ДНК челябинцев

Фото: vecherka.su
Александр Патритеев Этот город был сторожевой крепостью, был меккой купцов и торговцев, был героическим Танкоградом. Сегодня Челябинск - это нечто иное. И мы, современные челябинцы, по-видимому, тоже иные. Что нас объединяет? Что для нас ценно? Куда мы идем? Как себя идентифицируем? Ответить на эти вопросы – вот так, в один присест? – решили эксперты Сигарного клуба. - Сегодня у нас чертовски интересная тема! – начал директор газеты «Южноуральская панорама» Сергей Филичкин, взявший на себя функции модератора, и тут же осекся, – Простите…
Настоятель Свято-Троицкого храма, историк Игорь Шестаков простил, но поправил: «Очень интересная тема…»

  Модератор:
- Челябинская идентичность. Кто мы, люди, проживающие на пространстве от Каштакского бора до озера Синеглазово? Дмитрий Александрович (Довбня), вы разрабатываете стратегию развития Челябинска на ближайшие десятилетия. Расскажите, кто такие челябинцы…

Челябинцы и уральцы


  Дмитрий Довбня, директор РИА «Иероглиф», председатель комитета по туризму ЧРО «ОПОРА РОССИИ»:

  - Качества и характеристики людей, населяющих определенную территорию, позволяют им развивать определенные направления деятельности. Соответственно, для стратегии развития Челябинска важно понимание, какими ценностями и способностями обладают челябинцы. Может быть, это очень узко, и вообще стоит говорить об уральцах, а потом уже идти от общего к частному.
- Уральцы и челябинцы – совсем не одно и то же.
- А может быть, наоборот, от частного к общему. Мы проводили исследование о том, как челябинцев воспринимают…

  Максим Бодягин, политтехнолог, редактор газеты «Челябинский обзор» вносит ремарку:
- Это важно: как воспринимают нас, и как мы себя воспринимаем.

Дмитрий Довбня:
- На мой взгляд, для челябинцев характерна упертость. Есть понятие «уральский пенек», символ основательности. И это, кстати, совпадает с тем, что говорят о нас жители центральной России: «Челябинцы, они добротные». На вопрос «Что бы вы купили «made in Chelyabinsk»?» отвечали, что кружевное белье – вряд ли, а вот пассатижи – да.

Игорь Шестаков:
- Брутальный образ.

Модератор:
- Подытожим, челябинцы упертые, брутальные, добротные.
После нескольких эпитетов, которыми эксперты успели челябинцев наделить, можно было бы и закончить дискуссию об идентификации. Но один неосторожно заданный вопрос развил тему до философских масштабов.

Максим Бодягин:
- Мы говорим о том, какие мы есть, или о том, какими хотели бы быть?

«Слышь, пацан, чьих будешь?»

  Игорь Шестаков:
- Несмотря на добротность, упертость, надежность, нам не хватает дерзновения сегодня говорить о том, что Челябинск – уникальный город. Почему-то другие подчеркивают свои особенности. Мы же - стесняемся. Конечно, у Челябинска есть история, причем она очень интересна. Город, возникший как некий форпост. То время недооценено. Первый раз «крымнаш» когда? Во времена правления Анны Иоанновны, ровно в тот год, когда основан Челябинск. Мне кажется, это не случайное совпадение, но тенденция общего движения на восток. Наш город появился на острие российского экспансионизма, что позволяет говорить о том, что его заселяли люди, обладавшие определенной пассионарностью.

  Одного историка поддерживает другой (и эта солидарность радует), Гаяз Самигулов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник научно-образовательного центра евразийских исследований ЮУрГУ :

  - Челябинск – срез истории зауральской. Хотя, по большому счету, у нас история России транслируется как история европейской части страны. А истории восточной части, получается, вроде бы и не было. На самом деле с началом российского распространения на восток здесь было много противоречий. Но то, что население, шедшее за Уральский хребет, в большинстве своем было готово рисковать, чтобы обустроиться на новом месте, совершенно верно. И это не могло не сказаться на характере первоначального поселения. Постепенно формировался классический вариант поселения, которое начинало вырабатывать свой характер. Отсюда та самая упертость, да и некоторое недоверие к чужакам.

  Максим Бодягин:
- А со временем это еще и укрепилось, потому что Челябинск после Великой Отечественной войны – скопление заводских слободок. На этом была построена система коллективной безопасности: «Слышь, пацан, чьих будешь? Кого знаешь?»

  Игорь Шестаков:
- На своих и приезжих деление было всегда.
- Вообще, у вас много знакомых коренных челябинцев, скажем, старше 50 лет? Большой вопрос.

Челябинск – город?


  До сей поры отмалчивавшийся Михаил Смирнов, директор рекламного агентства «Элефант» , не выдерживает:

  - Крамольную мысль выскажу: Челябинск, он вообще город?

  Модератор (грустно, посреди тишины):
- Договорились, до ручки…
- Какая может быть самоидентификация? 100 лет назад здесь проживало 20 тысяч человек. Город как таковой, помимо количественных параметров, крепок своим коренным населением. В Челябинске коренного населения нет. Когда Транссиб открыли, через город прошло 9 миллионов человек. Челябинск зашел в войну с населением, по-моему, в 240 тысяч, а вышел из нее с населением в 700 тысяч. Говорить о каком-то челябинском характере – это что-то придумывать.

  Максим Бодягин:
- Екатеринбуржец отличается от челябинца?

  Михаил Смирнов:
- Конечно. Но Екатеринбург – город. А Челябинск – нет. Там город формируют. Вот задайте в Екатеринбурге любому ребенку старше десяти лет 10 коренных вопросов об истории его родного города. И задайте ребенку в Челябинске 10 таких же вопросов. Челябинцы должны знать назубок основополагающие даты в истории своего города. Детям нужно изучать это в школе. А вы знаете, кто такой Михайловский? Человек, сделавший Челябинск Челябинском, построивший за 12 лет Транссиб! А у нас нет улицы его имени. Или нарком танковой промышленности Малышев, превративший Челябинск в столицу советского тыла. У нас нет улицы его имени (в Екатеринбурге улица Малышева – на Уралмаше). Да, мемориальную доску в Челябинске повесили, но и то, чтобы сэкономить деньги, Малышева запечатлели вместе с Зальцманом.

Гаяз Самигулов:
- В Екатеринбурге процент коренного населения тоже относительно невелик. Но большую роль играет установка, которая чаще всего задается сверху либо какой-то инициативной группой. В чем принципиальное отличие Екатеринбурга от Челябинска? Отец Игорь правильно сказал, что у нас дерзновения нет. В Екатеринбурге же изначально была поставлена задача: «мы лучше всех». В Челябинске же постоянно стараются быть «не хуже».

Игорь Шестаков:
- Вечно дрейфовать в кильватере соседа – неблагодарное занятие для растущего города-миллионника. Мне кажется, Челябинску не хватает современной городской мифологии. Причем периодически возникают попытки ее создать. Но ощущение, что городу совершенно отказано в некотором интеллектуальном начале, мол, довольствуйтесь тем, что у вас есть. Этакая булычевская планета Десса. Но мы сегодня неслучайно апеллируем к истории, стараясь найти если не решения современных проблем, то хотя бы точку опоры: извините, 90% городов в США – это захолустные дыры. Но посмотрите, какой там региональный патриотизм!



 
Несвятые святые

  Модератор:
- В любом даже небольшом городе центральной части России обязательно есть своя городская легенда, какая-то главная святыня, икона, есть святые, подвижники. Ведь для людей это ценно. У Челябинска есть что-то подобное?

  Максим Бодягин:
- Пройдите по Сони Кривой, посмотрите на мемориальные доски, вообще посмотрите на городские мемориальные доски. Кому они? Сотрудникам правоохранительных органов и хозпартактива. Это наши святые?! Это наш пантеон?! Нет, они наверняка были прекрасными людьми. Но, пожалуйста, пусть наряду с ними будут доски художникам, музыкантам (саму Соню не надо трогать; Соня – наше все). А еще удивляемся, почему нам отказывают в интеллектуальном потенциале.

Игорь Шестаков:
- У Челябинска, кстати, есть святые и святыни. Александр Миропольский, священник, который жил и работал здесь, будучи известным миссионером, но о нем сейчас знает лишь небольшая группа лиц. Энциклопедист Дмитрий Неаполитанов. Анна Полежаева, основательница Одигитриевского монастыря. Все это прецеденты, причем серьезные прецеденты. И все-таки, если говорить о святых покровителях, да, Челябинск не имеет таких святых, каких имеет Екатеринбург в лице царской семьи, которая, в принципе, оказалась там не благодаря, а вопреки…

Гениальная ситуация

  Дмитрий Довбня:
- Хорошо, Екатеринбург – центр Урала, и он определенные исторические функции несет. Челябинску нужно осознать свое место, обозначить его для Уральского региона, для России. Грубо говоря, почему Челябинск должен жить, какие компетенции, ценности он должен транслировать в мир, чтобы его существование было оправданным.


  Дискуссию закольцовывает Михаил Стерехов, главный редактор газеты «Вечерний Челябинск»:

  - Здесь говорили об истории, культуре, мифологии, производстве. Это все разрозненные осколки. На самом деле, если речь идет о самоидентификации челябинцев (да и в принципе, жителей любого города), мы должны четко понимать, что в основе лежит идеология как совокупность системных, упорядоченных взглядов и ценностей. Если человек является носителем этой системы, то у него мозаика гармонично сложится. Не осознав этого, мы и через полгода соберемся, чтобы о том же говорить, и через год…

Максим Бодягин:
- Сейчас у нас гениальная ситуация: Челябинск в ожидании саммитов ШОС и БРИКС. Если не сделаем сейчас, не сделаем никогда.

Комментарии:

Михаил Смирнов:
- Нужно описать Челябинск с точки зрения истории. Если это сделать, то уже никакие городские легенды придумывать не надо. А дальше поручить специалистам, чтобы все это превратилось в некий документ. И через 10 лет мы получим здесь совершенно другой культурный слой.

Игорь Шестаков:
Челябинск – город, который имеет полное право формировать свою идеологию, свою культуру, продвигать собственные идеи. Здесь удивительным образом преломляется вся история России. Это город со своими святыми покровителями: 15 февраля 2013 года доказало нам, что в Челябинске точно есть 10 праведников.

Гаяз Самигулов:
Наверное, надо вырабатывать идеологию. Необходимо для начала определить хотя бы 10 - 15 ключевых дат с описанием, 10 - 15 имен с легендами, и тиражировать это имело бы смысл.

Максим Бодягин:
Хочется верить, что разговор об идентификации челябинцев станет началом работы, которая все-таки даст понять, что мы еще недооцениваем место, в котором живем.

Михаил Стерехов:
- В том и уникальность ситуации, что, по сути, это материал, из которого можно собирать, что пожелаешь собрать в силу таланта. А возможно, идея родится случайно и придет в народ. В любом случае, идеология – нейтральный термин, и его наполнение зависит от людей.

Дмитрий Довбня:
Нужен инструментарий, и на протяжении двух лет мы ищем подходы, отказавшись, во-первых, от чиновничьего подхода к написанию стратегий, Стратегии не пишутся и не кладутся на стол: «Все, написали». Они должны эволюционировать.

Сергей Филичкин:
Нам очень не хочется быть задним двором Екатеринбурга. Нам не хочется быть серым, уставшим городом. Мы хотим большего. И мы достойны большего. Мы – Челябинск, город сильных людей. Желательно, чтобы мы стали городом людей смелых и предприимчивых.

 

 
По теме
 
 
«Трактор» уступил «Салавату Юлаеву» в битве за Кубок губернатора - Агентство новостей Доступ Уфимский «Салават Юлаев» обыграл «Трактор» и стал победителем Кубка губернатора Челябинской области – встреча завершилась со счетом 3:4 (1:2, 2:1, 1:0), передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
18.08.2018
 
Предприятие заплатит 39 млн за загрязнение реки Юрюзань - Агентство новостей Доступ Арбитражный суд обязал МУП «Многоотраслевое производственное объединение энергосетей» Трехгорного (ЗАТО, Челябинская область) возместить нанесенный реке ущерб в размере 39 млн рублей,
18.08.2018
Трагедия произошла накануне днем в Щучанском районе Курганской области. По данным ГУ МЧС, водитель за рулем бензовоза МАЗ на трассе Иртыш в районе населенного пункта Медведское влетел в ехавшую впереди "Газель".
19.08.2018 MediaЗавод
  Криминальные сводки сегодня по-прежнему остаются самыми читаемыми. Если верить статистике, то в день в Саткинском районе совершается несколько преступлений и правонарушений самого разного характера.
17.08.2018 Саткинский рабочий
obzor.io Почему женщина хранила в садовом домике 850 тысяч рублей, не сообщается, известно лишь, что деньги исчезли.
17.08.2018 Газета Спектр
Лауреат литературной премии "Русский букер" писатель Владимир Шаров во время пресс-конференции в гостинице "Золотое кольцо", 2014 год. ФОТО Михаил Метцель/ТАСС - КП Челябинск Писатель, создавший альтернативную русскую историю, скончался в возрасте 66 лет Евгения КОРОБКОВА В возрасте 66 лет умер от рака писатель Владимир Шаров, наш российский Умберто Эко, создавший свою гигантскую русскую историю.
18.08.2018 КП Челябинск
Варвара Луговская покорила бардовский Олимп, став грушинским лауреатом. На Волге, под Самарой, состоялся 45-й Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина,
17.08.2018 Магнитогорский металл
Так необычно называлось мероприятие, которое организовали для детей работники центральной детской библиотеки.
18.08.2018 Октябрьская искра
Окончательно прояснилась "темная" история с кадрами, на которых якобы запечатлен игрок сборной России и одна из звезд ЧМ-2018 [видео] Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin На второй день после того,
18.08.2018 КП Челябинск
Южноуральские хоккейные клубы проводят благотворительную акцию. Сегодня в Челябинске состоятся решающие матчи Кубка губернатора по хоккею - финал и поединок за третье место.
17.08.2018 Магнитогорский металл
Журналисты «КП» Дмитрий Стешин, Владимир Ворсобин и Виктор Гусейнов отправились на резиновой лодке по Волге и уже добрались до городков Балаково и Вольск [фото] Владимир ВОРСОБИН Дмитрий СТЕШИН Виктор ГУСЕЙНОВ См.
18.08.2018 КП Челябинск
Инструкция для тех, кто устал жить на асфальтированном пятаке, заставленном машинами Андрей АБРАМОВ Семь лет назад инженер-программист Дмитрий Шуляков женился и ответ на квартирный вопрос нашел в строящемся Парковом.
18.08.2018 КП Челябинск
В связи с проведением планового обследования участков трубопроводов газотранспортной системы ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» с 21 августа в городе в течение двух дней будет отсутствовать горячее водоснабжение.
17.08.2018 Администрация г.о.Озерского