НА ЗДОРОВЬЕ ОТ "ВЧ"

Хамство пациент не прощает

Челябинская область лидирует по числу обращений от жителей в адрес президента страны, Минздравсоцразвития РФ. Что вынуждает южноуральцев жаловаться в вышестоящие инстанции?

Оказывается, большинство недовольных не удовлетворены тем, что не могут получить гарантированно бесплатную медицинскую помощь. Было бы несправедливо говорить, что в муниципальных лечебных учреждениях пациентам отказывают в приеме. Как правило, больной не может посетить узкого специалиста или пройти плановое обследование из-за больших очередей. Зато ему любезно предлагают сделать, например, УЗИ в день обращения, но за деньги.

— Пациента направляют на ультразвуковое исследование в кабинет той же поликлиники, где ему оказывают платную услугу на оборудовании, купленном на бюджетные деньги, —возмущается руководитель управления Росздравнадзора по Челябинской области Александр Селютин. — Иногда в поликлиниках оправдываются: мол, врач работает на полставки, а платный прием ведет в свободное время. Мы не принимаем таких объяснений. Услуги за деньги пациентов могут иметь место, когда речь идет об эксклюзивных методах. Но УЗИ, фиброгастроскопия и тому подобные обследования должны проводиться бесплатно.

Как подчеркивает Александр Егорович, пациент, имеющий полис ОМС, вправе получить необходимую медицинскую помощь. Оказание платных услуг на внеочередной основе — прямое нарушение территориальной программы госгарантий. Если возникает такая проблема, нужно первым делом обращаться к главному врачу. В том случае, когда вопрос не удается решить на уровне лечебного учреждения, пациент идет в вышестоящие организации.

В прошлом году специалисты управления Роспотребнадзора по Челябинской области провели 32 проверки по обращениям граждан, в 22 случаях было выявлено нарушение принципа доступности медицинской помощи.

— Мы дали предписания лечебным учреждениям, информировали управление здравоохранения Челябинска, областной минздрав. В результате ситуация стабилизировалась, — констатирует Александр Селютин.

Кстати, согласно территориальной программе госгарантий врач-терапевт обязан принять больного в день обращения, срок ожидания планового обследования, консультации узкого специалиста не должен превышать десяти дней.

Очень часто причиной конфликтной ситуации становится отсутствие взаимопонимания между врачом и пациентом. По словам Александра Селютина, больной может простить какие-то погрешности в работе доктора или медсестры, но обиду, хамское отношение он не забудет никогда.

Казалось бы, невозможно заставить медработника быть доброжелательным, внимательным, приветливым. И тем не менее…

— Согласно статье 30 «Основ законодательства РФ об охране здоровья» пациент имеет право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского работника, —говорит начальник отдела контроля, надзора, лицензирования медицинской деятельности и социальной помощи управления Росздравнадзора по Челябинской области Лариса Землянская. — Грубость, хамство — прямое нарушение законодательства. За это может последовать дисциплинарная, административная ответственность.

Если вы не смогли решить спорные вопросы в поликлиниках, больницах, учреждениях социальной защиты и других организациях, можно обратиться за помощью в управление Росздрав-надзора по Челябинской области.
Адрес: площадь Мопра, 8а, кабинет 330.
Телефон приемной 263-21-22.

45 процентов от общего числа обращений в управление Росздравнадзора по Челябинской области в 2010 году составили жалобы на лекарственное обеспечение льготников.

21 процент — на качество медицинской помощи.

10 процентов  — жалобы, связанные с оказанием социальной помощи: проблемы с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации (памперсы, коляски, трости и другие), путевками на санаторно-курортное лечение, а также несогласие с решениями бюро медико-социальной экспертизы.

* * * * *

Лекарственный «гроссбух»

В каждой аптеке покупатель может проверить предельную цену на тот или иной препарат

Розничные цены на жизненно необходимые медикаменты не должны превышать максимально допустимый уровень, установленный в регионе.

Если у вас возникло подозрение, что в аптеке продают лекарство по завышенной цене, можете «провести расследование», что называется, не отходя от кассы.

— Все аптечные учреждения обязаны иметь реестр лекарственных средств с указанием максимально допустимой цены, — подчеркивает руководитель управления Росздравнадзора по Челябинской области Александр Селютин. — Этот «гроссбух» должен быть доступен для любого покупателя. При желании он может сравнить цены на необходимый ему препарат, указанные в реестре и установленные в аптеке.

Одни и те же таблетки в разных аптеках продаются по разным ценам — это зависит от производителя, торговой наценки и других факторов. Однако цифра на ценнике в витрине ни в коем случае не может быть выше предельно допустимой, указанной в реестре.

Так что при посещении аптек смело требуйте лекарственный «гроссбух». Если вам предлагают таблетки по запредельной цене, имеете полное право жаловаться на нарушителей.

Кстати, корреспонденты «Вечерки» решили испытать, насколько доступен такой документ для рядовых челябинцев. Зашли в одну из аптек на проспекте Победы, попросили реестр.

— На всякий случай служебное удостоверение возьми, — предупредил наш фотокор. — Сомневаюсь, что вот так просто нам дадут этот список с ценами.

Однако удостоверение не понадобилось. В ответ на просьбу фармацевт сразу представила внушительных размеров реестр и добавила:

— Информацию о перечне жизненно необходимых препаратов и предельных цен на них мы предоставляем всем, кто интересуется. Тут у нас и соответствующее объявление висит. Правда, покупатели нас об этом не спрашивают — видимо, цены в нашей аптеке людей устраивают.

К слову, по данным управления Роспотребнадзора по Челябинской области, вопрос ценообразования вызывает недовольство лишь у одного процента жителей области (судя по количеству жалоб в ведомство). А вот проблема лекарственного обеспечения льготников по-прежнему остается самой актуальной. Из общего числа обращений в Росздравнадзор примерно 45 процентов составляют претензии по лекарственному обеспечению.

— Льготник не должен получить отказ при обращении в аптеку даже в том случае, если нужного ему препарата в данное время нет, — говорит Александр Селютин. — Рецепт может находиться на отсроченном обеспечении. Установленный срок ожидания — 10 — 15 дней, но он может быть и превышен. Если же у больного отказываются принять рецепт, объясняя тем, что лекарства нет, — это прямое нарушение.

10 — 15 дней — в течение этого срока больного должны обеспечить лекарством по льготному рецепту в аптеке.

Фото Вячеслва НИКУЛИНА

* * * *

В роли адвоката — страховая компания

Отношения между врачами и пациентами могут стать по-настоящему партнерскими

Скоро конфликты будут решаться более оперативно, причем в самом лечебном учреждении, что называется не вынося сор из избы. Надежду на это дает новый закон об обязательном медицинском страховании, согласно которому выбор страховой компании, работающей в системе ОМС, переходит к населению.

Челябинской области действуют шесть страховых компаний. Каждый южноуралец теперь имеет право раз в год менять компанию или остаться в прежней. Пока особой разницы между этими организациями люди не видят. До недавнего времени страховые компании особо не проявляли себя. В области существовала определенная монополия по оказанию помощи — ни о какой конкуренции не было и речи. Сейчас ситуация изменилась. По словам исполнительного директора Челябинского областного фонда обязательного
медицинского страхования Михаила Вербитского, начинается борьба за застрахованных граждан.

— Мы реально видим, как активизировались страховые компании, — утверждает Михаил Григорьевич. — Они участвуют в разборах случаев, когда больным была оказана неквалифицированная помощь, пытаются определить законность взимания денег за медицинские услуги и так далее.

По его словам, страховщики будут больше внимания уделять вопросам проведения экспертизы оказанной медицинской помощи, стремиться к общению с пациентами. А самое удобное место для этого — лечебное учреждение. Поэтому в больницах начнут создаваться посты качества. Здесь будут представители страховых компаний, к которым напрямую смогут обращаться пациенты, если у них возникла проблема (нет возможности попасть к узкому специалисту, требование необоснованной платы за медицинскую услугу и так далее).

В конечном счете все это, по мнению Михаила Вербитского, позволит пациентам сделать правильный выбор.

— Мы надеемся, что страховые компании будут больше внимания уделять жалобам пациентов и более принципиально выполнять свою роль в защите прав застрахованных, — отметил руководитель управления Росздравнадзора по Челябинской области Александр Селютин.

* * * * *

Доктор, который обогнал время

19 февраля организатору здравоохранения Южного Урала, заслуженному врачу России Григорию Гроссману исполнилось бы 90 лет. Почти четверть века он возглавлял Челябинскую областную больницу

По словам коллег, во главу угла Григорий Исаакович всегда ставил пациента. Вся его работа была подчинена интересам больного. Именно в эпоху Гроссмана в областной больнице удалось решить кадровый вопрос — практически ликвидировать дефицит медсестер и санитарок, увеличить пропускную способность стационара, не снижая качества медицинской помощи и не затратив ни одного лишнего бюджетного рубля. Именно Гроссману удалось «пробить» в Минздраве СССР разрешение на открытие диагностического центра в составе больницы. Редчайший случай! В большинстве регионов страны подобные центры были самостоятельным учреждениями.

В переводе с немецкого языка «гроссман» означает «большой человек». Однако, по признанию тех, кто с ним работал, главный врач не отличался атлетической внешностью, зато ему были присущи великая душевная, умственная, волевая энергия.

Григорий Исаакович родился на Украине, в Виннице. После школы поступил в институт кинематографии на режиссерский факультет. Возможно, он мог бы стать известным режиссером, если бы не война. Прямо со студенческой скамьи вчерашний первокурсник попал на фронт. Воевал на территории Западной Белоруссии. В первые месяцы войны попал в плен и чудом остался жив — фашисты безжалостно уничтожали евреев. Гроссмана спас один из боевых товарищей, всунув в его руки солдатскую книжку погибшего солдата Ивана Грознина. До конца войны Григорий носил имя Ивана, пережил все тяготы узника концлагерей, работника на заводах и в сельском хозяйстве Германии.

После освобождения Гроссман вернулся на родину и поступил в Горьковский медицинский институт. По распределению работал в Алтайском крае хирургом районной больницы, главным врачом Алтайской краевой больницы. В 1958 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1969 году был назначен главным врачом Челябинской областной клинической больницы № 1.

А что же юношеская мечта о кинематографии? Неужели интерес к режиссуре навсегда погасила война? При поддержке Григория Исааковича в начале 70-х годов образовался кинокружок. Группа молодых хирургов и рентгенлаборант снимали больничную хронику — демонстрации, субботники, юбилейные торжества в отделениях и другие события из жизни медиков. С тех времен сохранилась легендарная кинокамера «Красногорск» — сейчас она находится в музее.

А сам Гроссман, как считают коллеги, в своей работе был подобен режиссеру. Великолепный организатор, он отлично умел работать с людьми. Рождался замысел, и он при помощи коллектива воплощал его в жизнь. При Григории Исааковиче специалисты стали чаще выезжать в районы области: консультировали пациентов, проводили уточняющую диагностику, отбирали больных на госпитализацию. Такая работа позволяла выявлять заболевания на ранних стадиях и вовремя оказывать квалифицированную помощь.

Уже в далекие 70-е годы Гроссман предложил «оптимизировать» больничные койки: сократить время дооперационного пребывания в больнице. Это позволило принимать большее число пациентов без лишних финансовых затрат.

В годы перестройки по инициативе главного врача в больнице открылся областной диагностический центр, оснащенный самым современным по тем временам оборудованием, создана уникальная локальная компьютерная сеть с набором программ рабочих мест врачей-диагностов. Как отмечают доктора, которые работали под руководством Гроссмана, главный врач был тщеславен в лучшем смысле этого слова. Он считал, что в его больнице должно быть все самое передовое, в том числе аппаратура, методы лечения и диагностики и так далее. К слову, областная больница стала одним из первых лечебных учреждений города, где появился компьютер. Чудо-техника заменила печатную машинку в отделении нейрохирургии. Врачи оценили удобство — время на рутинную бумажную работу сократилось.

За два десятилетия на территории областной клинической больницы выросли новые корпуса: административный, 4-й хирургический, 8-й терапевтический, появился пищеблок для больных и столовая для сотрудников.

В советские времена в лечебных учреждениях не хватало медицинских сестер и санитарок. По инициативе Гроссмана средний и младший медперсонал начали воспитывать буквально в стенах областной больницы. Здесь открылось вечернее отделение медицинского училища. Во время обучения будущие сестрички работали санитарками в отделениях, а по окончании училища оставались трудиться в больнице.

— Понимаете, если главный человек в больнице — пациент, как было при Григории Исааковиче, то и вся цепочка медицинской работы выстраивается, что называется, под больного — и качество лечения, и кадровый вопрос, и труд врача, и лекарственное обеспечение, и питание, и многое другое, — убеждены коллеги Гроссмана.

Сегодня Григория Исааковича нет с нами — его беспокойное сердце перестало биться 25 июля 2001 года. Но дело его продолжается.

Материалы предоставлены музеем истории Челябинской областной клинической больницы

* * * * *

Ждем второй волны гриппа

Уровень заболеваемости гриппом в Челябинске снижается, но пока еще остается не ниже эпидпорога. Об этом сообщила заместитель начальника управления здравоохранения Ангелина Голошевская.

— Снижение уровня заболеваемости очень легко отследить по вызовам «скорой», —рассказала Ангелина Ивановна. — Так, их количество уменьшилось примерно на 550 — 600 в сутки. Сократилось и количество вызовов участковых врачей. Снизилось и количество челябинцев, поступающих на госпитализацию. В пик заболеваемости в больницы ложилось по 90 — 95 человек в сутки, сейчас — 30.

За все время, пока держится повышенная заболеваемость гриппом, госпитализировано около трех тысяч человек. При этом только девять из них были привиты от гриппа, и по утверждениям медиков, у вакцинированных пациентов болезнь проходит легко и без осложнений.

По прогнозам эпидемиологов, еще в течение двух недель будет сохраняться повышенный уровень заболеваемости гриппом. Потом обещают снижение, а в марте — вторую волну гриппа. Но, как правило, вторая волна бывает уже намного слабее.

Мария ХВОРОСТОВА

* * * * *

Развенчиваем мифы

Защитит ли от вируса мытье носа с мылом и улыбка?

Доктора предупреждают: расслабляться рано, так как новая волна гриппа, «запланированная» на март, может захлестнуть нас еще раньше. Поэтому надо беречься всем.

Миф № 1. Кое-кто до сих пор считает: если грипп не лечить, он пройдет за неделю, а если лечить, то за семь дней.

Крылатую фразу можно приписать разве что насморку. К гриппу она не имеет никакого отношения. Врачи постоянно подчеркивают: при первых симптомах вирусной инфекции (температуре выше 38 градусов, кашле и так далее) нужно обращаться к врачу. Промедление грозит осложнениями.

Миф № 2. Маска — оптимальное средство защиты от гриппа.

На самом деле маска не гарантирует стопроцентной защиты от вируса. Это лишь дополнительная мера предосторожности. Если человек чихает, маска, по сути, заменяет носовой платок и не даёт вирусу распространяться.

Начальник отдела охраны материнства и детства городского управления здравоохранения Наталья Горлова советует для защиты от вирусов применять метод Гамалея. Профессор Гамалей, живший в XIX веке, одним из первых русских врачей посвятил себя борьбе с эпидемиями. А его метод прост и экономичен: вернувшись с работы, из школы или университета, промойте нос хозяйственным мылом. Как утверждает Наталья Горлова, процедура на 50 — 70 процентов защищает от инфекции.

Миф № 3. Чтобы избежать заражения гриппом, надо в течение месяца принимать противовирусные лекарства.

Такие препараты действительно можно использовать как для лечения, так и для профилактики, но пить их курсом нецелесообразно.

— Наиболее эффективны для профилактики гриппа такие препараты, как реленза (его можно применять детям с пяти лет), — говорит Наталья Горлова. — Доказано, что арбидол, виферон не столь эффективны, хотя их также можно применять. Для профилактики имеет смысл использовать лекарства в том случае, если находитесь в одной квартире с больным гриппом или по роду вашей деятельности приходится общаться с большим количеством людей. Безусловно, принимать препараты с профилактической целью следует только в период эпидподъема.

Миф № 4. Оксолиновая мазь гарантированно убережет от вирусных инфекций.

Как поясняет главный врач ГКБ № 2 Ирина Круглякова, оксолиновая мазь — средство индивидуальной защиты. У некоторых она может вызывать аллергию. Врач рекомендует использовать испытанные народные средства — лук, чеснок. Фитонциды уничтожают опасные вирусы.

Миф № 5. Чтобы не заболеть гриппом, достаточно принимать витамины, есть много цитрусов.

Витаминопрофилактика носит общеукрепляющий характер, но от гриппа не спасет. Наиболее оптимальна комплексная профилактика, которая предусматривает и закаливание, и пищу, богатую витамином С, и напитки, стимулирующие иммунную систему (например имбирный чай).

— А самое главное — хорошее настроение, — подчеркивает Ирина Круглякова. — Это тоже защита от гриппа.

* * * * *

Опасаться ли студентам?

В этом году коварный вирус пощадил учащуюся молодежь города. В то время как в Челябинске после затяжных новогодних праздников массово начали болеть респираторными инфекциями взрослые и дети, студенты сдавали сессию, а потом ушли на каникулы.

— Подъема заболеваемости среди студентов не отмечалось, — констатирует Ирина Круглякова, главный врач ГКБ № 2, где лечится в большинстве своем учащаяся молодежь города. — Среди наших пациентов ОРВИ и гриппом в этом сезоне переболело около 800 человек, из них 10 — 15 процентов студенты.

Правда, несколько молодых людей заразились так называемым свиным гриппом и попали в больницу. По словам врачей, пациенты находились в состоянии средней тяжести, в настоящее время их здоровью ничто не угрожает.

Еще одна причина стабильного самочувствия студенчества, по мнению медиков, — своевременная вакцинация. В прошлом году более 16 тысяч молодых пациентов поликлиники ГКБ № 2 защитили себя от гриппа прививкой (а всего в этом лечебном учреждении обслуживается около 58 тысяч студентов). Наиболее дисциплинированными и ответственными стали студенты ЮУрГУ, а рекордсменами вакцинации оказались будущие врачи — 40 процентов молодежи медвуза. Вот вам и ответ на вопрос, почему медики не болеют гриппом.

Фото Валерия БУШУХИНА

* * * * *

Над выпуском работала Наталья ФИРСАНОВА

 
По теме
Глаукома: полностью излечить нельзя, но можно предупредить. Глаукома – это прогрессирующее заболевание органа зрения, приводящее к необратимой слепоте.
Приглашаем на осмотр - Кизильский вестник Заболеваемость и смертность от туберкулёза в районе повысились. Смертность от этого заболевания остаётся высокой, так как больные обращаются в больницу уже с запущенными формами туберкулёза,
Кизильский вестник
А номинаций пять - Кизильский вестник Цель подобных конкурсов – сохранять, укреплять и продвигать традиционные семейные ценности.
Кизильский вестник
«Добрых книжек хоровод» - ЦБС Верхнеуфалейского городского округа Каждый год в дни весенних школьных каникул во всех библиотеках страны проходит Неделя детской книги - этот праздник детей и взрослых, праздник всех, кто влюблён в книгу.
ЦБС Верхнеуфалейского городского округа
Накануне посевной - Кизильский вестник Сегодня сотрудники «СХП Яик» заняты в основном ремонтом спецтехники. Хозяйство «СХП Яик» опирается в своей работе на опыт, квалифицированные кадры и передовые технологии.
Кизильский вестник