Как наш корреспондент спел с самим Соткилавой
Открытие музыкального форума прошло с размахом и с сюрпризами. Уже само присутствие на Днях Высокой музыки лучшего тенора СССР Зураба Соткилавы создавало интригу — посмотреть на живую легенду пришло ползала, другая с неменьшим интересом жаждала еще и услышать 76-летнего «Отелло» (в свое время он прославился благодаря этой опере Верди, а партию мавра называл самой любимой. — Авт.).
Бах отдыхает
Однако прежде подарок публике преподнес идейный вдохновитель и худрук фестиваля, а заодно и скрипач-виртуоз Дмитрий Коган. Чакону Томазо Витали весьма нечасто можно услышать со сцены, тем более челябинской.
— К сожалению, это единственное сохранившееся произведение этого композитора, — поведал собравшимся музыкант. — Куда делись остальные сочинения, никто не знает. Но оно настолько гениально, что весьма определенно говорит о большой степени одаренности автора, который вполне мог бы превзойти самого Баха.
Тонкая, прозрачная фактура, щемящая нотка в общелирическом настрое — словом, Коган вместе с Гварнери оказались на высоте.
— Вот что значит скрипка Гварнери, — возбужденно аплодировала слушательница по соседству, объясняя спутнику свои восторги. Благодаря Дмитрию Когану в Челябинске услышали и полюбили этот инструмент мастера — «Ребрехт». В прошлом году Дмитрий Павлович презентовал свою скрипку перед челябинской прессой.
«Хочу выразить благодарность губернатору, правительству, всем, кто нам помогал в организации, за неравнодушное отношение к фестивалю», — сказал на открытии Заслуженный артист РФ Дмитрий Коган.
— Как поживает наша скрипка? — вспомнила прошлогоднюю презентацию «пресса» на встрече перед концертом.
— Прекрасно, — улыбнулся музыкант. — Чувствую, вы уже к ней привыкли.
— Вы нас избаловали, — захихикали в ответ журналисты.
Словом, старых знакомых принимали тепло и доброжелательно.
Фуникули, фуникуля
Второе отделение концерта отдали на откуп вокалистам. К сожалению, Маквала Касрашвили, еще одна легендарная солистка Большого театра, буквально накануне фестиваля попала в больницу и, увы и ах, приехать никак не смогла. Зато слушатели познакомились с молодой исполнительницей из Мариинского театра.
Лариса Юдина впервые выступила на челябинской сцене. Ее колоратурное сопрано пришлось весьма кстати в арии Царицы Ночи из «Волшебной флейты». В знаменитом алябьевском романсе «Соловей» артисты вообще устроили соревнование. Дирижер оркестра «Классика» Адик Абдурахманов в паузе, как фокусник, выхватил откуда-то флейту и затеял с Юдиной бойкую перекличку — кто кого? Победило в данном случае искусство, зрителям понравилось.
Наконец, парочку сюрпризов приберег для челябинцев и главный герой вечера — Зураб Соткилава. 30 лет нога мастера не ступала на челябинскую сцену, и вот, спустя столько лет, он вернулся в наш город и первым делом исполнил арию Родриго из оперы Массне «Сид». Кстати, для нашего города это своего рода премьера — этот вокальный шедевр не то что на Южном Урале, в России, да и на мировых подмостках практически не услышать. Пару итальянских песен зал принял на «ура!», и тут певец внезапно заявил: «А давайте споем?» И завел: «Как грустно, туманно кругом…» «Ямщик, не гони лошадей», — послушно подхватил зал. На удивление, хор отличался цельностью и наличием мужских голосов. «Громче», — дирижирует Соткилава. Дама на соседнем ряду толкнула спутника в бок, и оба забасили: «Мне некого больше любить…» Закончив, дружно прослезились и зааплодировали. И тут грянули знаменитые «Качели» (итальянская песня. — Авт.). Но народ не растерялся: «Фуникули, фуникуля», — выговаривал зал, демонстрируя неожиданные познания в итальянском. Кто бы мог подумать? Гром аплодисментов стал наградой профессиональным и самодеятельным артистам. На «бис» певец вышел один, и в звенящей тишине пронзительно прозвучала грузинская народная песня a cappella.
«Как он хорошо хромал!»
После концерта прорываемся за кулисы. В коридоре яблоку негде упасть — все запрудили поклонники, жаждущие автографов и фото на память. «А поговорить?» — прочитав немой вопрос в глазах журналистов, мэтр предлагает:
— Пойдемте на сцену. Эх, вот как хорошо, светло, — радуется, оглядываясь на пустой зал. — Забыл предупредить, чтобы свет не выключали — не люблю петь, когда в зале темно. Мне нужно видеть глаза слушателей.
— И часто вы поете хором с залом?
— Часто. Сегодня еще не так активно, как обычно, зато на удивление хорошо пели.
— Теперь мы можем хвастаться, что с самим Соткилавой пели…
— Почему нет? Недавно был случай. Подходит ко мне мужчина, разговорились. «Так мы с тобой пели», — заявляет. Начинаю вспоминать — где, когда. «В Большом театре, — говорит. — Я как раз в зале сидел», — хохочет артист.
— Как вам наш зал?
— Замечательный, очень красивый. У меня сегодня, кстати, открытие сезона, надеюсь, если он так удачно стартовал, то и дальше будет счастливым. 1 октября в Москве пою сольный концерт.
«У вас замечательный, очень красивый театр. У меня сегодня, кстати, открытие сезона, надеюсь, если он так удачно стартовал, то и дальше будет счастливым», — сделал челябинцам комплимент Зураб Соткилава.
— А в спектаклях в Большом еще участвуете?
— Со спектаклями я закончил, все-таки 76-й год пошел.
— Но этого совсем не слышно, — дружно протестуют коллеги.
— Зато видно. Не хочу хромать на сцене (после перенесенной травмы певец прихрамывает. — Авт.). Вот когда пел старого барона в «Прекрасной мельничихе», там можно было хромать. Один критик потом написал: «Соткилава пел, как всегда, хорошо, но как он хорошо хромал!»Тем временем поклонники разведали, где находится их кумир, и, улучив минутку, потянулись за автографами.
— Спасибо! Приезжайте к нам с сольным концертом, — напоследок «закидываем удочку» и отступаем перед яростным натиском народной любви.
Фото Лидии МУХАМАДЕЕВОЙ
«Вечерний Челябинск» Виктория ОЛИФЕРЧУК