Коркинский разрез без дыма: как это сделают?

Камиль Аляутдинов, руководитель направления по хвостам и закладке «Веир Минералз РФЗ»
Фото: www.chel.kp.ru
На Южном Урале применят передовые технологии и внедрят опыт лучших мировых производств

Минимизировать воздействие на окружающую среду, соблюсти экологические стандарты и применить мировой опыт предприятий горнодобывающей отрасли — такие задачи ставит Русская медная компания при реализации проекта Томинского горно-обогатительного комбината. «КП-Челябинск» выяснила, какие современные технологии планируется применять при транспортировке закладочного материала для ликвидации Коркинского угольного разреза.

ХВОСТЫ УЙДУТ В ТРУБУ

Рекомендацию рассмотреть возможность включения Коркинского угольного разреза в технологическую цепочку Томинского ГОКа дали эксперты Уральского государственного горного университета по итогам независимого экологического аудита проектной документации будущего предприятия. Его в 2016 году провели по поручению губернатора Челябинской области. В результате было решено использовать хвосты обогатительной фабрики Томинского ГОКа, чтобы производить закладочный материал для ликвидации угольного разреза «Коркинский». Данное решение позволит укрепить борта разреза и будет способствовать тушению эндогенных пожаров, дым от которых отравляет жизнь не только коркинцев, но и челябинцев.

В разработке системы пульпопроводов, то есть гидравлической системы транспортировки закладочного материала от Томинского горно-обогатительного комбината до Коркинского разреза, принимает участие компания «Веир Минералз РФЗ». Это дочернее предприятие компании Weir Minerals, мирового лидера по производству оборудования и разработке инженерных решений для горнодобывающей промышленности. Заводы Weir Minerals работают по всему миру, в том числе в Австралии, Индии, Китае, Бразилии и ЮАР. В то же время оборудование «Веир Минералз РФЗ» применяется на многих производственных предприятиях России — от Санкт-Петербурга до Чукотки.

— В данном процессе мы рассчитывали «сердце» этой системы — высоконапорные системы объемного действия. Хотя по опыту работы нашей компании, не могу сказать, что эта технология новая, — говорит руководитель направления по хвостам и закладке «Веир Минералз РФЗ» Камиль Аляутдинов . — К примеру, в России почти 40 лет работает пульпопровод между Лебединским горно-обогатительным комбинатом и Оскольским электрометаллургическим комбинатом. Там железорудный концентрат перекачивается на двадцать шесть с половиной километров. Также у нас имеется мировая практика — опыт перекачки материалов на 550 километров на одном из предприятий в Бразилии. Поэтому перекачать сгущенные хвосты на 15-20 километров — для нас задача не новая и не сложная.

ГИДРОТРАНСПОРТ В ПОМОЩЬ ЭКОЛОГИИ

Любое промышленное предприятие в ходе работы оказывает влияние на окружающую среду. Томинский ГОК своей приоритетной задачей считает максимально ограничить воздействие на экологию. Для этого на предприятии будут внедрены современные системы производственной и экологической безопасности.

Что касается экономических затрат, многочисленные инжиниринговые исследования позволили сделать вывод: гидротранспортировка — это самый экономически выгодный и безопасный вид перемещения продуктов производства. Не зря в России и за рубежом десятилетиями активно используется подобный вид транспортировки для перекачки на огромные расстояния нефти и газа, зачастую в самых суровых условиях отечественного климата. Если для сравнения взять грузовой, железнодорожный или морской транспорт, то в место назначения он пойдет с грузом, а возвращаться уже будет пустым. Расход топлива, как следствие, выхлопные газы и износ транспорта — все это повышает расходы и негативно сказывается на окружающей среде, не говоря уже про разбитые дороги. В свою очередь пульпопровод работает постоянно, непрерывно перекачивая закладочный материал и повышая эффективность работы предприятия.

КАК РАБОТАЕТ ПУЛЬПОПРОВОД?

Не вдаваясь в тонкости технологии, расскажем, как работает оборудование. Специальный механизм, который называется сгуститель, находится на фабрике и отделяет твердые частицы пустой породы от воды. Вода вновь направляется в процесс, на обогатительную фабрику, а хвосты оседают на дно сгустителя и затем попадают в насосы, которые перекачивают их в место назначения. Мощность насоса и скорость его работы подбираются с учетом длины пульпопровода, объема пустой породы и потерь давления по пути.

— Мощность насосного оборудования — величина не постоянная, ее можно регулировать. Кроме того, насосное оборудование может стоять в начале пульпопровода, а может быть распределено по длине трассы в зависимости от технологии проекта, — добавляет Камиль Аляутдинов. — Повторю, что, учитывая наш опыт работы, проект Томинского ГОКа не предполагает для нас перекачки огромных объемов продукта. Если по данному проекту перекачка будет составлять чуть больше трех тысяч кубов в час, то на других медных рудниках эта цифра может составлять и более восьми тысяч кубов в час. Также на территории России мы поставляем насосы для железорудных комбинатов, которые по объемам переработки превышают проект Томинского ГОКа. По мощности насоса на этом предприятии будет установлено оборудование, скажем так, среднее по свои размерам.

НЕ ОПАСНО ЛИ ЭТО?

Руководитель направления по хвостам и закладке «Веир Минералз РФЗ» также ответил на вопросы по безопасности данного проекта в эфире радио «Комсомольская правда».

— На Урале довольно суровые зимы. А от перепада температур, как известно, материалы сжимаются и расширяются. Не повлияет ли это на работу насосов и пульпопровода?

— В северной части России и Канады действует много рудников, где уже десятки лет работают пульпопроводы по перекачке хвостов и концентратов. Также наше оборудование применяется на предприятиях Казахстана, Китая и Монголии, а там перепады температур, по сравнению с Челябинском, просто несопоставимы. Процесс перекачки материала идет без перебоев не зависимо от климатических условий, это связано с тем, что во время транспортировки продукта происходит его минимальное трение о стенки пульпопровода. Это не оказывает влияние на абразивный износ, но обеспечивает постоянный процесс подогрева, что позволяет исключить замерзание материалов в ходе транспортировки.

— Что вы можете сказать об износостойкости оборудования?

— Имеются приборы, которые отслеживают изменения толщины стенки и процент износа пульпопровода. А он зависит от технологии перекачки и свойств перекачиваемого продукта. В случае Томинского ГОКа гранулометрический состав (грансостав) будет достаточно мелким, благодаря этому мы можем перекачивать материал с низкими скоростями в ламинарном потоке, вследствие чего износ будет меньше. Опять же приведу пример с 26-километровым пульпопроводом в Белгородской области. Напомню, он эксплуатируется порядка четырех десятков лет, и замены его в связи с износом не было.

— Какие меры безопасности будут применяться при возникновении аварийной ситуации?

— Система предполагает специальные выпуски, резервные емкости, в которые в случае поломки или во время обслуживания нитки пульпопровода можно опорожнить закладочный материал, а потом его собрать и направить обратно трубу. То есть в открытую среду на трассе пульпопровода закладочный материал не попадет. Еще одна важная особенность проекта. Пульпопровод прокладывается по рельефу таким образом, чтобы при отключении насосов вследствие силы тяжести пульпа сливалась в резервные емкости самотеком. В них и будет организован процесс сбора пульпы в случае аварии, вероятность которой, судя по имеющейся мировой статистике, ничтожно мала.

Новости компаний.

 
По теме
28.03.2024 г. Центральным районным судом г. Челябинска оглашен приговор по уголовному делу в отношении 26-летнего уроженца г. Сатки Челябинской области, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.
Ленинским районным судом г. Челябинска вынесено постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении гражданина А. Органом предварительного расследования гр.
На Южном Урале сотрудники ФСБ обезвредили «черных нефтяников» - Южноуральская панорама Злоумышленники похитили более 200 тонн дизельного топлива. УФСБ России по Челябинской области задержала шестерых местных жителей, которые воровали дизельное топливо в промышленных масштабах.
Южноуральская панорама
Свиной «пожар» по-остроленски - Газета Всходы Встреча с жителями посёлка прошла в сложной обстановке Сегодня, 28 марта 2024 года, состоялась встреча руководителей с жителями п.Остроленский.
Газета Всходы
На базе ГКБ № 8 открыли стоматологическое отделение - Тракторозаводский район В Тракторозаводском районе открыли обновленное стоматологическое отделение на базе городской больницы № 8. Жителей района здесь принимают по полису обязательного медицинского страхования.
Тракторозаводский район
Встреча поколений - Ашинский район         25 марта студенты Ашинского индустриального техникума Жимоедова Карина и Чистяков Илья вместе с советником директора по воспитанию и работе с общественными организациями Бобровой Екатериной Раисовной посетили сла
Ашинский район
Всемирный день театра - Краеведческий музей 27 марта – Всемирный день театра, который ежегодно отмечается с 1962 г. В этот день мы решили рассказать о необычном спектакле, поставленном в Троицкой женской гимназии зимой 1918-1919 гг.
Краеведческий музей