За границей учиться – не значит Родину предать

Народ не любит, когда чиновники или их родственники что-то делают за границей, ибо подозревают (и не без оснований), что делают они это на народные деньги.Фото: Тимур ХАНОВ Почему призыв возвратить из-за рубежа детей чиновников не только популярен в народе, но и вреден для экономики страны

Прошел слух, что госчиновникам Кремль настоятельно, хотя неформально, рекомендовал вернуть на родину детей, обучающихся в зарубежных университетах. Хотя слух был опровергнут (законных оснований к таким требованиям пока нет), тема пошла в массы. Народ не любит, когда чиновники или их родственники что-то делают за границей, ибо подозревают (и не без оснований), что делают они это на народные деньги.

«От чиновников» же осмелился публично ответить лишь один человек. И тот не чиновник. Дочь пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова Елизавета идею раскритиковала в том духе, что зарубежное образование не есть подрыв устоев патриотизма, а вовсе даже наоборот.

Не вдаваясь в рассуждения о том, на какие деньги живет и учится за границей Елизавета, хотелось бы поддержать, между тем, саму идею: зарубежное образование – не антигосударственный порок.

У нас любят перегибать палку, бежать впереди «паровоза патриотизма» и антизападничества, предугадывая «линию партии»: даешь, мол, запрет на все иностранное! Начиная от порой дурного и встающего втридорога импотозамещения и кончая образованием и даже лечением. Однако если наши нынешние университеты не блещут пока высокими местами в международных рейтингах, то как можно рассчитывать на конкурентоспособность в мире, сознательно ограничивая будущих управленцев, инженеров и прочих «компьютерщиков» в том, чтобы получить доступ к передовым знаниям мировой науки? Самоизоляция в науке и образовании - это не только путь в тупик, но и к поражению в мировой конкуренции. Поэтому стремиться получить доступ будущей правящей элиты к элитарному по мировым меркам образованию – это сегодня норма для многих стран мира.

Из выпускников Оксфорда и Кембриджа (условно) состоит ныне вся правящая элита даже таких консервативных стран, как монархии стран Персидского залива. Что не мешает, к примеру, Саудовской Аравии оставаться ваххабитским королевством. Китай, чью правящую компартию трудно заподозрит в «космополитизме», отправляет каждый год за границу сотни тысяч студентов, в том числе за госсчет. Более двух третей из них едут учиться в США, главного конкурента Китая. В прошлом году туда поступили в университеты 320 тысяч китайцев, а всего находится на обучении около 800 тысяч. Да, не все из них возвращаются. Но те, кто возвращаются (а это большинство) будут двигать страну вперед еще быстрее. Как и те, кто обучался в китайских вузах, которые сейчас массово на огромные деньги приглашают к себе лучших иностранных профессоров, в том числе из России.

Из бывших советских республик наиболее активно отправляют учиться за рубеж будущую элиту Азербайджан и Казахстан. Такие программы работают там с 90-х. Госстипендии предоставляют под жесткие условия вернуться работать на родину. С середины 90-х в Казахстане по такой программе обучения за границей прошло около 10 тысяч человек, многие из них сейчас работают на высоких должностях.

Хотя население России в 8 раз больше казахстанского, ни о каких 10 тысячах речи у нас нет. Разве что отдельные регионы вроде Татарстана сами внедрили такие программы, что, кстати, уже дает эффект по привлечению иностранных инвестиций и технологий в республику. На федеральном же уровне лишь теперь разворачивается программа «Глобальное образование». По ней с госпомощью (студентам, поступившим в зарубежные вузы по востребованным в России специальностям, будут платить 1,5 млн рублей в год) за рубеж должны отправить пока 1500 человек, тоже под обязательства вернуться работать на родину. Первоначально планировалось отправлять 3 тысячи в год. Но решили сэкономить.

Между тем, в Российской Империи традиция обучать будущую элиту за границей зародилась даже до Петра Первого. Первым, кто отправил полтора десятка студентов в Европу, был Борис Годунов. Из них, правда, никто не вернулся. Ну так тому объяснение – Смутное время. Зато при Петре многие выпускники европейских университетов сыграли решающую роль в создании целых отраслей промышленности, в военном деле, в культуре. Да и создатель Московского университета Михаил Ломоносов не только пришел «с рыбным обозом» в Москву из Холмогор, но и 5 лет отучился в Германии. За время правления Петра западное образование получили около тысячи поданных Империи. При населении 12-13 миллионов человек. А каков эффект!

Затем эту практику возобновили при Екатерине Великой. И опять это совпало с расцветом государства.

Зато Николай I, прозванный Палкиным, зарубежное образование для дворян резко ограничил: мол, они там поддаются губительному влиянию «либеральных идей». Чем кончилось? Поражением в Крымской войне, показавшей отсталость России.

В начале ХХ века российские студенты во многих европейских университетах составляли значительную диаспору. Накануне Первой мировой в Европе обучалось более 8 тысяч студентов из России при общем числе российских студентов около 140 тысяч. То есть каждый восьмой. Эти люди могли бы обеспечить продолжение индустриального рывка страны, начавшегося в конце ХIХ – начале ХХ века. Который был трагически прерван революцией и гражданской войной и возобновился уже в пору сталинской индустриализации на совсем иных условиях. Хотя заимствование зарубежных технологий и в годы индустриализации играло решающую роль.

Георгий БОВТ обозреватель
 
По теме
В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма команда педагогов вместе с полицейскими организовала для учеников увлекательную интеллектуально-развлекательную игру.
В субботу 30 марта в 10-00 московского времени (12-00 екатеринбургского времени) в Снежинском физико-техническом институте состоится заседание научного семинара «Дифференциальные уравнения и их приложения» С докладом:
Дни истории на Южном Урале - ЧГИК 28 марта, во Всемирный день историка, кафедра истории, музеологии и документоведения факультета документальных коммуникации и туризма провела центральное мероприятие проекта «Дни истории на Южном Урале»,
ЧГИК
Город гордится вашими победами! - СФТИ НИЯУ МИФИ 22 марта 2024 г. заместитель главы Снежинского городского округа М.Т.Ташбулатов и руководитель СФТИ НИЯУ МИФИ О.В.Линник вручили студентам и преподавателям МИФИ в Снежинске благодарственные письма,
СФТИ НИЯУ МИФИ
Приглашаем на осмотр - Кизильский вестник Заболеваемость и смертность от туберкулёза в районе повысились. Смертность от этого заболевания остаётся высокой, так как больные обращаются в больницу уже с запущенными формами туберкулёза,
Кизильский вестник
В южноуральском ЗАТО открыли уникальный диагностический центр - Южноуральская панорама В конце марта здесь провели первые диагностические исследования. В Озерске на базе клинической больницы № 71 открылось новое отделение рентген-хирургических методов диагностики и лечения.
Южноуральская панорама
А номинаций пять - Кизильский вестник Цель подобных конкурсов – сохранять, укреплять и продвигать традиционные семейные ценности.
Кизильский вестник
«Добрых книжек хоровод» - ЦБС Верхнеуфалейского городского округа Каждый год в дни весенних школьных каникул во всех библиотеках страны проходит Неделя детской книги - этот праздник детей и взрослых, праздник всех, кто влюблён в книгу.
ЦБС Верхнеуфалейского городского округа
Накануне посевной - Кизильский вестник Сегодня сотрудники «СХП Яик» заняты в основном ремонтом спецтехники. Хозяйство «СХП Яик» опирается в своей работе на опыт, квалифицированные кадры и передовые технологии.
Кизильский вестник