В среду, 10 мая в Музейно-выставочном центре Исторического музея состоялась лекция «Икона – образ в культуре» из цикла «Мировая художественная культура».
В фондах Исторического музея насчитывается более двухсот икон, самые ранние из которых относятся к первой четверти XIX века, а самые поздние — к середине XX века. Но, конечно, история христианской иконы уходит гораздо дальше в глубину веков и насчитывает почти две тысячи лет.
От первых изображений Христа в образе Орфея с арфой, обнаруженных в древних римских катакомбах до «Святой Троицы» Андрея Рублёва и далее по российским просторам— в такое удивительное путешествие искусствовед Марья Аникина увлекла слушателей на своей лекции. Как икона Божьей матери Владимирской спасла Москву от татарского нашествия? Как возник образ иконы Божьей Матери Троеручицы и сколько архетипов иконы Богородицы бытовало на Руси?
По словам Марьи Аникиной, иконоведение — сравнительно молодая наука. Русские иконы начали серьезно изучать с конца XIX века, в начале XX века научились их как следует реставрировать. Но самые значительные академические труды, посвященные иконописи, вышли из под пера советских ученых и пришлись на сугубо безбожную советскую эпоху.
— Это факт столь же загадочен и необъясним, как и сам феномен иконы, выполняющей роль мистического посредника между миром земным и миром небесным, — рассуждает искусствовед. — Но при этом в лучших своих образцах икона — это необыкновенно высокая и благородная живопись, несущая в себе лучшее из античного наследия.
Об этом и многом другом, затаив дыхание, слушали молодые челябинцы и челябинки, задавали толковые вопросы и охотно поддержали предложение продолжить рассказ об иконах на следующей музейной лекции из цикла «МХК», которая состоится 24 мая.
Текст: Юрий Богатенков