Виктор Плотников – человек универсальный в хорошем смысле этого слова. К примеру, днем он угощает тебя на кухне собственноручно засоленной капустой из соседнего овощного ларька. А вечером теми же руками в Челябинском историческом музее творит разнообразные кукольные чудеса.
Магия на его представлении, безусловно, присутствовала, когда в рамках программы фестиваля современного искусства "Дебаркадер-2016" нам показали балет марионеток "Кармен". Уже почти легендарный, с историей в четверть века, этот спектакль по-прежнему притягивает, ибо настоящее искусство – оно вне времени.
Казалось бы, все просто – столик, над которым испускает неяркий свет старый абажур. На столе по рисовым зернышкам кочуют фигурки рогатых животных, на ниточке балансирует трогательно носатая девушка, и еще пара-тройка существ устрашающей конструкции оживляет кукольный пейзаж. Но вот звучит негромкая музыка, из клубов ароматического дыма вытанцовывается усатый кукловод, и его марионетки оживают в извечном танце любви и смерти. Да, это он — неспешный танец любви и смерти, вокруг которого всё и вертится на этом свете со времен Ветхого Завета и даже раньше.
История Кармен – это конечно, не только Испания позапрошлого века. Старик Гомер про то же самое еще в «Илиаде» нам отчаянно телеграфировал азбукой Брайля. Фазиль Искандер своим ироничным пером послал Кармен с Иберийского полуострова в Абхазию, а Виктор Плотников – пожалуйста, одарил эту несчастную девушку челябинской пропиской. Впрочем, он ее куда только не возил. Челябинская Кармен расшатывала моральные устои целомудренных американцев на горнолыжном курорте в США. И в Китайской народной республике плотниковская Кармен имела немалый успех, ибо тамошние жители тоже не чужды сердечных метаний. Но Челябинск – вот ее главное родовое гнездо!
На музейном спектакле в первый ряд были посажены дети. И наблюдать за ними было не менее интересно, чем за самим спектаклем. Они видели на столике с фигурками под абажуром что-то более важное, чем история деревенской девушки, железного солдата и сакральных насекомых. Неподдельное восхищение в их глазах – это и есть главный индикатор того, что вот она – магия искусства, она есть и она уже здесь. Взрослые пытаются проанализировать увиденное и загнать его в привычные рамки. Дети вне этого – они либо просто скучают и уходят, либо прикипают душой к тому, что их очаровало. «Кармен» сдала экзамен в Историческом музее на отлично. Тому подтверждение – челябинские юные зрители, чьи глаза сказали о спектакле больше, чем десяток положительных рецензий в глянцевом журнале для взрослых.
Юрий Богатенков, фото Юрия Ермолина