Ространснадзор начинает активную борьбу с неплательщиками взносов по системе "Платон". На дорогах появятся новые системы видеофиксации, а сами автотрассы ждет реконструкция.
По Московскому тракту грузовые фургоны проносятся один за другим. Но, несмотря на оживленное движение, видеокамера с высоким разрешением фиксирует номер каждого из них. Полученные данные моментально обрабатываются. И если кто-то из водителей не использует систему "Платон", программа зафиксирует это и автоматически выпишет нарушителю штраф в размере 5000 рублей. Такой порядок в России установлен с ноября 2015 года.
Уже в этом году в Свердловской области будут построены и введены в эксплуатацию восемь стационарных систем контроля за большегрузным транспортом. Работать они будут круглосуточно исключительно на федеральных трассах. Всего в России появится 481 подобный комплекс.
Название "Платон" российская система взимания платы с грузовиков получила от сокращения словосочетания "плата за тонны". Водители большегрузов должны вносить плату за пользование автотрассами. Но, как показал опыт работы системы, хозяева порядка ста тысяч машин – а это около 12 процентов от всех зарегистрированных в стране грузовиков – уклоняются от уплаты налога. Из-за этого страдают добросовестные перевозчики. Дороги и мосты, по которым двигаются тяжелые фуры, приходят в негодность, а в ожидании их ремонта грузы приходится везти в объезд.
"У нас техника особенная. Нам важно, чтоб мосты выдерживали наши грузы. Есть много дорог, где есть ограничения на ось", – комментирует Анна Иванова, инженер по регистрации транспорта компании "Специзоляция".
Сборы по системе "Платон" только в прошлом году позволили отремонтировать 1000 километров дорог, семь мостов и 24 путепровода. Свердловская область на поддержание дорожного фонда получила 450 миллионов рублей.
"Хотелось бы больше прозрачности в обработке данных: кто платит, кто не платит. Наглядно продемонстрировано, какие дороги сделаны в результате эксплуатации системы "Платон", – говорит Ирина Шведова, директор предприятия "Автоколонна 1212".
В транспортных компаниях говорят, что новый сбор не сильно повлиял на экономику и бизнес. Параллельно действует послабление по транспортному налогу. Но со временем тариф будет расти, и к этому надо подготовиться.
"Клиенты ожидают повышение тарифа до 3 рублей 6 копеек. Это необходимо для строительства транспортной инфраструктуры в стране", – рассказывает Алексей Сидоренко, руководитель коммерческого управления уральского филиала компании "Транспортные системы".
Тем более что в этом году сборы по системе "Платон" позволят отремонтировать еще большее количество дорог. Причем, не только федеральных, но и областных.
Дмитрий Немытов, Александр Трофимов