Пребывание в клинике - стрессовая ситуация для ребенка. Ему помогает адаптироваться в больничной обстановке создание на занятиях доброжелательной атмосферы, доверительного контакта. Библиотечная деятельность в данном случае носит не только информационную направленность, но и компенсаторную.
За психолого-медицинскую основу программы принят метод, получивший широкое применение в педагогике, школьной психологии, психотерапии, - Терапия творческим самовыражением (ТТС) или духовной культурой. Её автор - Марк Евгеньевич Бурно, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования. Основа Терапии духовной культурой - креативность. Цель - помочь научиться творчески выражать себя. Этот метод помогает овладеть приемами самопомощи.
Метод Терапии творческим самовыражением реализуется в подпрограмме «Книжкина неотложка», которая состоит из 3-х частей:
Библиотекари используют разнообразные формы работы: викторины, беседы, коллективные творческие задания, но основная форма - игра. Она помогает корректировать, развивать в детях важные психические свойства, личностные качества. В процессе игры происходит снятие внутреннего напряжения, психологических зажимов. Так, ребята с удовольствием и интересом приняли участие в мероприятиях «Играем с Пеппи», «Пеппи ищет кукарямбу» (по творчеству А. Линдгрен), «Начало космической эры» (познавательная беседа).
На занятиях используются упражнения по психогимнастике.