Читаешь – значит, модный!

С легендарной Шаганэ, которая вдохновила Есенина на знаменитое стихотворение.
Ульяна Бисерова не только писатель, но и многодетная мама.
Дмитрий Емец на фестивале
По мнению кандидата филологических наук, молодёжь не утратила интерес к книжному чтению.
Лауреат премии
Фото: images.aif.ru
Иногда кажется, что в нашей стране не осталось человека, который не был бы озабочен проблемой кризиса чтения. «Молодежь не читает, дети не читают», - переживают чиновники, общественники и депутаты разных уровней. Интернет – угроза для литературы? Дискуссия писателей в Публичке

При этом они, конечно, вспоминают мантру про «самую читающую страну», которую мы якобы потеряли. На самом деле, всё не так уж сумрачно, как это кажется некоторым «защитникам чтения». Меняется мир, меняются информационные технологии, меняются наши интересы и предпочтения.

О том, как за последние годы изменилась структура чтения, устарела ли классика и зачем нужна массовая литература, «АиФ-Челябинск» побеседовал с кандидатом филологических наук, доцентом кафедры литературы и русского языка Челябинского института культуры Еленой Селютиной.

Фикшн и нон-фикшн

Инна Панкова, «АиФ-Челябинск»: Елена Александровна, вы подтверждаете диагноз современному обществу, который звучит так: «никто ничего не читает, и скоро наступит всеобщее одичание»?

- Нет, я с этим категорически не согласна. И насчет того, что «никто не читает», и насчет всеобщего одичания… Я совсем не разделяю истерии по этому поводу и считаю, что это слишком упрощённый взгляд на проблему.

В современном мире, когда практически каждый человек начинает свой день с того, что заходит в интернет, просматривает множество ресурсов, читает новости, соцсети и так далее, мы не можем говорить, что люди не читают. Человек сегодня живёт в плотном информационном потоке. Структура чтения изменилась, эту ситуацию надо принимать и исследовать, а не оглядываться на прошлые представления.

– Кстати, мне кажется, что сейчас многие родители ведут себя по отношению к своим детям достаточно лицемерно, когда заставляют детей читать всеми правдами и неправдами, а сами уже давно не брали книгу в руки.

- Да, мы почему-то отделяем молодёжь в какую-то отдельную группу и следим за ней, читает она или нет. Мне кажется, что при серьезном обсуждении этой темы нужно менять оптику: во-первых, давайте говорить о какой-то большей аудитории, чем «отдельно взятая молодёжь». Во-вторых, давайте признаем, что современные стратегии чтения изменялись. Жюль Верн проиграл Гарри Поттеру. Чему фантастические книги учат подростков

На мой взгляд, изменялось соотношение чтения литературы фикшн (художественной) и нехудожественной литературы – нон-фикшн. Если ещё лет 15-20 назад можно было бы говорить о том, что читающий человек – этот тот, кто читает романы, рассказы, то есть художественную литературу. А сейчас мы фиксируем увлечённость современных людей литературой документальной, литературой, связанной с изучением персон и биографий.

Ленин-велосипедист

- Хотелось бы услышать конкретные примеры, которые подтверждают интерес к документальной литературе.  

- Как пример могу привести необычайно популярный в последние годы проект серии «ЖЗЛ». Если посмотреть, какие персоны они выбирают, и кто пишет об этих персонах, то становится понятно, что амбиции у этой серии возросли и проект «ЖЗЛ» вполне адекватен современному моменту.

Одно время казалось, что все про эту серию забыли; это советская серия, которая уже не возродится. И тем не менее, смотрите, что происходит. Захар Прилепин пишет о Леониде Леонове. Кто такой Леонид Леонов для современного читателя? Это не самый востребованный автор, его роман «Лес» вряд ли кто-то будет перечитывать.

Но когда его биографию пишет Прилепин, то авторитет Прилепина запускает новую волну интереса к Леониду Леонову - автору на самом деле интересному, автору с непростой писательской биографией.

Критик Лев Данилкин пишет для серии «ЖЗЛ» биографию В. И. Ленина. И биография попала в шорт-лист премии «Большая книга». Я бы обе эти книги рекомендовала к прочтению.

- А чем биография Ленина может увлечь молодого читателя?

– Хороший вопрос: что такое Ленин для молодых людей? Это миф, это памятник, у них нет опыта советской школы, нет опыта знакомства с фигурой Ленина с первых строчек в «Букваре».

Для современного молодого человека вопрос освоения Ленина –это вопрос новой оптики, нового разговора о конкретном человеке. У Данилкина свой взгляд на эту фигуру: Ленин у него - авантюрист, человек исключительных способностей. Он и велосипедист, и шахматист, и криптограф… Данилкин изучает Ленина как писателя, пишет о нём с известной долей восхищения.

- Такой взгляд не грозит сдвигом этического восприятия?

- Вопрос о личности Ленина и его исторической роли - это дискуссионный момент. Мы сейчас говорим о том, что можно даже в таких, казалось бы, забытых форматах возродить интерес к чтению и осмыслению прошлого и настоящего.

Для меня «ЖЗЛ» – история про то, как такие «пыльные тома» сумели пережить процесс издательской реновации. Произошло обновление старого бренда, и это заслуживает внимания.

Классика и травма

- Как вы относитесь к появлению так называемых списков «100 книг, которые должен прочесть, условно говоря, каждый школьник, приличный человек» и так далее

– В наших школах есть списки обязательного чтения, они утверждены, избегнуть этого чтения невозможно. Ребенок, который хорошо учится и нацелен на высокие результаты, должен прочитать определённый корпус текстов.

Литературный следопыт. Челябинец нашел Шаганэ и потерянные письма Шукшина В результате в школе формируется опыт насильственного постижения текстов, наш челябинский филолог Марина Загидуллина для этого явления придумала термин «травма от классики». То есть в школе мы обязаны читать – неважно, хотим мы этого или нет.

И наше дальнейшее общение с текстом строится либо по пути преодоления этой травмы, либо по пути её дальнейшего углубления. Мы понимаем, что Толстой, Достоевский, Пушкни прекрасны, но в школе ребёнок читает, чтобы получить оценку в четверти, но это не его выбор.

Поэтому в школе такое значение приобретает роль учителя литературы. Я считаю, что большинство школьных педагогов – это неравнодушные люди, у них горят глаза, и эту «травму классикой» можно минимизировать.

Чтение – в рубрике «мозг»

– Читающий человек в современном обществе – кто он? Умник, «ботаник» с книжкой или человек, у которого много свободного времени?

– Если же говорить о восприятии читающего человека в обществе, то наш литературоцентризм никуда не исчез, и по-прежнему читать - модно. Прочтение книги и просмотр фильма – это разный труд. Человек, который затратил время на прочтение книги – это время интеллектуальных усилий. Вы можете смотреть сериал и готовить обед, но читать книгу и готовить обед вы не можете.

Затраченный на чтение труд делает процесс чтения элитарной практикой, уделом немногих. Именно поэтому все элитарное модно, если ты читал роман, о котором все говорят, – ты однозначно модный.

Если посмотреть на стратегии продвижения чтения, то мы увидим, что, например, на сайте «Афиша.Daily» информация о новых книгах помещена в рубрику «Мозг», то есть тот, кто читает – тот умный человек. В этом смысле сегментирование книжного рынка – 10 книг для летнего чтения, 15 книг для детского чтения – это для меня правильное позиционирование, я не вижу здесь проблемы.

Когда модно читать роман «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары или роман американского писателя Джонатана Франзена «Безгрешность» (а это серьезное интеллектуальное чтение), то у читающего происходит некое повышение социального статуса – я это знаю, я это читал.

Кроме того, в стратегии продвижения чтения большую роль играет читательская рекомендация. Во многом мы читаем то, что посоветовали наши друзья, коллеги, педагоги. «Соцсети – это тупик». Дмитрий Емец рассказал о пользе чтения Подробнее

Барышня выйдет замуж

- Значит, если ты читаешь что-то современное – ты модный, а если «замшелую» классику – то нет?

– Сейчас классику читают по-другому, и исследования идут по иному вектору. К литературной классике применимы идеи глобальности развития литературного процесса, классика вписывается в цивилизационный процесс, который мы переживали и переживаем. И когда мы перечитываем классику, имея в виду новые стратегии чтения, то мы открываем в ней новые потрясающие миры.

И в этом смысле Пушкин – это не только история о том, как сменялись литературные стили в его творчестве и какова была его эволюция от сентиментализму к реализму. Сейчас мы мыслим Пушкина как феномен утверждения в России европейской цивилизации, европейских ценностей п культурного сознания.

– Почему же всё-таки большинство читает массовую литературу? Может, не все в этом признаются, но читают…

– Потому что там читателя ждет позитивный финал: преступник будет пойман, барышня выйдет замуж за миллионера. Массовая литература рассказывает историю, читатель идет вслед за ней. Все сюжеты известны: человек и любовь, человек и социум, человек и преодоление себя… А настоящая литература – это не что рассказано, а как это сделано. Стиль, индивидуальная манера письма, вкусно или невкусно вам читать, испытываете ли вы удовольствие от длинного абзаца.

И массовая литература способна научить добру и движению вверх, Она выполняет свои задачи, она вполне уместна в купе поезда, на пляже – каждой книге своё время. Почему нет?

Но всё же хочу уточнить, что под массовой литературой я подразумеваю не Донцову, а, например, детективы серии «Лекарство от скуки», представленные Борисом Акуниным. Книги Донцовой, на мой взгляд, не имеют к литературе никакого отношения.

Справка

Елена Селютина. Кандидат филологических наук, доцент ЧГИК. Окончила филологический факультет ЧелГУ в 2003 году. Автор более ста научных публикаций. Преподаёт следующие дисциплины: «Теория литературы», «Современный литературный процесс», «Литература (отечественная)», «Мировая литература» и т.д. С 2009 года организует научные конференции и круглые столы по вопросам издательского дела, книжного бизнеса и современного литературного процесса.

Соавтор пьесы «Смешанные чувства» (Е. Селютина, Е. Калужских, С. Ефимов), которая вошла в список пьес, отмеченных жюри международного театрального фестиваля «Любимовка» (2013).

 

12 произведений современной литературы, которые Елена Селютина рекомендует прочитать:

Зузак М. Книжный вор

Масловская Д. Польско-русская война под бело-красным флагом

Памук О. Музей невинности

Рушди С. Дети полуночи

Исигуро К. Не отпускай меня

Тартт Д. Тайная история

Вулф Т. Я. Шарлотта Симонс

Терехов А. Немцы / Каменный мост

Петросян М. Дом, в котором...

Юзефович Л. Журавли и карлики

Рубина Д. На солнечной стороне улицы

Прилепин З. Санькя

Ещё новости о событии:

Иногда кажется, что в нашей стране не осталось человека, который не был бы озабочен проблемой кризиса чтения.
16:36 17.10.2017 АиФ Челябинск - Челябинск
С легендарной Шаганэ, которая вдохновила Есенина на знаменитое стихотворение. - АиФ Челябинск
Иногда кажется, что в нашей стране не осталось человека, который не был бы озабочен проблемой кризиса чтения.
15:14 17.10.2017 АиФ Челябинск - Челябинск
 
По теме
Троим мужчинам может грозить до 20 лет лишения свободы #безопасность Оперативники ФСБ Фото: пресс-служба УФСБ России по Челябинской области Южноуральцев, которые пытались поджечь релейные шкафы на железной дороге,
Источник фото: МЧС - Чтобы обеспечить безопасность людей, решено обследовать состояние крыш и чердаков на предмет отсутствия протечек и повреждений конструкций.
Прокуратура Нагайбакского района провела проверку исполнения законодательства о пожарной безопасности в Муниципальном казенном учреждении социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
В Челябинской области проверят состояние крыш социальных учреждений - Министерство социальных отношений Решение организовать проверку принято в связи с инцидентом, произошедшим в комплексном центре по оказанию помощи лицам без определенного места жительства в городе Челябинске.
Министерство социальных отношений
23 марта ЮУГМУ приглашает будущих абитуриентов и их родителей познакомиться с Университетом и узнать особенности поступления в этом году  Мечтаешь стать врачом и погрузиться в мир медицины?
Управление образования г. Челябинск
Сообщи, где торгуют смертью. В Саткинском районе проходит Общероссийская акция - GovoritSatka.Ru Управление по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Челябинской области сообщает, что на территории региона проходит первый этап ежегодной Общероссийской акции «Сообщи, где торгуют смертью».
GovoritSatka.Ru
Студенческая игра - Копейский рабочий  18 марта в центральной городской библиотеке прошла квиз - игра, посвященная 10-летию вхождения Крыма в состав России.
Копейский рабочий