Госуслугам в электронном виде мешает Интернет-неграмотность

Число людей, которые получают государственные услуги через Интернет, постепенно растет, но по-прежнему остается крайне небольшим. Проблема заключается в низком уровне компьютерной грамотности населения. Да и доступ к мировой паутине пока есть далеко не у каждого жителя Южного Урала.

Челябинец Руслан Абитов пришел в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), для того чтобы переоформить на другого человека свой земельный участок. Из трех существующих в городе МФЦ он выбрал центр на улице Комарова, 39 (два остальных: улица Труда, 164; улица Сони Кривой, 75а). О возможности провести регистрацию перехода права на земельный участок через Интернет Руслан на момент подготовки номера к печати не знал. Да и пользоваться этой государственной услугой посредством мировой паутины он изначально не собирался.

В своем выборе в пользу МФЦ Руслан не одинок. По статистике, электронным доступом к госуслугам в Челябинской области пользуется не более 9,2 процента населения.

Мне проще прийти в МФЦ, в очередь встать и вживую оформиться. Тут меня проконсультируют, а наедине с компьютером все самому придется делать, – рассказывает Руслан. – Тем более что в этом МФЦ, на улице Комарова, очередь маленькая – максимум полчаса ждешь (это не МФЦ на улице Труда). Я уже один раз приходил с семьей на выписку из частного сектора. Так представляете, тут есть даже детский уголок, и ребенок смог поиграть, пока мы были заняты.

В качестве аргумента против интернет-доступа к госуслугам люди также отмечают тот факт, что прохладно относятся к Интернету в принципе. Кроме того, для доступа к госуслугам онлайн нужны специальные знания и электронные подписи. К примеру, для передачи прав на земельный участок через Интернет Руслану потребовалась бы усиленная цифровая подпись, которую он смог бы купить только в специализированной организации примерно за тысячу рублей.

Но даже приобретя усиленную цифровую подпись, все равно ничего с земельным участком было бы не сделать. Для проведения нужной операции вторым шагом пришлось бы пройти процедуры регистрации и идентификации на Едином портале «Gosuslugi.ru». В обществе бытует мнение, что тратить на это силы и время имеет смысл только тем людям, которые решили пользоваться указанным интернет-ресурсом на постоянной основе, или тем, кто связан со сферой госуслуг по работе. Например, это риэлторы и нотариусы. Но даже они до конца не знают о всех возможностях, которые дает портал «Gosuslugi.ru».

Я пользуюсь электронным порталом «Госуслуги» в основном для предварительной записи на регистрацию прав по сделкам с недвижимостью. Также через него оформляли заграничный паспорт. Портал нас полностью устраивает, так как экономит наше время – говорит риэлтор Татьяна Сычева. – Про то, что теперь и сами сделки можно проводить в электронном виде, я еще не слышала, но только потому что недавно вернулась из отпуска. К «бумажным сделкам» мы уже привыкли. Теперь будем в электронных разбираться, смотреть.

На сегодняшний день через портал «Госуслуги» в Челябинской области можно получить порядка 170 государственных (муниципальных) услуг. Охвачены практически все сферы жизни. «Госуслуги» онлайн простираются от справочной информации и спутниковых карт до оплаты счетов, госпошлин и операций с имуществом.

– Освоить некоторые госуслуги в электронном виде не так уж и трудно, но весьма мало удовольствия доставляет бестолковость одних и недружелюбность интерфейса других, – говорит челябинец Александр. – Я оформил себе личный кабинет на сайте «Энергосбыта» и личный кабинет налогоплательщика на сайте наговой. В «Энергосбыте» система с завидной постоянностью пробует выставлять непонятный небольшой долг. Чувствуется, что без живого общения с этим не разобраться. А с интерфейсом «налоговой» пришлось разбираться полторы недели.

По словам первого заместителя министра информационных технологий и связи Челябинской области Игоря Фетисова, неудобство использования той или иной госуслуги в электронном виде нужно рассматривать отдельно в каждом случае. И для доработки доступа к госуслуге нужно подавать жалобу именно той организации, которая данную услугу предоставляет. Региональное Минсвязи отвечает за реализацию политики по развитию электронного общества на региональном уровне в целом. Непосредственно в Министерство можно обращаться по поводу работы геоинформационной системы Челябинской области. Эта система имеет веб-интерфейс, через который зарегистрированные граждане и сотрудники различных ведомств могут получать полезную информацию. Внешне это географическая подложка, на которую послойно нанесены важные сведения. Например, граждане могут посмотреть на геопортале покрытие сотовой связи разных операторов в каждом районе области. Или можно увидеть, в каких государственных учреждениях обеспечены необходимые для инвалидов условия.

В 2014 году мы также совместно с «Яндексом» сделали прообраз системы «Городской общественный транспорт», – рассказывает Игорь Фетисов. – Это очень удобная вещь для пассажиров, имеющих смартфоны. Я сам ею пользуюсь: для контроля системы передвигаюсь на общественном транспорте или пешком, хоть и являюсь чиновником. Кроме того, через эту систему можно проконтролировать, как передвигается конкретный междугородний автобус.

Для повышения процента населения, пользующегося госуслугами в электронном виде, федеральное Минкомсвязи и Ростелеком решают задачи по увеличению уровня компьютерной грамотности населения и ликвидации цифрового неравенства (когда в крупных городах доступ к Интернету есть практически у всех, а в небольших населенных пунктах найти выход в мировую паутину – это большая проблема). Решение именно этих двух первостепенных задач позволит выйти на плановые показатели по доступности госуслуг в электронном виде. Планируется, что к 2018 году ими будут пользоваться 70 процентов населения (в каждом сельском поселении с населением от 250 до 500 человек должен появиться пункт коллективного доступа в Интернет). Если вспомнить, то когда-то и сотовый телефон далеко не все могли освоить, а теперь, по статистике, на каждого южноуральца приходится по три sim-карты…

 
По теме
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
Троичанин избил знакомого лопатой - Газета Регион Ранее неоднократно судимый 45-летний троичанин после более десяти лет, проведенных в колонии строго режима за совершение преступления с применением насилия, вновь стал фигурантом уголовного дела.
Газета Регион
1-DytyuytutuSC_1017.jpg - Ozersk74.Ru На последнем заседании Собрания депутатов перед народными избранниками с докладом об итогах работы по обеспечению правопорядка в 2023 году выступил начальник озёрского УМВД Кирилл Черепенькин.
Ozersk74.Ru
Дни истории на Южном Урале - ЧГИК 28 марта, во Всемирный день историка, кафедра истории, музеологии и документоведения факультета документальных коммуникации и туризма провела центральное мероприятие проекта «Дни истории на Южном Урале»,
ЧГИК
День малой родины - ЦБС Ашинского района С целью приобщения детей и молодежи к истории и культуре своей малой родины в Симской городской библиотеке №2 был проведен праздник День малой родины «Все о родном городе».
ЦБС Ашинского района