Осень в Государственном историческом музее Южного Урала обещает быть насыщенной культурными событиями — здесь с 14 по 19 сентября пройдёт Международный фестиваль современного искусства «Дебаркадер».
В преддверии 100-летия Октябрьской революции организаторы фестиваля поднимают на щит постулат старика Достоевского о том, что не социальные потрясения, а одна лишь красота спасет мир. Решено отдать должное событиям вековой давности и провести третий по счету «Дебаркадер» под броским лозунгом «Арт-переворот».
А пока оргкомитет определяется с окончательной программой фестиваля. Куратор театральной секции «Дебаркадера-2017» Владимир Спешков вещает с трибуны красноречиво: « Господа, «Дебаркадер» в этом году у нас короткий, но очень емкий! ».
Действительно, фестиваль будет быстрый и насыщенный, продлится он всего шесть дней, а помимо площадок Исторического музея будет задействовано пространство Челябинского железнодорожного вокзала. Там покажут спектакль «Разговоры беженцев» по произведению Бертольда Брехта, который представит команда петербургского фестиваля «Точка доступа» — номинанта премии «Золотая маска». Этот «уличный» проект уже наделал много шума в российском театральном сообществе. Его с успехом показывали на вокзалах в Москве и Санкт-Петербурге, но за пределы двух столиц он выезжает впервые — в Челябинск¸ конечно.
— География «Дебаркадера-2017» заметно расширилась в сравнении с прошлым годом, — продолжает руководитель театрального направления фестиваля Владимир Спешков. — Ожидается больше зарубежных и российских участников, но программа ориентирована все же не на количество, а на качество заявленного материала.
Особенно хочется отметить двух художников из Екатеринбурга, чьи работы будут представлены в день открытия «Дебаркадера» в большом выставочном зале Исторического музея. Это Миша Брусиловский и Виталий Волович — имена мирового уровня, предтечи всего современного уральского авангарда, чью коллекцию представляют две галереи современного искусства из Екатеринбурга. На открытие их выставки в «Дебаркадер» приедет супруга Брусиловского, и пропустить это событие будет непростительной оплошностью.
— «Дебаркадер-2017» — это как взрыв из прошлого, чье эхо докатилось до нас именами Мейехольда, Евреинова, Маяковского, Татлина, Родченко и прочих пионеров русского авангарда , — говорит Спешков. — Поэтому на открытии фестиваля, за которое отвечает «Студия М», зрителей ожидает шоу в духе супрематизма — с летающими в воздухе объектами, поджогом реквизита и прочими революционными творческими находками. А завершит первый фестивальный день премьера пьесы «Ты меня любишь, Соня Кривая?», поставленной челябинским режиссером Олегом Хаповым по пьесе Константина Рубинского и Полины Бабушкиной. Это еще одна дань революционному мифу, но уже сугубо челябинскому.
Как и в прошлом году, гостей фестиваля ждет интересная встреча с современными поэтами Урала и Москвы, которые не только планируют читать стихи, но и затевают совместные проекты с южноуральскими фотографами и хореографами.
Вся творческая общественность Южного Урала встретится на фестивале «Дебаркадер-2017» и не пожалеет об этом. Ведь хоть и говорится, что музы молчат, когда пушки палят, но на самом деле все не так. Музы не молчат. Они просто снимают свои ангельские хитоны, переодеваются в черную кожу и шершавую кирзу, выходят на улицы и берут штурмом вокзалы, вовлекая в искусство потный и горячий народный базис, а не только хлипкую интеллигентскую надстройку.
Текст: Юрий Богатенков