"Серебряное кольцо" Урала замкнется на Верхотурье

Уральская земля славится не только заводами и полезными ископаемыми, но и своими святыми. Самый известный из них – Симеон Верхотурский, живший приблизительно с 1607 по 1643 год в селе Меркушино недалеко от Верхотурья. Комитет по культуре и туризму правительства Свердловской области организовал информационный тур для журналистов УрФО «Симеонова тропа» по местам, связанным с жизнью праведника.

В программе – посещение памятников истории и культуры, встречи с людьми, монастырская трапеза, ночевка в доме паломников. По замыслу организаторов, маршрут, по которому проехали журналисты, скоро станет доступным для тысяч туристов, паломников, всех тех, кто интересуется историей и культурой края. Чтобы замкнуть «серебряное кольцо Урала» и сделать планы по возрождению Верхотурья реальностью, надо построить 57 километров дороги в направлении от Меркушино до Махнево, реконструировать многие храмы, создать современную туристическую инфраструктуру. Объем финансирования на 2011 год составляет 450 млн. рублей.

Святой с удочкой

Сегодня трудно представить, что 400 лет назад городок Верхотурье был столицей Урала.

Если смотреть на него с противоположного берега Туры, то видно, что дома здесь исключительно деревянные, практически нет автомобилей, 10 тысяч населения живет в основном своим хозяйством. Главное богатство этих мест – леса, которые вплотную подступают к поселку, окаймляя линию горизонта острыми верхушками. Именно эта, ничем, на первый взгляд, не примечательная местность стала родиной самого большого количества святых на Урале. Здесь покоятся мощи преподобного Арефы Верхотурского, преподобного Ильи, Косьмы блаженного, в Меркушино – мощи Константина- мученика, много прославленных старцев, мощи которых еще не обретены, и, наконец, мощи самого известного и чтимого здесь святого Симеона Верхотурского , которого за его способность исцелять недуги называют местным Николаем Чудотворцем.

Симеон был «выкликанцем», то есть волонтером, вызвавшимся «по выклику» строить Верхотурье. В эти глухие таежные края он пришел вместе с первыми поселенцами и обосновался в селе Меркушино недалеко от Верхотурья. Своего дома у Симеона не было, кормился он тем, что шил шубы. В те годы было принято, чтобы портной, пока не закончит работу, жил в доме заказчиков, делил с ними кров, ел, пил, общался. Скорее всего, Симеона привлекала эта возможность общения, которую он использовал для проповедничества.

Известно о Симеоне не так много: он не брал денег за свою портняжью работу, был сыном благочестивых родителей, «болел чревом» и любил ловить рыбу, его даже на иконах изображают с удочкой. Сохранился камень, с которого он удил, а вот могучая ель, росшая рядом, разобрана паломниками на щепы. Прожил Симеон 36 лет, в 1650 году его похоронили рядом с храмом Михаила Архангела в Меркушино, а спустя 50 лет гроб вышел на поверхность и приоткрылся, обнаружив нетленные мощи. На этом месте забил источник. Митрополит Пермский Игнатий послал своего клирика, который и засвидетельствовал факт появления останков новоявленного праведника.

Вскоре «сарафанное радио» донесло, что использование воды из источника, прикосновение к мощам и просто к земле, в которой находился гроб, излечивают раны, исцеляет бесплодие, изгоняют слабость, лечат от пьянства… Над гробом соорудили навес, потом часовню, к которой потянулся народ из других деревень, молва о чудесных исцелениях росла…

В 1704 году при огромном стечении народа мощи праведника крестным ходом стали переносить в Верхотурье. Среди участников крестного хода был и Блаженный Косьма . Он страдал болезнью ног и весь крестный ход от Меркушино до Верхотурья прополз на коленях. Когда изнемогал, просил Симеона: «Брате Симеоне, давай отдохнем!». По легенде, стоило ему произнести эту фразу, как рака с мощами становилась такой тяжелой, что процессия вынуждена была останавливаться. Когда Косьма набирался сил, шествие возобновлялось. Таких остановок было три, и в память о каждой построено по часовне…

Сейчас мощи Косьмы покоятся в Преображенском храме Свято-Николаевского Верхотурского монастыря. Мощи святого праведного Симеона Верхотурского – в соседнем Крестовоздвиженском храме. К ним идет нескончаемый поток паломников и туристов.

Свято-Николаевский монастырь

Человека, впервые приехавшего в Верхотурье, поражает несоответствие масштабов: с одной стороны, заштатный городок, в котором никак не могут выбрать нормального градоначальника (нет здесь ни главы администрации, ни думы, ни градостроительного совета), с другой – огромный монастырский комплекс, традиционно являющийся примером самоорганизации, удивляющий столичным масштабом и строгостью пропорций. Поначалу монастырь включал 14 храмов, сегодня их 4, но и по ним можно судить о былом величии: Крестовоздвиженский собор – третий по величине после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакия в Питере, вмещает до 10 тысяч прихожан. Есть еще изумительная Преображенская церковь, Никольский храм, Надвратная церковь, Троицкий собор местного кремля, женский Покровский монастырь, храм Михаила Архангела в соседнем Меркушино…

История строительства Свято-Николаевского монастыря отражает особенности бюджетных отношений тех лет. Поскольку храмы не строили на казенные деньги, стали собирать с миру по нитке. Но средств все равно не хватило, и строителям пришлось занимать (подчеркну, не просить безвозмездно, а именно занимать) деньги у городской казны. Они тоже были потрачены, но работам не видно было конца. Тогда направили гонцов в Московию к Борису Годунову. Тот проникся идеей необходимости строительства в этих местах монастыря, дал денег, воску, церковного вина и книг…

Свою лепту в строительство монастыря внес Петр I. Несмотря на запрет возводить дома из камня (шло строительство Санкт-Петербурга), Петр сделал два исключения – для Тобольска и Верхотурья.

При советской власти в монастыре разместили колонию для несовершеннолетних, спортзал, баню, которую только в 1992 году верхотурцы неохотно отдали законным владельцам.

Люди Верхотурья

История Верхотурья творилась судьбами населявших этот край людей. Своему появлению городок обязан отважному первопроходцу Арсению Бабинову . Он прошел тропой языческих капищ, где не ступала нога русского человека, и в результате открыл новый путь из Московии в Сибирь, который оказался в семь раз короче прежнего, лежащего через Соликамск. Этим путем пошли обозы с товаром, появился острог и постепенно вырос первый за уральским хребтом русский город.

Еще одна фигура – архимандрит Арефа , прибывший в Вепрхотурье из Валаамской обители учить местных монахов монастырскому общежитию (самостоятельному хозяйствованию). При нем в монастыре появились каменные мастерские, богатая библиотека, церковно-приходская школа, он вел переписку с царской семьей, был горячим молитвенником, которому был открыт день кончины. Точно в назначенный день Арефа помылся, переоделся в чистое, лег, сложил руки и умер.

Тяжелые испытания, связанные с революцией, выпали на долю архимандрита Ксенофонта . Несмотря на кротость нрава, Ксенофонт во всеуслышание предал анафеме коммунистов, пытавшихся надругаться над мощами святого Симеона. Интересна судьба одной из настоятельниц женского Покровского монастыря Василисы . Она жила в Копейске под Челябинском, была матерью троих детей, но мечтой всей ее жизни был монастырь. Василиса практически сбежала из дома, в 41 год приняла постриг и стала одной из настоятельниц. Это благодаря ее стараниям и человеческому мужеству монастырю вернули Покровский храм. Экскурсовод Ксения рассказала, что монахини легли на пол и не уступили ни шага, несмотря на то, что их пытались выдворить с помощью дубинок. Говорят, дети матушки Василисы до сих пор приезжают в Верхотурье на могилу матери. Их судьбы сложились вполне удачно.

Верхотурье тесно связано с семьей последнего российского императора. Романовы очень почитали Симеона праведного, подарили драгоценную раку для его мощей весом в 6 тонн (во время революции реликвия исчезла и до сих пор не найдена) и собирались на Урал для лечения царевича Алексея. Но царский поезд из Тобольска проследовал в Екатеринбург… Одна из рода Романовых, великая княгиня Елизавета Федоровна , все-таки посетила святую обитель, помолилась мощам преподобного праведника и подарила Ксенофонту собственноручно вышитую епитрахиль.

О природе святости

Во время поездки по Верхотурью я познакомилась с коллегой из Екатеринбурга Еленой Долженко , много лет изучавшей историю Верхотурья и Меркушино. Елена рассказала о своих изысканиях.

- Я думаю, что когда Симеон пришел в Меркушино, никакого храма там не было, потому что там почти не было русских, – высказывает свою версию Елена. – И его заслуга заключалась не только в праведной жизни и проповедничестве, но и в том, что он вымолил храм в Меркушино, который и был построен за три года до смерти праведника. За эти заслуги он и удостоился чести быть похороненным рядом с алтарем, так хоронили только священников, меценатов, заслуженных людей. А пока храма не было, Симеон ходил на богослужение в Тагильскую слободу за 36 километров от Меркушино. Выходил утром, приходил к вечерне, оставался на ночь, молился на утренней молитве, причащался и шел обратно.

- А почему он выбрал Меркушино, а не Верхотурье?

- Вода в реке Туре близ Меркушино держалась на полтора месяца дольше, чем в Верхотурье в силу рельефа местности. Полтора месяца для торговли – колоссальное преимущества. В Меркушино была своя судоверфь, ходили суда, развивались ремесла, было больше возможности найти кров, работу, слушателей, и скорее всего, поэтому праведник выбрал Меркушино.

- Почему, по-вашему, в народе так почитают Симеона Верхотурского?

- Раньше святых не определяли по канону. Симеона стали почитать еще в то время, когда даже имени его не было известно. Люди судили по делам, по массовым исцелениям. Представьте только: в условиях, когда не было дорог, через непроходимые леса, топи в Верхотурье на праздник Симеона праведного приходило до восьми тысяч человек. Вообще Симеон – это единственное, что было выдающимся в этом захолустном городке за всю его историю. Потом к Симеону праведному присоединились Арефа, Илья, Косьма блаженный. Это ли не чудо?

- Можно ли сказать, что Симеон Верхотурский – главный уральский святой?

- Нет, что вы, просто остальные менее известны. Это как врачи: один живет в столице, а другой в глубинке, и его знают меньше.

- Но есть заслуженный врач, министр здравоохранения, наконец.

- А болезнь-то не обмануть. Можно присвоить много званий, но пока нет чудес, нет и святости. На самом деле чудеса – это признание не людьми, это признание Богом. Через святого Господь дает людям утешение. Есть священники-новомученики. Во время революции в селах Мироново, Рычково были замучены священники. В Коптелово священника зарезали в алтаре. Константина Богоявленского из Меркушино расстреляли. Говорят, священнослужитель из Тагильской слободы тоже был арестован и расстрелян. Все они несли людям не только евангельские знания, они лечили, учили грамоте, предсказывали погоду… Можно сказать, что эта местность прославлена дважды. Сначала – мирными святыми, заслужившими святость своей праведной жизнью, а потом мучениками, заслужившими свою святость кровью.

«Серебряное кольцо» – мечта или реальность?

Возрождение Верхотурья – красивый проект, но многие сомневаются, осуществим ли он. Мало построить дороги, гостиницы, восстановить храмы. Нужно сделать эти места привлекательными для проживания, вернуть сюда людей, а рассчитывать только на паломников и туристов как-то не очень серьезно.

Другая проблема в том, что в деревнях, расположенных в радиусе «серебряного кольца», традиционно нет работы. Могут ли в этих условиях монастыри и храмы взять на себя роль градообразующих объектов? История свидетельствует, что в свое время только в Ново-Тихвинском Меркушинском монастыре было 18 мастерских. Сейчас монастырь предоставляет местным жителям только 12 рабочих мест. И.о. главы администрации Верхотурья Владислав Фархисламов честно говорит, что город пока не готов взять на себя роль духовного центра Урала. Изменится ли ситуация в будущем? Хочется в это верить.

Зона высоких энергий

На пресс-конференции, посвященной итогам тура по Верхотурской земле, настоятель Свято-Николаевского монастыря иеромонах о. Филипп сказал:

- Паломничество обязательно должно приносить духовный опыт, сопрягаться с поиском истины, которая приводит к Богу.

Думаю, каждый из участников поездки в той или иной мере этот опыт приобрел. На два дня мы остались без компьютеров, ТВ, привычного комфорта в прекрасной и суровой местности, где резче меняется погода, проносятся грозы, блуждают токи высоких энергий. В прошлом году у фотографа из Челябинска во время съемки в храме разрядились аккумуляторы, которые он перед этим тщательно зарядил. У меня сбились настройки коммуникатора и восстановились только через сутки, уже в Челябинске. Да что там аккумуляторы. Несколько лет назад в Меркушино к могиле Симеона пыталась проехать всемирно известная примадонна. Но дорога оказалась закрыта на внеплановые работы, водитель вынужден был повернуть назад. Звезда расстроилась: «Симеон Верхотурский меня не принял!»

Нас принял.

Спасибо.

 
По теме
В ИК-15 ГУФСИН России по Челябинской области с осужденными проведена духовно-нравственная беседа - УФСИН по Челябинской области Мероприятия организовано в рамках воспитательной работы. В православном храме в честь святого Николая Чудотворца Мирликийского, расположенном на территории ИК-15 ГУФСИН России по Челябинской области,
УФСИН по Челябинской области
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
На базе ГКБ № 8 открыли стоматологическое отделение - Тракторозаводский район В Тракторозаводском районе открыли обновленное стоматологическое отделение на базе городской больницы № 8. Жителей района здесь принимают по полису обязательного медицинского страхования.
Тракторозаводский район
Вспышка Африканской чумы свиней! - Газета Всходы В Нагайбакском районе введены карантинные мероприятия В Нагайбакском районе в п. Остроленка, в одном из подворий произошёл падёж свиней, сразу же были организованы санитарно-карантинные мероприятия.
Газета Всходы
Встреча поколений - Ашинский район         25 марта студенты Ашинского индустриального техникума Жимоедова Карина и Чистяков Илья вместе с советником директора по воспитанию и работе с общественными организациями Бобровой Екатериной Раисовной посетили сла
Ашинский район
Всемирный день театра - Краеведческий музей 27 марта – Всемирный день театра, который ежегодно отмечается с 1962 г. В этот день мы решили рассказать о необычном спектакле, поставленном в Троицкой женской гимназии зимой 1918-1919 гг.
Краеведческий музей