"Государство должно спонсировать творческие лаборатории и построить сеть национальных кинотеатров"

Сегодня, 27 августа, отмечается День российского кино. Мы гораздо более восприимчивы к западному кино, чем Индия или, скажем, Китай. Почему так? Неужели у нас нет своих традиций, которые могли бы стать корневой системой высококлассного отечественного кино? Редактор портала "Однако" Виктор Мараховский рассказал Накануне.RU об этом, а также о том, почему лишь отдельные российские фильмы признаются соотечественниками любимыми, а другие, будучи пустыми по содержанию, "собирают кассу". Эксперт считает, что надо снова показывать на телеэкране русские народные сказки, а также создать свою, национальную сеть кинотеатров.

Вопрос: В День российского кино хотелось бы поговорить, прежде всего, о  кино патриотическом. Именно вокруг этого сегмента в последнее время ломается много копий. Каким должно быть российское кино о патриотизме? Документальным или художественным?

Виктор Мараховский: Зачем же разделять, если можно вместе? У российского кино есть масса замечательных поводов для документального или художественного кино. Например, сейчас начали раскачивать достаточно активно тематику Первой мировой войны, которая, собственно, была историческим прологом Великой Отечественной. Несмотря на то, что было между ними. С другой стороны, сейчас идет масштабная война на Украине, которая является малой Отечественной в чистом виде. С тематиками проблем нет, с заинтересованностью проблем нет. Патриотическая тематика – тот самый товар, который точно невозможно заменить импортом.

Вопрос: Что должно побудить человека к просмотру фильма об Отечестве?

Виктор Мараховский: К просмотру любого фильма человека может побудить высокое качество и талантливая работа съемочной группы. Интересный сценарий, замечательные актеры, прекрасные режиссеры. То есть все то, что пока, к сожалению, не поставлено у нас на поток. Не является тем, что называется "по умолчанию". У нас есть киноиндустрия, которая клепает, к сожалению, комедии. Эти комедии меня лично пугают. Ну ладно, с другой стороны, японцы тоже перед тем, как перейти к созданию своей знаменитой японской электроники, начинали с того, что клепали в 50-60-е годы какие-то плащики демисезонные, радиоприемники и так далее. Может быть, отечественный кинематограф разминается на пугающих комедиях, а дальше пойдет все, как нужно.

Давайте вспомним. Величайшим провалом обернулось празднование отечественным кинематографом двухсотлетнего юбилея Отечественной войны. Он породил (так и запишите) такую вопиющую дрянь, как "Уланская баллада", и больше ничего. Приятно посмотреть за судьбой режиссера. Тогда он получил казенных денег. Хотелось бы знать, а получает ли он сейчас на что-либо казенные деньги? Необходимо перейти от такой безответной, безмолвной грантовой системы к выдаче денег творцам. Измерять успех фильма необходимо в зрителях. Когда я читаю потом, что авторам абсолютно провального фильма "Гагарин. Первый в космосе" (очень плохой, некачественный фильм, неумело, глупо снятый по плохому сценарию) дают деньги на то, чтобы снимать фильм про Льва Яшина, ну, извините. Нет системы наказаний пока что у нас. А должна быть. Пока показательной гражданской казни за плохое кино я не видел. Сейчас на дворе 2014 год, столетие начала Первой мировой. Вы слышали о каких-нибудь художественных проектах? Я слышал, над чем-то работает Игорь Угольников. У него, кстати, "в активе" продюсерство над "Брестской крепостью". Начало войны (годовщина начала Первой мировой, - прим. Накануне.RU), кстати, уже прошло.

Вопрос: Следует ли снимать фильмы на тему патриотизма, ориентированные на старших, скажем, школьников?

Виктор Мараховский: Нет. Любая дополнительная специализация – дополнительное оправдание при провале. Вы помните за последние 10-15 лет хоть один фильм, специально снятый под детскую аудиторию? Ежегодно при поддержке государства их снимались десятки. Так называемых "детских фильмов". После этого мы о них узнаем, только когда над ними издевается кто-то. Сейчас нету никакого разделения на детские/взрослые фильмы. Если фильм ориентирован исключительно на детскую аудиторию, то называется это "русские народные сказки". Вот сделать полный ремейк всех классических сказок было бы хорошо. У нас нету ни одного хорошего, с высокой графикой Змея Горыныча, полета Бабы Яги в ступе. Это отвращает детей от знания отечественной мифологии и переводит их на мифологию чужую. У нас нет более-менее адекватных богатырей. Последний богатырь – народный артист из 50-х с подбитыми ватой плечами, который сейчас не совсем хорошо смотрится. Для детей ведь снимать сложнее. Где у нас фильмы про подвиги детей в Великую Отечественную?

Вопрос: Ну а как так получается, что одни фильмы ("Легенда №17", скажем) бьют рекорды популярности и народной любви, а другие ("Сталинград" Бондарчука) проваливаются и вызывают отвращение? Может, дело в моде?

Виктор Мараховский: Во-первых, "Сталинград" не провалился. Он собрал большие деньги. Я не помню, сколько точно, но он нормально окупился. При этом фильм никакой. Беспомощный. Это качественно снятый фильм. Во-вторых, дестрибьюцией фильма занималась, если не ошибаюсь, "Сони". В общем, фирма, которая умеет этим заниматься. Вместо того, чтобы возлагать это все, как Никита Михалков, на государство, Бондарчук поступили правильно. По крайней мере, с чисто коммерческой точки зрения. С самого начала отдался компаниям кинопроката. В итоге абсолютно никакой фильм был назван "патриотической картиной" (взрывы есть, солдаты горящие бегают, штыковые атаки имеются? Ну и ладно). А "Легенда №17", извините, талантливо снятое кино.

Вопрос: Отдельная тема – фильмы Никиты Михалкова. Они снимаются при поддержке государства, но выходят едва ли не русофобскими. Отчего так?

Виктор Мараховский: Вот тут есть нюанс. Есть такая вещь как конъюнктура. Никита Михалков человек, скажем так, не молодой. За конъюнктурой он успевает не всегда. Стоит отметить, "Легенду №17" снимал его же продюсерский центр. Но чуть позже, чем "Предстояние" и "Цитадель". О чем это говорит? О том, что, как ни страшно это для нас (ну для меня, по крайней мере) прозвучит, может быть, одним из центров создания качественного отечественного кино будет как раз центр около Михалкова. Существует профессионализм. По крайней мере, в потенциале.

Почему были сняты "Предстояние" и "Цитадель"? Ну, это загадка души мастера. Человек, на мой взгляд, просто не понял своевременно, что нужно снимать другое кино, и решил снять то, что снял. То ли Кустурицу он решил на спор переплюнуть, то ли что. Чем Кустурица был хорош, снимая свои военные фильмы? Он снимал их в 90-е, когда было всеобщее "падение оков" и у нас, и в Югославии. Она к тому моменту разваливалась и переставала быть и социалистической, и федеративной, и Югославией. Поэтому тот хаос и ужас, который изображал Кустурица - это было нормально. Сейчас Россия, спустя почти полтора десятилетия, в другом состоянии совершенно находится между Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Новороссией. И когда снимается по-прежнему что-то, олицетворяющее хаос, это, на мой взгляд, несвоевременно. Если он ещё что-то снимет, не удивлюсь, если это будет что-то нормальное и вполне внятное. Даже патриотическое. Конъюнктура теперь всем понятна.

Вопрос: Фильмы на патриотическую тематику должны жить сами по себе? Или же в комплексе с другими произведениями искусства (в самом широком смысле – музыка, выставки, лекции, образовательные программы)?

Виктор Мараховский: Начнем с рассола, да? У нас существует богатый пласт патриотической беллетристики. Именно беллетристики. Это приключения, условно говоря, Дюма. Бывают и хорошие вполне книжки. Есть патриотическая фантастика. Есть вещи ужасные, их всегда больше, но так всегда и должно быть. И, к сожалению, этот пласт ещё не охвачен. Если бы патриотическое кино должно было на что-то опираться, я бы порекомендовал опираться на такой пласт отечественной фантастики, как "попаданчество". То есть человек попадает в (условно) 1914 год и история меняется так, что у нас все выходит хорошо, а у других – значительно хуже. Глупо было бы не воспользоваться этим кинематографу. Что касается музыки, то я думаю, что нет сейчас российской музыки как культурного явления. Внятного. Ну нету. Есть классики русской музыки, но они умерли и уже не с нами. Но есть современная эстрада, рок-сцена, которая поет, честно говоря, нечто беспредметное. В лучшем случае, у них есть смутное желание быть недовольным.

Вопрос: Один из сегодняшних трендов – краудфандинг – просачивается и в кино. Яркий пример – "28 панфиловцев". За два месяца фильм смог набрать 21 млн рублей. Неужели фильмы о патриотизме – удел активистов, а не государства?

Виктор Мараховский: Ну, во-первых, мы "28 панфиловцев" ещё не видели. Поскольку мы ("Однако" и я) активно участвуем в судьбе этого проекта, то мы очень заинтересованы в том, чтобы это получилось отличное и, главное, успешное кино. Но нормальная ситуация – не один фильм в два года, а десятки фильмов в год. Исключительно народными средствами тут вопрос не решить. Даже если речь идет о современных технологиях. Мы сейчас видим примеры, когда фильм снимается за две копейки, но на очень профессиональном уровне. Но это кино для Youtube, а не для киноэкрана. Соответственно, не для широкого экрана. Для широкого экрана нужно снимать фильмы "за дорого". А большие деньги возникают только у крупных компаний, которые заточены на дистрибуцию. Было бы хорошо, если бы государство спонсировало творческие лаборатории, чтобы оно аккумулировало возле себя некоторое количество продюсерских центров. Чтобы оно помогло созданию отечественной сети кинотеатров. У нас ведь сейчас нет такой сети. Кинотеатры по факту принадлежат западным прокатчикам. И, соответственно, кто владеет кинотеатрами, тот и прокатывает свои фильмы.

Вопрос: Учитывая возвращение Крыма, может ли родиться какой-либо проект на эту тему?

Виктор Мараховский: Нет. Тут надо понимать, что возвращение Крыма – один из эпизодов масштабной украинской драмы, которая сейчас разворачивается. Это самый первый и самый благополучный, бескровный путь. Когда мы, извините, говорим, о возвращении Крыма, это абсолютно вытесняется погибшими детьми Донбасса. Условно говоря, "Горловская мадонна" - она вышибает собой воссоединение Крыма. Если будут снимать фильмы, то, я думаю, вся война в целом должна стать тем поводом, который ляжет в основу фильма.

 
По теме
Если ваши дети ещё малы для детского сада, приходите вместе с ними на игровые развивающие занятия проекта «Библионяня».
На Южном Урале сотрудники ФСБ обезвредили «черных нефтяников» - Южноуральская панорама Злоумышленники похитили более 200 тонн дизельного топлива. УФСБ России по Челябинской области задержала шестерых местных жителей, которые воровали дизельное топливо в промышленных масштабах.
Южноуральская панорама
Свиной «пожар» по-остроленски - Газета Всходы Встреча с жителями посёлка прошла в сложной обстановке Сегодня, 28 марта 2024 года, состоялась встреча руководителей с жителями п.Остроленский.
Газета Всходы
Врач рассказал, как часто можно есть фастфуд - Областной ЦМП В четверг, 28 марта, врач Челябинского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики Данил Абубакиров стал гостем эфира на «Радио Ваня» в южноуральской столице.
Областной ЦМП
Встреча поколений - Ашинский район         25 марта студенты Ашинского индустриального техникума Жимоедова Карина и Чистяков Илья вместе с советником директора по воспитанию и работе с общественными организациями Бобровой Екатериной Раисовной посетили сла
Ашинский район
Всемирный день театра - Краеведческий музей 27 марта – Всемирный день театра, который ежегодно отмечается с 1962 г. В этот день мы решили рассказать о необычном спектакле, поставленном в Троицкой женской гимназии зимой 1918-1919 гг.
Краеведческий музей