Маевку 1912 замаскировали под отдых на природе
Первое предреволюционное фото, которое хранится в Челябинском областном архиве, относится к 1912 году. Это запрещенная маевка в лесу, которую рабочие и служащие Усть-Катавского завода маскируют под «выезд на природу». Фотография постановочная. Судя по всему, в маевке участвовали не только балалаечник и гармонист, но и профессиональный фотограф. Канун Первой мировой войны. До пролетарской революции еще пять лет. Участники маевки празднично одеты, на лицах – счастливые улыбки. Почему же хотелось им революционных перемен?
– Жажда справедливости, – предположила директор музея областного архива Галина Кибиткина. – Сейчас я читаю интересные статьи о поисках новой идеи для сплочения людей. И оказывается, идея справедливости никуда не годится, потому что она разобщает людей, потому что у каждого человека свое понимание справедливости. Когда во главу угла становилась справедливость, начинались войны и революции.
Челябинск в эйфории февральской революции
Май 1917 года. Февральская революция в стране свершилась, до октябрьской – рукой подать. Фотограф запечатлел первую открытую первомайскую демонстрацию в Челябинске. Люди со знаменами и лозунгами на фоне здания городской думы (ныне улица Труда).
– В рядах демонстрантов, судя по всему, много кадетов и эсеров, большевиков в городе в то время – единицы, – говорит Галина Кибиткина. – Кроме того, солдаты местных гарнизонов. Все продолжают праздновать победу февральской революции, нет больше царя, впереди – свобода.
Дети Первомая
Этой фотографией 1918 года очень дорожат в челябинском архиве, потому что она свидетельствует, что в первомайской демонстрации участвуют даже дети. Их усадили в кузов грузовика, украшенного красными флагами и молодыми березками. Очевидно, после демонстрации в центре города детей решили прокатить до Заречья, потому что в кадр попали простенькие домики, женщины из народа в косынках и будничной одежде.
Революционные настроения на юге
Еще одну первомайскую фотографию 1918 года сотрудники архива считают загадкой, потому что среди участников демонстрации много людей, одетых в восточные халаты, на головах у них чалмы.
– Поскольку случайно она не могла попасть в наши фонды, то можно предположить, что это юг Челябинской области, – говорит Галина Кибиткина. – Возможно, Троицк, который был тогда не только центром торговли, пересечения торговых путей, но казался каким-то восточным городом – много было узбеков, таджиков, казахов. Были караваны верблюдов. На переднем плане снимка мы видим также приказчиков магазинов, судя по их одежде. Слева – больше восточных людей, справа – русское население. Верхом – военные.
Любопытно, что о Первомае в те дни писали местные газеты. В это время в Челябинске выходила народная социалистическая газета «Союзная мысль». Надо отметить, что страна уже переходила на новый календарь, и в газете указывались две даты – по старому и новому стилю.
Пафосная статья первого челябинского большевика
К примеру, в газете от 6 мая (по новому стилю) 1917 года опубликована статья челябинского большевика Самуила Цвиллинга, который описывает состоявшуюся в городе Первомайскую демонстрацию. Она насыщена пафосными сравнениями и эпитетами. При этом Цвиллинг ничего не сообщает о том, по каким улицам прошли демонстранты, сколько их было, где состоялся митинг. Зато революционер уделил большое внимание происхождению красного знамени. По его мнению, на нем – кровь рабочих и Иисуса Христа.
«Когда Христос в Гефсиманском саду готовился принять крестные муки, с лица его лился кровавый пот, ему подали белоснежное полотенце, и когда он вытер им лицо, полотно окрасилось кровью. Так было сотворено первое красное знамя». Он умело использует веру народа в Христа, потому что эра атеистов еще не наступила. «И как Христос, умирая в муках, распятый и униженный, верил в тайну воскресения и новой жизни, так и мы – рабочие великой пролетарской армии – твердо верим, что кровь наших братьев пролита недаром».
5 мая по новому стилю 1917 года в газете публикуется статья «Праздник древонасаждения». Сообщается, что в нем приняли участие более 3 000 горожан, в том числе дети. Было шествие со знаменами, играл оркестр, высаживались деревья. Участников праздника приветствовал городской голова Семеин. Все прошло под радужными лозунгами: «Вперед без страха и сомнения!», «К свету и свободе!». Оркестр играл «Марсельезу».
В это же самое время, 2 мая 1917 года, в Троицке толпа разгромила винные склады. В России в это время действует сухой закон, введенный с 1914 года. В газете «Союзная мысль» сообщается: «Как дикие звери, давя друг друга, казаки, солдаты, граждане и гражданки рвались за водкой, хватали бутылки, выбивая пробки, тут же пили и валились»...
Сообщается, что 200 человек погибло в драках, многие были задавлены толпой. А затем через газету жителям Троицка разъясняется, что это было спланировано «темными силами», а также публикуется воззвание к населению города.
В эти дни в газете много объявлений продовольственного комитета при городской Думе, потому что продолжается война, в стране не хватает продовольствия, введены карточки. И продовольственный комитет просит жителей Челябинска предъявить свои карточки до 1 мая для «нумерации их на дальнейшие месяцы». А также уведомляет, что из магазинов комитета будет продаваться по карточкам махорка и парное мясо, что город ждет прибытия поезда с сахаром.
Или такое любопытное объявление: «В Челябинске у купца Усманова реквизирован ситец различных сортов в количестве 79 тысяч аршин. В течение 10 дней женам лиц, призванных на военную службу, по предъявлению пайковых книжек в магазине Стахеева (в советское время – табачная фабрика. – Прим. авт. ) будет продаваться не более 12 аршин на одну книжку по 32 копейки за аршин».
А в театре «ЭлектроЛюкс» (кинотеатр «Знамя») в эти дни представляют художественную драму «Разорванные цепи», драму в четырех частях «Вставай, поднимайся, рабочий народ!» и «гастроль футуристов»: «Лекция на тему, как надо жить. Футуристка-босоножка Елена Бучинская исполнит слово-пластические танцы».
Кроме того, в городе появилась в продаже «новая сенсационная книга "Тайны русского двора, закулисная жизнь Николая II"». Автор книги не назван.
Материал подготовлен при участии сотрудников Объединенного государственного архива Челябинской области.