Бетехтин, отправил спектакль на фестиваль в Рязань.

Кукольный театр стал трамплином в карьере нынешнего министра культуры области. Здесь он по-настоящему показал себя антикризисным управляющим. Кукольники до сих пор вспоминают его добрым словом.

- Он был нашим директором, и очень хорошим. Шесть лет мы работали только в малом зале, потому что большой признали аварийным и закрыли. Алексей Валерьевич сразу озадачился этой проблемой: сделали проект, он занимался бартером, бегал выискивал стройматериалы, что-то на что-то менял, начали ремонтировать, и к фестивалю «Соломенный жаворонок» ремонт был практически закончен, оставались мелочи. И тогда он привез в театр кого-то из начальников, уж не помню кого, но когда руководство увидело, что дело за малым, власти подключились, подбросили денег, и фестиваль мы проводили в новом зале. А Бетехтина забрали в филармонию. А после него к чехарде с худруками прибавился беспредел с директорами. Кто только у нас в директорском кресле не сидел: бывший монтировщик, бывший буфетчик. Им было абсолютно наплевать на театр, сотрудники получали мизерные зарплаты, они набивали карманы, а нам постоянно говорили, что мы плохо работаем.

Новая эра

Эпоха безвременья закончилась в 2008-м, когда в театр вернулся Александр Борок. Его первый срок службы совпал как раз с директорством Алексея Бетехтина. Тандем оказался удачным, но после ухода Бетехтина Борок тоже уехал, в Екатеринбург, и вернулся в родные пенаты только в 2008-м. Больше года актеры отстаивали его кандидатуру, начальство сомневалось, а общественности говорили, что режиссер требует особых условий. Наконец противостояние разрешилось в пользу артистов.

- Александр Владимирович заканчивал актерское отделение в ЛГИТМиКе, и в режиссуре это заметно. Он больше доверяет артистам, хотя свой замысел у него имеется, и весьма определенный. Понимаете, есть особенность: в театре кукол все более четко, чем в драматическом, материальная часть играет если не основную, то очень важную роль. И тем не менее Борок более демократичный, он дает возможность и время приспособиться, пристроиться, даже что-то сделать самому. Так что в этом отношении актеры становятся практически сотворцами. Он спокойно доверяет труппу другим режиссерам, в отличие от Вольховского, который сильно ревновал своих артистов. Поработать с другими постановщиками всегда интересно и полезно для труппы.



С возвращением Борока театр явно приободрился, а главным достижением стали сразу две «Золотые маски», полученные в 2012 году за спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Но это уже новейшая история.

Челябинский театр кукол имени Вольховского в этом сезоне отметил юбилей – 80 лет со дня основания. Основателями его стали драматические артисты Нина и Павел Гаряновы. Официально датой рождения театра считается 2 октября 1935 года, а первым спектаклем нового кукольного театра - спектакль «Каштанка» по рассказу А.П. Чехова, хотя на самом деле кукольные спектакли в городе ставились и раньше.

С 1977 года челябинский театр кукол возглавлял Валерий Вольховский. Следующее десятилетие (1977 - 1987) называют золотым веком театра. Вольховский - один из когорты режиссеров-кукольников, в корне изменивших традиционное представление о театре кукол. Это поколение режиссеров открыло российскому театру кукол большую литературу - Айтматова, Горина, Шварца, Брехта, Гоголя, упразднило традиционную ширму, усложнило драматургию отношений актера и куклы, значительно расширило арсенал выразительных возможностей. Благодаря Вольховскому челябинский театр числился в пятерке лучших кукольных театров страны. Спектакль «Соломенный жаворонок» оценили во Франции, «Мертвые души» получил Гран-при в Венгрии, «Аистенок и Пугало» принесли авторам госпремию. В общей сложности Вольховский поставил около двух десятков спектаклей, последними работами стали «Соловей и Император», «Али-баба и 40 разбойников».

В 2006 году театру присвоено имя Валерия Вольховского.
Разместить рекламу и объявление в газетах Челябинска
 
По теме
Самые лучшие читатели из всех библиотек Кыштымского городского округа, работающих с детьми, собрались в большом зале центральной детской библиотеки им.
Сотрудники музея совместно с Музеем Победы г. Москвы и Государственным бюджетным учреждением «Донецкий республиканский краеведческий музей» знакомят посетителей музея с мультимедийным проектом "Я знаю правду о войне».
Выбирайтесь из дома в выходные и посещайте культурные события! В предстоящие субботу и воскресенье, 30 и 31 марта, в городе пройдёт множество интересных мероприятий и встреч.
Третий день Всероссийской Недели детской книги в Центральной городской детской библиотеке им.
Главное танцевальное событие года в Магнитогорске - Кубок главы города XXI "Региональный фестиваль-конкурс стильной хореографии "Улица горящих фонарей" - открыл третий Чемпионат и Первенство Магнитогорска по чирспорту.
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
Троичанин избил знакомого лопатой - Газета Регион Ранее неоднократно судимый 45-летний троичанин после более десяти лет, проведенных в колонии строго режима за совершение преступления с применением насилия, вновь стал фигурантом уголовного дела.
Газета Регион
Дни истории на Южном Урале - ЧГИК 28 марта, во Всемирный день историка, кафедра истории, музеологии и документоведения факультета документальных коммуникации и туризма провела центральное мероприятие проекта «Дни истории на Южном Урале»,
ЧГИК
День малой родины - ЦБС Ашинского района С целью приобщения детей и молодежи к истории и культуре своей малой родины в Симской городской библиотеке №2 был проведен праздник День малой родины «Все о родном городе».
ЦБС Ашинского района