Военный и гражданский флот Челябинской области

                          Собирая материалы для своей очередной книги – «Книга рекордов Челябинской области», по аналогии с «Книгой рекордов Гиннесса» и национальной книгой рекордов — «Книгой рекордов России» южноуральский историк и краевед Алексей Федорович Яловенко с большим интересом обнаружил, что на флоте имелось не менее 36 кораблей и судов с именами непосредственно связанными с Челябинской областью. Алексей Федорович любезно предоставил  некоторые материалы,  связанные с морской темой в казалось бы, сугубо сухопутном крае, которые на взгляд редакции должны вызвать  интерес у читателей. Более того, можно вполне определенно утверждать, что Челябинская область имеет свой военный и гражданский флот, и у нас есть свои славные морские традиции. Всего историк и архивист установил, что с нашей областью  исторически, в основном по названиям наших городов и именам известных челябинцев существовало девять военных надводных кораблей, семь подводных лодок и не менее 20 надводных гражданских судов.

Исторически, конечно же, на первом месте в этом списке стоит — минный катер «Чесма» Российского Императорского флота, отличившийся в ходе Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Это как бы первый «однофамилец морской» станицы Новолинейного района Оренбургского казачьего войска, названной в 30-е годы 19 века - селом Чесма в честь победы русского флота в сражении в Чесменской бухте.

Геройский катер «однофамилец» был построен в 1876 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге. А 26 декабря 1876 года приказом вице-адмирала Степана Осиповича Макарова № 21 катеру было присвоено имя «Чесма» (в соответствии с орфографией того периода — «Чесьма»). В ночь с 13 на 14 января 1878 года катера «Чесма» и «Синоп», доставленные к Батуму минным транспортом «Великий князь Константин», провели первую в мировой истории успешную торпедную атаку, потопив турецкую канонерскую лодку. Позже выяснилось, что потопленный корабль — винтовая канонерская лодка «Интибах» водоизмещением 163 тонны.

Украшением черноморской эскадры долгое время оставался эскадренный броненосец, также «однофамилец» славного минного катера и села Челябинской области. Строился он в Севастополе, на верфи РОПиТа. 30 сентября 1883 года получил название «Чесма». 18 марта 1907 года как морально устаревший был разоружён и сдан на хранение в порт. С 1912 года использовался в качестве артиллерийской мишени. Паровые машины второй «Чесмы» долгое время считались лучшими на флоте, но из-за малой производительности котлов нормальная скорость броненосца не превышала 13,5 узлов. Корпус безвинно расстрелянного броненосца до сих пор покоится на дне возле Тендровской косы, где был недавно найден аквалангистами Николаевского клуба «Садко».

Третью строку во флотском рейтинге Челябинской области  по праву занимает 32-х пушечный фрегат "Иоанн Златоуст"- «однофамилец» города Златоуста.  Фрегат был заложен на Таганрогской верфи, спущен на воду 16.07.1791 г. Вполне геройски участвовал в войне с Францией 1798-1800 гг. и в войне с Турцией 1806-1812 гг. В 1811 и 1812 года крейсировал в Черном море. В 1813-1815 занимал брандвахтенный пост в Севастополе.

В историю российского морского флота славные строки вписал и 74- пушечный корабль "Иоанн Златоуст"  - еще один «однофамилец» нашего Златоуста.  Корабль был заложен 30.01.1824 г. на Херсонской верфи.  Строитель уникального корабля знаменитый генерал-лейтенант Александр Каверзнев создатель Черноморского флота. Экипаж корабля геройски участвовал в войне с Турцией 1828-1829 гг. В 1841 г. состарившийся корабль был переоборудован на хозяйственные нужды.
Трагедию страны повторил еще один  «Иоанн Златоуст» — броненосец русского флота с  13 июля 1903 года зачисленный в списки судов Черноморского флота и 13 ноября 1904 года заложенный на эллинге Лазаревского адмиралтейства в Севастополе. Новейший броненосец был спущен на воду 1 мая 1906 года, вступил в строй 1 апреля 1911 года. 11 августа 1911 года вместе с линейными кораблями «Пантелеймон», «Евстафий» и «Ростислав» образовал бригаду линкоров Черного моря. 10 октября 1907 года был переклассифицирован в линейный корабль. В 1918 году в Севастополе «Иоанн Златоуст» был захвачен германскими оккупантами, затем после поражения Германии перешёл в руки англичан. 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования линкор был взорван и тем самым выведен из строя. В 1923 году боевой корабль был сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков РККФ.

                В начале прошлого века пассажирский товарно-пассажирский речной пароход  «Златоуст» мирно курсировал    по Белой и Каме. Но случилась революция и мировая война и экипаж судна принял участие в боевых действиях.

Океанский грузовой теплоход Азовского морского пароходства (порт приписки - Мариуполь), одно из самых больших в нашей стране сухогрузных океанских судов: 190 м в длину, 23 - в ширину. Был построен в городе Гдыня (Польша). Государственный флаг СССР был поднят на теплоходе "Златоуст" 2 июля 1969 г. Имя судну также было дано в честь знаменитого южноуральского города.

Рыболовный траулер «Златоуст» был приписан к порту Калининграда. Построили его в 1973 году в ГДР. В истории судна числится геройское спасение в шторм моряков с кубинской рыболовной шхуны.

Речной сухогрузный теплоход  «Златоуст» был назван так в честь города в Челябинской области в октябре 1959 года.  Был изготовлен на Горьковском судостроительном заводе. Совершал вполне мирные рейсы по реке Каме.

Имя « Карталы» носит танкер « Севрыба». Был построен в Финляндии и спущен на воду  5 июля 1953 года. Водоизмещение 1981 т., грузоподъёмность 1100 тонн, мощность главного двигателя 1140 л. с. До сего дня приписан к Мурманскому порту.

Теплоход-сухогруз "Миасс" грузоподъемностью в шесть тысяч тонн, был спущен с судостроительной верфи в 1966 году. Ходил по линии морских портов "Владивосток - Таллин". О судьбе "Миасса" после отделения от Советского Союза Эстонской республики сведений нет. Скорее всего, трудяга сухогруз переименован в духе последних веяний.

Танкер «Троицк» 1996 года постройки ныне принадлежит либерийской компании Troitsk Shipping Inc.  Скорее всего, тоже настоящий «однофамилец» города Троицка Челябинской области. ОАО «Новошип» является техническим и коммерческим оператором судна. Дедвейт танкера «Троицк» - 40,8 тыс. тонн. В составе экипажа судна 21 человек (в основном граждане РФ).

Теплоход «Троицк»,  точно назван в честь нашего города. Был приписан к Балтийскому пароходству, обслуживал линию Таллин-Стокгольм-Таллин.

Имя «Магнитогорск» носили три надводных и два подводных судна. Но самым известным «магнитогорцем» стал, наверное, пароход «Новгород» переименованный в 1930–е годы в «Магнитогорск». 19 июня 1941 года, в немецком порту Данциг экипаж судна в нарушение действующих соглашений был снят и отправлен в концлагерь. Но корабельный радист, все, же рискуя жизнью, успел передать сообщение капитана С.Г. Фалька: "Наши корабли не пускайте в Германию, мы арестованы". Большая часть экипажа  в июле 1941 года была собрана в лагере Бланкенфельд под Берлином. Интернированные женщины провели в берлинских лагерях всю войну, а мужчины  были отправлены в сентябре 1941 года в илаг 13 (лагерь для интернированных) в крепости Вюльцбург около г. Вайсенбурга в Баварии где их следы теряются. В последствие пароход от прямого попадания авиабомбы затонул недалеко от Гамбурга. 



Имя «Челябинск» носят или носили 5 надводных и несколько подводных кораблей. Теплоход “Челябинск” был построен в 1920 в США, первоначально назывался “Кеевер”. 13 марта 1945 вместе с грузом в 6155 т. было передан в СССР по ленд-лизу и переименован в “Челябинск”. Грузовместимость - 5947т. В годы Великой Отечественной  войны это судно доставляло грузы по ленд-лизу из США. В его металлическом корпусе размещалось 5 трюмов, над палубой возвышались 2 мачты и 2 трубы. Вооружение – 3- и 4-дюймовые пушки, 8 установок 20-мм “Эрликонов”. В августе–сентябре 1945 “Челябинск” принимал участие в военных действиях у берегов Северной Кореи и Курильских островов.  В 1956 году был списан и использовался  в дальнейшем в качестве студенческого общежития. Был затоплен на входе в бухту Большой Камень.

                Во время Великой Отечественной войны патриотически-настроенное население Челябинской области решило собрать средства на постройку подводной лодки. Началу сбора средств на постройку подводной лодки положило предложение комсомольцев Магнитогорского комбината: «Соберём средства на строительство боевых кораблей». Всего за месяц в Челябинской области было собрано более 55 миллионов рублей. Собранных средств хватило на две подводные лодки. Обе подводные лодки М –105 и М –106 имели свое имя: Челябинский комсомолец” (М-105) « Ленинский комсомол» (М – 106). Однако этих названий на корпусах лодок, конечно же, не было. Дело в том, что в период Великой Отечественной войны многие лодки строились на средства, собранные народом, и названия им давали сами инициаторы сбора средств. В момент торжественной передачи этих кораблей представителям флотов присвоенное название писали белой краской на ограждении боевой рубки. Но это название значилось только в корабельных документах и никогда не появлялось на борту корабля. С прибытием в боевое соединение название закрашивалось, и на его месте писали соответствующее литерно-цифровое наименование.

Так подводная лодка « Ленинский комсомол» (М – 106) была заложена 30 октября 1940 года (з-д "Красное Сормово", Горький), и спущена на воду 9.10.1942 г. Северным машиностроительным з-д, Молотовск – с 1957 года Северодвинск, и вступила в строй 15.03.1943 г. А 28.04.1943 г.  вошла в состав Северного Флота. Вначале предполагалась использовать ее на Черноморском флоте, но с учетом войны лодка была перенацелена на северный флот. С мая 1943 года лодка начала выходы на позиции. Третий боевой поход стал для "М-106" последним. 5 июля 1943 года лодка попыталась атаковать группу немецких противолодочных кораблей ("UJ-1206", "UJ-1212", "UJ-1214", "UJ-1217"), но была обнаружена и контратакована. Корабли противника сбросили на "М-106" 73 глубинные бомбы. Подводная лодка получила повреждения и вынуждена была всплыть, после чего "UJ-1217" потопил ее таранным ударом. Вместе с "М-106" погиб и весь экипаж -  23 моряка-подводника.

Первая в СССР атомная подводная лодка тоже получила название "Ленинский комсомол" и именно в честь нашей М-106. 4 июля 1958 года в 10 ч 3 мин впервые в истории отечественного флота был дан ход АПЛ под атомной, энергетической установкой. По целому ряду своих характеристик  она намного превосходила и своего зарубежного собрата — «Наутилуса».  17 июля 1962 года АПЛ "Ленинский комсомол" достигла Северного полюса. Руководил этим  походом Герой Советского Союза контр-адмирал Александр Петелин выпускник школы ФЗУ в городе Кыштым Челябинской области.

Дизельная подводная лодка «Магнитогорский комсомолец» была заложена 04.12.73. а спущена на воду 22 октября 1974 года со стапелей завода «Красное Сормово» (Нижний Новгород).  30 сентября 1975 года после испытаний она была принята в состав ВМФ СССР (Краснознаменный Северный флот), порт приписки г. Полярный. Имя ««Магнитогорский комсомолемц» было ей присвоено 9 июня 1980 года в честь 50-летия комбината. С тех пор и началось шефство города и ММК над кораблем. Лодка носила это имя по 15.02.92г., переименование произошло в связи с периодом политической перестройки и изменением ценностей в обществе. 1 ноября 2001 г. лодка, некогда носившая  имя «Магнитогорский комсомолец» как отслужившая свой срок была исключена из состава флота и передана  для утилизации. А в июне 2001 года приказом главнокомандующего ВМФ уже другой, более современной подлодке того же соединения – большой дизельной Б-471 – было присвоено имя «Магнитогорск». Мало кто знает, что лодка «Магнитогорск» – настоящая «звезда» российского кино. В начале 2005 года на третьей церемонии вручения кинематографической премии «Золотой орел» лучшим фильмом года была названа картина режиссера Владимира Хотиненко «72 метра». В роли подводной лодки «Славянка», о которой и идет речь в киноленте, «снялась» подлодка «Магнитогорск».

Атомный подводный крейсер (АПКР) «Челябинск» К-442 (класс "Гранит") был спущен на воду в 1990-ом году.      АПКР « Челябинск» – аналог « Курска». В 1996-ом Челябинск взял шефство над подлодкой К-442. С тех пор субмарина носит имя "Челябинск". Это одна из самых современных подводных лодок во флоте, она было построена на верфях Северодвинска, и была зачислена во флотилию Северного флота 29 декабря 1990 года. С 1991 года перешла в составе Тихоокеанского флота. Основное предназначение - нанесение ударов по корабельным соединениям противника и прежде всего по авианосным ударным группам ВМС США. Вооружение 24 тактических ракеты с расстоянием полёта до 1 тыс. км. Не всплывая, под водой, может находиться до четырёх месяцев. Подлодка оснащена ядерной силовой установкой. Экипаж - 130 человек

Одному из уникальных судов Северного флота с 2000 года присвоено имя «Академик Макеев».  Так была увековечена память о человеке, под руководством которого ковался морской ядерный щит нашей страны - Государственный ракетный центр в городе Миассе, которым дважды Герой Социалистического Труда Виктор Макеев руководил на протяжении 35 лет. Исследовательское судно проекта СФП 240 контролирует физические поля подлодок и надводных кораблей в зоне ответственности Северного флота.
Челябинская область много лет шефствует над гвардейским эскадренным миноносцем Северного флота « Безудержный», после 9 декабря 2007 года переименованным в "Гремящий". С 1995 года лучшие челябинские призывники отправляются служить именно на этот уникальный корабль. На  эскадренном миноносце «Безудержный» впервые в России были испытаны ЗУР «Кондор», доработанные для поражения низко и высоко летящих целей. Впоследствии они были приняты на вооружение всего ВМФ. Это был первый корабль Военно-морского флота Российской федерации, чей флаг был освещен Православной церковью. И первый корабль в истории Военно-морского флота СССР и РФ, который имел комплекс бытовых устройств для приема пищи, отдыха, медицинского обслуживания личного состава и систему спутникового телевидения. «Гремящий» - первый корабль, имевший нештатный взвод морской пехоты из числа личного состава экипажа для обеспечения охраны и обороны корабля.
 
«Маршал Шапошников» — большой противолодочный корабль (БПК) проекта 1155 «Фрегат» (класс «Удалой»). Принадлежит Тихоокеанскому флоту ВМФ России. Бортовой номер 543.Имя кораблю было дано в честь легендарного маршала-фронтовика Борис Михайловича Шапошникова родившегося в городе Златоусте.   

Теплоход «Иван Белостоцкий» - был назван в 1975 году в память И. С. Белостоцкого, революционера, члена большевистской. партии с 1904года, слушатель партийной ленинской школы в Лонжюмо (предместье Парижа). С 1918 Иван Степанович хозяйственный деятель на Урале. Первый почетный гражданин Челябинска. В 1930 по направлению Уралобкома приехал в Челябинск на строительство тракторного завода. Делегат 19-го съезда КПСС. Мирный теплоход неоднократно прорывался с грузами военно-стратегического назначения  в сражающуюся Анголу. Экипаж судна на ангольском рейде каждую ночь ожидал нападения вражеских боевых пловцов. Которых отпугивали, непрерывно бросая в воду ручные гранаты.

В российском флоте имеется рыболовный супертраулер «Наталия Ковшова», названый в честь Натальи Ковшовой родившейся в Златоусте  в 1920 году. Во время войны Ковшова была снайпером и уничтожила 167 гитлеровцев, в том числе 16 снайперов. Осенью 1942 года она погибла. Ее прах был захоронен в стене Новодевичьего монастыря вместе с отцом, который пережил ее на 30 лет. Посмертно  Ковшовой было присвоено звание Героя Советского Союза. На  Крымской студии телевидения            автором-оператором Эдуардом Дмитриевым был снят фильм «Подруги». Речь в фильме идет о двух кораблях-рыбозаводах, носящих имя подруг, Ге­роев Советского Союза Натальи Ковшовой и Марии Поливановой. Автор  выразил на экране мысль о преемственности поколений, о продол­жении ратного подвига, совершенного во имя Родины, подвигом трудовым.

Именем нашего земляка, выдающегося советского физика-атомщика, трижды Героя Социалистического Труда Игоря Васильевича Курчатова (1903-1960), родившегося в городе Симе Челябинской области было названо головное судно серии современных научно-исследовательских судов (НИС) - "Академик Курчатов". Это был поистине плавучий исследовательский институт, где в корпусе длиной почти 125 м разместились 24 лаборатории. Водоизмещение судна 7000 тонн.  И "Академик Курчатов" оправдал все ожидания: 50 экспедиционных рейсов, более 6 000 научных станций, работы во всех океанах, научные открытия, участие в крупных международных программах, достойное представление отечественной науки в десятках портов захода.  В 1991 году «Курчатов» совершил свой последний рейс, что называется, «по специальности». Некоторое время его использовали как промысловое судно, потом перевели в Новороссийск возить «челноков» в Турцию. После дефолта 1998 года и это стало невыгодно. Три долгих года судно простояло в ожидании своей участи, а потом его с разгона посадили на мель недалеко от Бомбея и в 2001 году разрезали на металлолом. Стоимость судна была определена в 475 тыс. долларов.

В Челябинской области родился баснописец Иван Крылов. Его именем был назван теплоход – «И.А. Крылов». Это комфортабельный речной пассажирский  лайнер, построенный в 1956 году в Германии.

В 80-х годах прошлого века в честь Героя Советского Союза челябинского снайпера Василия Зайцева из села Еленика, уничтожившего 245 гитлеровцев назвали двухпалубный туристический теплоход, ходивший по Днепру. Именно Василию Григорьевичу Зайцеву принадлежат слова, ставшие девизом всей Сталинградской битвы: «За Волгой для нас земли нет!» (…«Для нас, бойцов и командиров 62-й армии, за Волгой земли нет! Мы стояли, и будем стоять насмерть!»…). Эти слова увековечены на торце левой стены мемориала Мамаева кургана.

Челябинская область по праву гордится шестью земляками - моряками Героями Советского Союза. Южный Урал дал миру и адмирала флотоводца – Николая Осиповича Абрамова. Челябинец генерал – майор  Иван Николаевич Дмитриев командовал в войну частями береговой обороны Черноморского флота. Из Каслей и вице – адмирал Дмитрий Михайлович Комаров, последнее место его службы – заместитель командующего Краснознамённого Тихоокеанского флота.
Единственная в области реликвия, связанная с героическим крейсером «Варяг» сохранилась в одной из семей в Златоусте. В январе 2004 года исполнилось 100 лет  со дня геройской гибели крейсера «Варяг». В Златоусте проживают потомки  родственников одного из моряков с этого крейсера. Это потомки родного брата  матроса с «Варяга» Алексея Ананьевича Мельникова. А. А. Мельников был  призван на Тихоокеанский флот примерно в 1876-1878 годах из Ульяновской области.  К 1902 году дослужился до наводчика морской артиллерии (комендор).  По документальным семейным воспоминаниям А.А.Мельников участвуя в последнем бою на корабле «Варяг» с японцами был ранен и в бессознательном состоянии выловлен из воды японцами и был взят в плен. Ранение было тяжелым, и А.А. Мельников длительное время находился в японском госпитале, где их в 1906  году посетил японский император, который в числе прочего сказал, что если бы японские моряки воевали так же героически как русские, то японский флот бы был, не победим. В июле 1907 года А.А. Мельников из японского плена вернулся на родину. Почти сразу прибыли из Москвы начальники и вручили Мельникову золотой крест от имени царя и двухгодичное денежное довольствие за два года плена. Близлежащий Николо-Пестровский стекольный завод подарил Мельникову круглую печать из стекла с надписью : « Матрос с крейсера «Варяг» и скульптурную бутылку «Невеста». Алексей Мельников от полученных в том бою ран умер в 1910 году. После Октябрьской революции родственники героя были раскулачены и выселены на Урал. Сейчас в Златоусте проживает Б.Г. Мельников потомок брата А. А. Мельникова. Из тех памятных подарков в семье сохранилась до настоящего времени только бутылка «Невеста».

служба информации

Ещё новости о событии:

Собирая материалы для своей новой книги, южноуральский историк и краевед Алексей Яловенко обнаружил, что на флоте имелось не менее 36 кораблей и судов
19:20 22.02.2011 МК Челябинск - Челябинск
Казалось бы, мы живем в сугубо сухопутном крае.
12:23 22.02.2011 Вечерний Челябинск - Челябинск
               Собирая материалы для своей очередной книги – «Книга рекордов Челябинской области», по аналогии с «Книгой рекордов Гиннесса» и национал
14:57 21.02.2011 Chelyabinsk Today - Челябинск
 
По теме
17-летний челябинец ответит перед судом за попытку распространения наркотиков Дарья МАРКОВА Скоро парня будут судить Фото: Светлана МАКОВЕЕВА 17-летний челябинец решил заработать нелегальным способом.
По итогам марта 2024 года сотрудники подразделений по контролю за оборотом наркотиков областного Главка и территориальных органов МВД России по Челябинской области выявили и прекратили деятельность восьми наркопритонов.
В Челябинской области минивэн с пассажирами врезался в грузовик Елена КОЛЧИНА Фото: УГИБДД Челябинской области Под Южноуральском 29 марта столкнулись минивэн Toyota Alphard и грузовой ГАЗ.
Правобережный районный суд г. Магнитогорска рассмотрел ходатайство уголовно-исполнительной инспекции о замене назначенного наказания в виде исправительных работ.
Приглашаем на осмотр - Кизильский вестник Заболеваемость и смертность от туберкулёза в районе повысились. Смертность от этого заболевания остаётся высокой, так как больные обращаются в больницу уже с запущенными формами туберкулёза,
Кизильский вестник
В южноуральском ЗАТО открыли уникальный диагностический центр - Южноуральская панорама В конце марта здесь провели первые диагностические исследования. В Озерске на базе клинической больницы № 71 открылось новое отделение рентген-хирургических методов диагностики и лечения.
Южноуральская панорама
А номинаций пять - Кизильский вестник Цель подобных конкурсов – сохранять, укреплять и продвигать традиционные семейные ценности.
Кизильский вестник
«Добрых книжек хоровод» - ЦБС Верхнеуфалейского городского округа Каждый год в дни весенних школьных каникул во всех библиотеках страны проходит Неделя детской книги - этот праздник детей и взрослых, праздник всех, кто влюблён в книгу.
ЦБС Верхнеуфалейского городского округа
Накануне посевной - Кизильский вестник Сегодня сотрудники «СХП Яик» заняты в основном ремонтом спецтехники. Хозяйство «СХП Яик» опирается в своей работе на опыт, квалифицированные кадры и передовые технологии.
Кизильский вестник