Можно смело констатировать, что тылы у научного сообщества крепкие, судя по тому, что лекция вызвала живейший интерес у молодежи, которой прибыло в музей не менее полусотни человек. Зрительный зал заполнили хрупкие студентки, юноши с проблеском незаурядного интеллекта в очах и немногочисленные, но очень вдумчивые граждане среднего возраста. Все участники встречи определенно болеют душой за ситуацию, когда историки-альтернативщики безнаказанно резвятся в медиапространстве со своими антинаучными измышлениями.
Лекторий на тему «Мифологизация археологического источника и проблема псевдонауки в области древнейшей истории» открыл заведующий лабораторией экспериментальной археологии ЧелГУ Владислав Савин . Его доклад оказался чрезвычайно основательным и местами даже фундаментальным, но зато историк разложил по полочкам и беспощадно препарировал такие тревожные понятия как паранаука, псевдонаука, альтернативная история и фолк-история. Оратор грамотно разогрел публику, довел до нужной кондиции и морально подготовил ее к встрече со следующим докладчиком.
Далее выступила заведующая отделом спецпроектов Исторического музея Виталина Силина . Ее доклад с серьезным названием «Сакрализация исторических памятников Южного Урала» на деле оказался искрометным репортажем из Аркаима — о том, какая странная псевдосакральная субкультура населила его окрестности, и какие диковинные люди вьются порой вокруг этого памятника человеческой цивилизации. Доклад сопровождался демонстрацией слайдов, которые подтверждают аксиому: «От сакрального до смешного — один шаг». Досталось от музейного специалиста и космоэнергетам, посещающим остров Веры на озере Тургояк, и околонаучным спорам вокруг пресловутого «Небесного лося», чье изображение обнаружили в 2011 году у подножия хребта Зюраткуль.
Затем слово взял Иван Семьян — археолог, реконструктор, специалист по военному делу эпохи бронзы и руководитель проекта «Археос». Этот докладчик выступил с лекцией «Аркаим настоящий и вымышленный», где высказал свою точку зрения на этот исторический феномен:
— Проблема того, как Аркаим стал Меккой неоязыческого и эзотерического движений, не входит в круг компетенции археолога и является предметом для отдельного исследования. Тем не менее, частично ответственность за современный культурный облик Аркаима лежит, в том числе, и на научном сообществе. На фоне общего кризиса социализма в 1980-е годы люди искали «пищу» для формирования новых воззрений, и яркие гипотезы об арийском этническом происхождении синташтинцев стали мощнейшим топливом для домыслов, до сих пор питающих индустрию лженауки.
Виталина Силина , в свою очередь, добавила:
— Лекция преподнесла специалистам и зрителям академический взгляд на проблемы истории, и это очень важно, поскольку существует множество точек зрения и версий развития нашего прошлого. К счастью, не все они научно подтверждены, но зато порождают много мусора в головах неподготовленных людей, интересующихся историей.
Молодые ученые и научные сотрудники Исторического музея планируют в будущем регулярно проводить подобные лекции, призванные развенчивать псевдонаучные мифы в области изучения прошлого нашего края. Поучаствовать в обсуждении и стать слушателем музейного лектория смогут все желающие — вход на мероприятия будет свободным.
Текст: Юрий Богатенков
Фото: Валерий Жирохов