- В сентябре ваше ведомство сообщило, что Челябинская область первая среди российских регионов разработала и утвердила госпрограмму по импортозамещению в промышленности. Как, в соответствии с этой программой, Челябинская область собирается реагировать на изменение рыночной обстановки?
- Действительно, Губернатором ещё в начале года был разработан План содействия импортозамещению, а затем на его основе появилась госпрограмма «Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области на 2015-2020 годы». Программа была одобрена правительством области 15 сентября.
- В чем суть этой программы, и какую помощь будут оказывать регион промышленным предприятиям, нацеленным на импортозамещение?
- Программа предполагает оказание финансовой и информационной поддержки местным компаниям, работающим в приоритетных отраслях, а также снижение административных барьеров. Для Челябинской области определены 12 приоритетных отраслей, в том числе металлургия, машиностроение, сельское хозяйство, переработка и IT. И если с информационной поддержкой и снижением административных барьеров всё понятно, то финансовую часть мы продолжаем дорабатывать. Изначально планировалось, что предприятия смогут получать субсидии на покрытие процентной ставки по кредитам, оформленным на техническое перевооружение производства и реализацию инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению. Теперь мы хотим предусмотреть более широкий спектр видов поддержки, поэтому, скорее всего, до конца года в расходной части программы произойдут изменения.
- Какие средства выделены на реализацию этой программы? И какие будут выделяться в дальнейшем?
- В 2016 году на финансирование программы планируется направить 200 млн. рублей, столько же - в 2017- м. В последующие годы сумма поддержки будет сокращаться. В планах на 2019 год стоит 115 млн. рублей, на 2020 год - всего 65 млн. рублей.
- О каких изменениях в программе идёт речь? Как именно вы хотите расширить перечень видов поддержки?
- Один из видов помощи предприятиям утверждён Правительством Челябинской области и гарантированно войдёт в программу. Это субсидирование процентной ставки по целевым кредитам промышленных предприятий в размере двух третей ставки рефинансирования ЦБ, но не более 10 миллионов рублей. На эти цели запланировано 50 млн.рублей. Порядок и условия предоставления субсидий находятся в разработке. В рамках остальных 150 млн. Минэкономразвития предлагает реализовать ещё два проекта, позволяющих поддержать местную промышленность. На повестке обсуждения - создание регионального Фонда промышленности - по аналогии с федеральным Фондом развития промышленности, который будет выдавать кредиты предприятиям под льготные 5% годовых. Надеемся, что создав такой Фонд, мы сможем получить софинансирование из Федерального бюджета и увеличить капитализацию программы. Второй предлагаемый проект - создание регионального Центра кластерного развития, который займётся сопровождением бизнес-проектов по отраслевому признаку.
- Каким образом власть намерена стимулировать местных промышленников к участию в программе? И каким отраслям будет уделено приоритетное внимание?
- Предприятия должны быть сами заинтересованы в получении различных видов поддержки, особенно финансовой. Воспользоваться финансовой мерой поддержки смогут предприятия, относящиеся к обрабатывающим производствам, осуществляющие мероприятия по модернизации производственных мощностей и реализующие инвестиционные проекты, направленные на импортозамещение.
- Когда будут известны все условия получения кредитов, субсидий и прочих видов финансовой помощи для предприятий по региональной программе?
- Учитывая, что финансирование программы начнётся в 2016 году, вся информация об условиях выделения средств появится к концу года. Сейчас нам предстоит разработать «правила игры», договориться с Правительством, по каким принципам состоится эта «раздача слонов». Будет разработан пакет документов - так называемые Порядки, в которых будут расписаны требования к заявителям. Чуть позже мы их доведём до общественности - скорее всего, организуем серию публикаций на эту тему.
- По подсчётам Министерства, как изменится региональная экономика, когда программа будет реализована?
Учитывая, что программа рассчитана на 2015-2020 годы, а основные финансовые мероприятия предусмотрены только с 2016 года, представить детальную картинку сегодня сложно. Тем более, что многое будет зависеть от инициативы самих предприятий. В тоже время мы уверены в том, что господдержка повысит конкурентоспособность региональных предприятий, будет способствовать модернизации производственных мощностей и созданию новых производств.
- В апреле Минпромторг РФ утверждал планы по импортозамещению в 20 отраслях промышленности, которые, как сообщалось, включают свыше двух тысяч проектов от российских промышленных предприятий. Есть ли среди них проекты из Челябинской области?
- Да, продукция южноуральских предприятий вошла в отраслевые планы по импортозамещению. Например, ООО «Группа «Магнезит» с производством огнеупорных материалов, АО «Обувная фирма «Юничел» с производством обуви, АО «Златоуствовский машиностроительный завод» с производством радиаторов отопления, список можно продолжать.
- Что даёт проектам и предприятиям факт включения их в федеральные отраслевые планы?
- Вовлечение предприятий в реализацию отраслевых планов импортозамещения дает им возможность получить государственную поддержку на федеральном уровне. А именно, воспользоваться поддержкой Фонда развития промышленности, который предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий. Для реализации промышленно-технологических проектов Фонд на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 700 млн. рублей, - это стимулирует приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.
- В каких отраслях южноуральской промышленности вы видите точки роста для выпуска импортозамещающей продукции?
- Считаю, что у машиностроительных предприятий Челябинской области, имеющих обширный набор компетенций, есть все предпосылки стать точкой роста по выпуску импортозамещаемой продукции. Как пример сюда можно отнести производство кранового и грузоподъемного оборудования, оборудования для нефтегазовой отрасли, радиоэлектронной продукции, станкостроения.
- Есть ли уже примеры быстрой реакции южноуральских промышленников на изменение рыночной обстановки и оперативного начала производства продукции, призванной заместить импортные аналоги? Что это за предприятия и что за продукция?
- Могу привести в пример работу, проводимую Копейским машиностроительным заводом. Они разрабатывают и производят новые модели горнопроходческого и горнодобывающего оборудования, имеющего характеристики, соответствующие лучшим мировым стандартам. ОАО «ЧТПЗ» реализует проекты импортозамещения по производству труб из новых коррозионно-стойких сплавов, по производству труб малого диаметра из нержавеющей стали для энергетического сектора.
Кроме того, на рассмотрении в Фонде развития промышленности РФ сейчас находятся 13 заявок от южноуральских предприятий на получение льготного софинансирования. Среди них - ПАО «ЧКПЗ», ЗАО «Конар», ПАО «ЧМК», ООО «Группа «Магнезит», ООО «БВК», ООО «ЧКЗ». Если заявки будут удовлетворены, предприятия сумеют реализовать проекты по импортозамещению на общую сумму более 3 млрд.рублей. На данный момент, в частности, имеется положительное решение Фонда о предоставлении льготного финансирования ООО «Донкарб Графит» в размере 300 000 тыс. рублей на реализацию в Челябинской области проекта по серийному производству синтетического мелкозернистого графита.
- Какие ещё проекты, способствующие развитию территории, имеются в Челябинской области?
- Минэкономом сейчас намечено четыре стратегических направления деятельности. В частности, это подготовка инвестпроекта для строительства ВСМ - высокоскоростной магистрали «Екатеринбург-Челябинск», которая встроится в ВСМ «Москва-Пекин».
Появление этой дороги должно обеспечить синергетический эффект: станет возможным ускоренное развитие территории. Благодаря транспортной доступности между столицами двух регионов появятся новые связи, ускорится переброс трудовых ресурсов, увеличится капитализация земельных участков.
Второй проект связан с развитием транспортно-логистического комплекса Южноуральский. Вокруг него предполагается создание особой экономической зоны площадью 150 тысяч ГА. Там планируется создать ряд обрабатывающих производств. И это ещё одна площадка для импортозамещения - ведь для предприятий, которые зарегистрируются в особой экономической зоне, будут уменьшены налоги. Третий проект завязан на создании челябинской агломерации. В рамках этой стратегии будет реализован целый пул инвестпроектов, касающихся ТБО, платных стоянок, содержания и строительства автодорог по принципу контракта жизненного цикла. Четвёртое направление работы связано с созданием территорий опережающего развития в моногородах первой группы.
Текст подготовила Карина Смольникова,
обозреватель журнала "Курс дела",
координатор "Клуба экспертов" портала kursdela.biz