Денис Мацуев: «Можно даже потерять сознание на сцене, если все правильно делаешь»

Виктория ОЛИФЕРЧУК Пятый раз весну на Южный Урал привез Денис Мацуев – так уж повелось, что его фестиваль становится первой ласточкой. Четыре концерта, в том числе джазовый и юных дарований, закрытие в Магнитке – Мацуев, как вихрь, промчался по области и уже выступает где-то за океаном в Чикаго, а в Челябинске все еще обсуждают последствия его вторжения. Фото Юрия ЕРМОЛИНА Грачи прилетели

- Ваш приезд на Южный Урал у нас ассоциируется с весной. Где-то грачи прилетели и наступила весна, у нас весна наступает, когда приезжает Мацуев, - пошутил губернатор на встрече с музыкантом, которая прошла прямо во время репетиции в концертном зале без всякого протокола. Глава региона даже услышал пару вариаций Лютославского и получил в подарок книгу «Денис Мацуев. Жизнь на Crescendo» с автографом маэстро.

Музыкант благодарил главу региона за новый рояль, который в прошлом году купили для магнитогорского Дворца культуры имени Орджоникидзе, а Борис Дубровский – за музыку. Мацуев говорил спасибо за прекрасную публику, а Дубровский – за прекрасный концерт. Впрочем, обмен любезностями стал прелюдией к деловому разговору – губернатор поинтересовался мнением профессионала по поводу акустики зала Прокофьева (все-таки битва за орган, «Родину», искусство не прошла бесследно).

- Зал прекрасный, акустика замечательная, но.., - Мацуев поднимает брови, - места маловато, надо раза в два побольше, как минимум.

Вопрос о большом, но хорошем концертном зале назрел давно. Об этом не единожды говорил и министр местной культуры, и дирекция филармонии. 550 зрителей – это предел вместимости нынешнего прокофьевского зала, который на концертах Мацуева был переполнен. К слову сказать, не только знаменитости собирают аншлаги – на концертах того же ансамбля танца «Урал» зрители также жмутся по стеночкам. Камерный и духовой оркестры собирают полные залы – пора подумать о расширении пространства.

И заодно уж о создании в городе симфонического оркестра.

- У вас замечательный оркестр «Классика», который усиливается музыкантами оперного театра. Но в этот раз я играю концерт Прокофьева – это грандиозное произведение, для исполнения которого требуется еще более мощное звучание, большой оркестр. Я считаю, что город-миллионник может себе позволить симфонический оркестр, - уверен Мацуев.

- Возможно вы правы, и мы до этого доросли, - задумался губернатор, что уже хорошо. Конечно, новый оркестр, а тем более зал – это не рояль. Эта проблемка покрупнее, да подороже будет. А с другой стороны имя того человека, кто построит для города новую филармонию, автоматически попадет в историю. Ведь как только дороги и опрессовки войдут в норму, о них забудут, а «Родина», как бы там ни было, всегда будет вещественным доказательством пребывания у руля того же Михаила Юревича.



Музыкальный эксклюзив

Воодушевленные надеждами на будущее, журналисты были разочарованы отказом маэстро от общения. Такое в Челябинске произошло впервые – Мацуев всегда открыто и охотно общался со СМИ. «Старички» вспоминали о чудной прогулке по Кировке во время самого первого фестиваля, когда маэстро раздавал автографы и фотосессии всем желающим, новички судорожно искали замену – того, кто мог бы рассказать о нынешнем фестивале. Положение спас Адик Абдурахманов, руководитель оркестра «Классика». Дирижер просветил несведущих: в этот раз программа поистине эксклюзивная – ни концерты Шните и Прокофьева, ни вариации Лютославского в нашем городе в обозримом прошлом не исполнялись! Так что надо бежать и занимать свободные места, что и сделали некоторые, особо пристрастные журналисты.

Пятый по счету фестиваль несколько подкорректировал формат – помимо отъезда в Магнитку (новый рояль ждал своего крестного), Мацуев пожертвовал сольным концертом в пользу друзей, в том числе молодых, перспективных музыкантов. В числе последних Игорь Сендеров, которому всего-то 15 лет. Кстати, Игорь родом, как и Денис из Иркутска, и также является воспитанником фонда «Новые имена». В концерте он играл наравне со взрослыми, заслуженными музыкантами – любимцем челябинском публики, баянистом Айдаром Гайнуллиным и контрабасистом Андреем Ивановым. Впервые же приехал в Челябинск и скрипач-виртуоз Гайк Казазян, которого именуют не иначе как армянским Паганини. И кстати, Кампанелла великого итальянца взывала бурю эмоций у челябинской публики.

Просветительский ракурс

И все же, все же. Главное внимание было приковано к Денису Мацуеву. Он приехал за 15 минут до концерта: по ходу дела дал короткое интервью особо страждущим, переоделся и буквально ворвался на сцену и в сознание слушателей: обвал кластеров, оркестровые хроматизмы и вдруг пронзительная вспышка – хорал, который кротко тонет в новых жестких диссонансах.

Концерт Шнитке никак нельзя отнести даже к популярной классической музыке. Выносить такое произведение на суд не слишком подготовленного слушателя, да еще после популярного Пьяццоллы в исполнении почти такого же популярного Гайнуллина – это большой риск и большая же смелость. Мацуев рискнул и выиграл: слушатель, убежденный авторитетом музыканта и увлеченный эмоциональным исполнением, принял эту весьма непростую для него музыку, а это дорого стоит – вряд ли еще в нашем провинциальном городе когда-либо прозвучит подобный шедевр.

Впрочем, как вариации Лютославского и второй концерт для Прокофьева с оркестром - в этом отношении Мацуев выступил не только как успешный музыкант и не менее успешный организатор фестиваля, но и как просветитель, что по нынешним совсем немаловажно.

- Почему? Почему произведения Сергея Прокофьева звучат реже, чем Шопена или Рахманинова? – пытаю Мацуева за кулисами.

- Сложно ответить на этот вопрос, почему тот или иной композитор более или менее популярен. Кстати, я бы не сказал, что Прокофьев непопулярный композитор, он входит в четверку самых исполняемый русских композиторов в мире: Чайковский, Рахманинов, Шостакович и Прокофьев на четвертом месте.

- Но это среди русских композиторов, ведь есть же еще Шопен и Лист, Верди, Бизе, Моцарт, Штраус, наконец. А среди произведений Прокофьева в лучшем случае знают «Ромео и Джульетта», «Любовь к трем апельсинам» и музыку к фильмам.

- Этот год объявлен президентом годом Прокофьева. Как раз есть повод вспомнить о том, что музыка Сергея Сергеевича вполне современна.. Вот этот концерт, который я играю написан 100 лет назад, еще до революции. Ноты были уничтожены во время революции, а потом он восстановил этот концерт, который по началу не приняли.



Взойти на Эверест

Появлению прокофьевского концерта в репертуаре Мацуева мы обязаны маэстро Гергиеву, это он убедил и увлек пианиста.

- Валерий Гергиев – один из немногих в мире, кто сыграл практически всего Прокофьева. В 1988-м он как раз возглавил Мариинский театр, и первые выходы были связаны именно с Прокофьевым. «Семен Катко», тогда вообще никто не знал эту оперу, «Война и мир», конечно, его «Огненный ангел» и другие симфонии. Гергиев был убежден, что играть нужно не только первый концерт Чайковского и второй Рахманинова, но и второй, третий концерты Чайковского, которые никто не знал до недавнего времени, пока мы не проехали с ним по 25 странам. Я думаю, что сейчас проходит такой ренессанс прокофьевский, любой из фортепианных концертов имеет оглушительный успех в любой стране мира.

Сам Денис признается, что шел к Прокофьеву довольно долго.

- Когда ты не чувствуешь особого, любовного контакта с произведением, ты не можешь его выносить на сцену. Ты должен прожить с этой музыкой, ты должен быть готов к этой музыке. Это не проблема музыки, это моя проблема в первую очередь. Я был не готов к Прокофьеву. Как, скажем, сейчас я абсолютно не играю Шопена. Не могу сказать, что даже на пути к воссоединению с этой гениальной музыкой. Но когда это время наступает, когда вспыхивают такие отношения – это самый счастливый момент творчества. И сейчас я играю второй концерт Прокофьева везде, во всех странах, со всеми оркестрами, и я не хочу, чтобы это заканчивалось. Потому что каждая нота этого концерта абсолютно гениальна.

- Но ведь это безумно сложная музыка во всех отношениях..

- Да, музыка, сложная для восприятия. Я считаю, что это один из самых трагедийных концертов во всей фортепианной литературе, и как раз сегодня он звучит как никогда современно: это вполне современное произведение по гармоническому складу и тематизму.

- А для исполнения?

- Безусловно. Это один из сложных эмоциональных концертов, его нужно брать кровью, каденция первой части – это настоящий путь к Эвересту. Нет, технические сложности не главное. Главная проблема – исполнить концерт в том образе, как его задумывал Сергей Сергеевич, довести его до Эвереста. Можно потерять сознание на сцене, если ты правильно все делаешь, давление зашкаливает 250 на 120, - признается музыкант, увидев испуганные глаза, улыбается. – Все, не буду вас больше пугать.

P.S.

Впрочем, как отметил музыкант, челябинская публика оказалась не из пугливых, она внимала новым гармониям со старанием.

- Кто-то иногда говорит: «Зачем играть драматическую музыку? Времена сейчас не самые легкие: жить тяжело, грязь на улице, а тут еще и Шнитке тебя добивает». Но я считаю, что даже от трагической музыки ты можешь получить позитивные эмоции, как ни странно. И на концерте того же Шнитке в Челябинске стояла гробовая тишина. И я думаю, что челябинская публика готова к таким произведениям, - похвалил Мацуев, правда, на бисы ни разу не вышел. Впрочем, вряд ли после Прокофьева или Шнитке они были уместны.

Зато пообещал, что теперь уже постоянные поездки в Магнитку «на челябинских гастролях не отразятся». Что ж, подождем подтверждения на следующем фестивале.
 
По теме
В Челябинске провели областное мероприятие ко Дню работника культуры. В рамках мероприятия представители муниципальных управлений культуры Южной Урала посетили Центральную городскую детскую библиотеку им.А.М.
В День новой книги читатели Центральной городской детской библиотеки имени А.М.
Четвёртый день Всероссийской Недели Детской Книги в детской библиотеке №1 - День Мойдодыра!
Сотрудники полиции Верхнего Уфалея напоминают, что мошенники в телефонном общении представляются должностными лицами различных государственных учреждений или финансовых структур.
Приглашаем на осмотр - Кизильский вестник Заболеваемость и смертность от туберкулёза в районе повысились. Смертность от этого заболевания остаётся высокой, так как больные обращаются в больницу уже с запущенными формами туберкулёза,
Кизильский вестник
В южноуральском ЗАТО открыли уникальный диагностический центр - Южноуральская панорама В конце марта здесь провели первые диагностические исследования. В Озерске на базе клинической больницы № 71 открылось новое отделение рентген-хирургических методов диагностики и лечения.
Южноуральская панорама
А номинаций пять - Кизильский вестник Цель подобных конкурсов – сохранять, укреплять и продвигать традиционные семейные ценности.
Кизильский вестник
«Добрых книжек хоровод» - ЦБС Верхнеуфалейского городского округа Каждый год в дни весенних школьных каникул во всех библиотеках страны проходит Неделя детской книги - этот праздник детей и взрослых, праздник всех, кто влюблён в книгу.
ЦБС Верхнеуфалейского городского округа
Накануне посевной - Кизильский вестник Сегодня сотрудники «СХП Яик» заняты в основном ремонтом спецтехники. Хозяйство «СХП Яик» опирается в своей работе на опыт, квалифицированные кадры и передовые технологии.
Кизильский вестник