Грубят и часто звонят: настырных челябинских взыскателей долгов ждет наказание

Грубят и часто звонят: настырных челябинских взыскателей долгов ждет наказание
Грубят и часто звонят: настырных челябинских взыскателей долгов ждет наказание
Грубят и часто звонят: настырных челябинских взыскателей долгов ждет наказание
Фото: z29.d.sdska.ru
В Челябинске начали привлекать к ответственности первых кредиторов, которые нарушили закон, выбивая долги. Первые три дела региональные приставы направили в суд. На что чаще всего жалуются южноуральские заёмщики при взыскании задолженности, и как общаться с коллекторами – читайте в нашем материале.

Чаще всего южноуральцы жалуются на взыскателей, зарегистрированных в других регионах

Как пояснил начальник отдела УФССП по Челябинской области Антон Мынта, одно дело касается превышения количества текстовых сообщений, ещё два – качества общения, то есть при контакте взыскателя с должником (устно и по телефону) отсутствовали необходимые сведения. Например, сборщик долгов не представился или не дал подробной информации о долге.

– После рассмотрения жалоб составлены протоколы по ч.1. статьи 14.57 КоАП и направлены в суд. Решения по ним ещё не приняты, – сообщил 74.ru Антон Мынта.

Статья 14.57 КоАП наказывает за нарушения закона о защите прав граждан при возврате просроченной задолженности (230-ФЗ). Часть первая этой статьи в большей степени относится к нарушениям рядовых сотрудников коллекторских агентств или к компаниям-кредиторам, не обязанным входить в госреестр. Если суд признает нарушителей виновными, им может грозить штраф: на граждан до 50 тысяч рублей, на должностных лиц – до 100 тысяч рублей, на юрлиц – до 200 тысяч рублей. Санкции из всех пунктов статьи – минимальные.

Всего, по данным регионального ФССП на 18 мая, от южноуральцев поступило 342 жалобы на действия компаний по взысканию долгов. Больше половины обращений – на конторы, которые зарегистрированы в других регионах. Соответственно, эти дела отправлены на рассмотрение туда.

Ещё в почти четверти жалоб после проверки приставами не было выявлено нарушений. Как пояснил Антон Мынта, они касались в основном звонков, SMS и почтовых писем.

По его словам Антона Мынта в жалобах отказывали в основном потому, что должники либо не знали о своей просрочке, либо просто не хотели общаться с коллекторами. Помимо этого ряд обращений шёл от южноуральцев, которые не знали о том, что какой-то заёмщик в анкете на кредит указал их номер телефона.

Что разрешено, а что запрещено коллекторам?

С этого года методы работы взыскателей сильно ограничили . Взыскивать долги теперь могут только компании, внесённые в реестр службы судебных приставов . Для них это должно являться основным видом деятельности – проще говоря, это коллекторские агентства. При этом работа служб взыскания банков и МФО не отменяется. На них тоже распространяются новые правила.

Так, категорически запрещаются угрожать, запугивать, применять силу, портить имущество. Если такое происходит, то даже не нужно разбираться, кто и за что – можно сразу обращаться в правоохранительные органы.

Ограничена и интенсивность общения с должником – запрещено лично встречаться с должником более одного раза в неделю, а общаться по телефону – более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Нельзя беспокоить по телефону с 22:00 до 8 утра в будние дни и с 20:00 до 9 утра в выходные. Взыскатель не может звонить со скрытых номеров, обязан представиться, назвать компанию, которую представляет, и дать полную информацию о долге.

Эксперты отмечают, что зачастую должник сбрасывает звонки, а потом жалуется на то, что ему часто звонят. В интересах заёмщика выслушать информацию и принять какие-то меры, нежели скрываться и избегать разговоров о долге. Нужно понимать, что взыскатель имеет полное право присылать сообщения о возможном штрафе, ухудшении кредитной истории, передаче дела в суд. И это не будет считаться преследованием.

Помимо этого коллектор может позвонить третьим лицам (на работу, соседям и пр.), если при этом не разглашаются данные о наличии долга, его сумме и он не представляется в качестве взыскателя. К примеру, коллектор может уточнить, где находится должник, попросить передать, чтобы связался. Подобный случай произошёл в Вологодской области. Банк России оштрафовал потребительский кооператив, сотрудник которого звонил на рабочий телефон заёмщику. Однако Арбитражный суд отменил наказание, так как взыскатель всего лишь попросил должника к телефону. Правда Банк России следом обжаловал это решение. Позиция регулятора категоричная – общение с третьими лицами недопустимо. Пока в законе 230-ФЗ это не прописано, но ФССП и Минюст пообещали уточнить формулировки.

И помните, вы всегда можете отказаться от общения с взыскателями, написав заявление кредитору или его представителю, который занимается возвратом долга. Есть два варианта: в первом случае можно перевести все «стрелки» на представителя – адвоката. Во втором – вовсе без объяснения причины отказаться от взаимодействия с коллекторами. Правда, есть исключения. Например, заявление имеет силу только после четырех месяцев с момента возникновения просрочки, а сразу после решения суда ограничение также перестает действовать на два месяца.

Что делать и кому жаловаться?

Как мы уже писали выше, если вам угрожают (неважно коллектор, банк или МФО, есть долг или нет) – сразу пишите заявление в полицию. Параллельно можно пожаловаться судебным приставам. Другое дело, если нарушения касаются звонков, писем и личных встреч. В таком случае обращаться нужно в службу судебных приставов, так как теперь они контролируют всех взыскателей – коллекторов, банки, МФО. Но для начала стоит проверить себя на долг в базе судебных приставов – вдруг вам звонит пристав-исполнитель.

Следующий шаг – проверить сборщика долгов на законность, то есть «пробить» его по базам: если это МФО – по реестру Банка России, если банк – то тоже , коллекторов – по реестру, который ведёт ФССП . Если взыскателя там нет, то это значит, что работает он вне правового поля – общаться с ним нет смысла, лучше сразу писать заявление приставам и в полицию.

Подать жалобу приставам можно как лично, так и по электронной почте. Для этого необходимо описать ситуацию, прикрепить скриншоты сообщений с угрозами, номера телефонов, с которых звонили коллекторы (в идеале запись разговора), или распечатку звонков и обязательно указать свои контактные данные. Подробнее можно узнать, позвонив по телефону (351) 255-34-29.

Нередко случается так, что взыскатели пытаются стрясти долг, которого нет. Такие ситуации возникают, к примеру, когда ваш номер оставили в анкете-заявке на кредит друзья-знакомые или вы купили сим-карту, которая ранее принадлежала должнику. О подобном случае мы уже писали. Челябинка Нина два месяца пыталась разобраться с настойчивыми звонками и SMS от коллекторов . Безусловно, в таких ситуациях самым логичным действием будет узнать кто и по какому долгу звонит, а также узнать у кредитора, как сделать, чтобы номер убрали из базы – в общем, как доказать, что должник не ты. Если ничего не помогает – жалуйтесь приставам и в полицию.

Если долг все-таки есть, то, помните, что взыскивать его должны также организации, которые состоят в реестре. С этого года банки обязаны уведомлять заёмщиков о продаже долга, поэтому если деньги с вас требует коллекторское агентство – лучше узнать в банке или МФО, действительно ли долг продан. Как указывается в памятке, которую составили приставы, если факт подтвердится – можно сообщить взыскателю о своём желании рассмотреть вопрос в судебном порядке. Теперь МФО могут взыскивать только свои долги.

Жаловаться в надзорные органы стоит, если взыскатель нарушает закон – то есть, к примеру, звонит поздно вечером и чаще положенного, рассказывает о долге. В противном случае приставы в рассмотрения жалобы могут и отказать. Если нарушений нет, то лучше погасить долг, договориться о реструктуризации или, как мы уже писали выше, перевести отношения в судебную плоскость.

Эксперты, помимо жалобы в ФССП рекомендуют обращаться в профсообщества, в которых состоят взыскатели, нарушающие закон. К примеру, «белые» коллекторы состоят в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). 

– Я рекомендую не ограничиваться только приставами, жалобу можно подать в Банк России, Роспотребнадзор, саморегулируемые организации, – рекомендует адвокат Александр Щербинин.

По его мнению, закон, по сути, регулирует деятельность законопослушных компаний, а механизмов воздействия на тех, кто работает вне закона и не имеет никаких лицензий, очень мало.

– Основные проблемы возникают, когда человеку звонят, «напрягают», трясут, требуют деньги, превращая его жизнь в ад. Он конечно может зайти на сайт службы судебных приставов и посмотреть, есть ли задолженность или позвонить в банк и узнать «продан» ли его долг, – считает Александр Щербинин. – Но при этом вне зависимости от того «да» или «нет» террор может только нарастать. Тот, кто звонит, может вообще никак не представляться и «как назло» жизни не угрожать (из-за чего в полиции будут отмахиваться), но жизнь портить и постоянно держать в стрессе.

Александр Щербинин добавляет, что некоторые люди в таких ситуациях уже готовы заплатить за долги незнакомых им людей, чтобы все это закончилось.

– Но если заплатить по несуществующему долгу, то эффект может быть обратный – звонить могут начать ещё чаще, так как коллекторы поймут, что человек дал слабину и его можно терроризировать дальше, чтобы он платил ещё, – уверен юрист.

Напомним, в Челябинске всё чаще происходят громкие случаи с прессингом со стороны взыскателей. Так, челябинку Светлану Сюсюкову коллекторы достали прямо на больничной койке после инсульта . За дело сейчас взялась прокуратура и судебные приставы .

В начале февраля этого года в Кыштыме коллекторы разбили стекло в доме должницы по кредиту и написали на заборе слово «Долг». А из-за долга учительницы одной из челябинских муниципальных школ коллекторы третируют ее коллег и родственников . В прошлом году большой резонанс вызвала история пенсионерки из Коркино, которая хотела продать почку, чтобы избавиться от долга . В сентябре 2016 года коллекторы две недели ежеминутными звонками на все телефоны терроризировали челябинскую школу №54 . Ранее подобным образом коллекторы атаковали механический завод и областную больницу №3, а также довели челябинку до самоубийства .

Ещё новости о событии:

Грубят и часто звонят: настырных челябинских взыскателей долгов ждет наказание - Chelyabinsk.ru
В Челябинске начали привлекать к ответственности первых кредиторов, которые нарушили закон, выбивая долги.
09:02 30.05.2017 Chelyabinsk.ru - Челябинск
В Челябинске начали привлекать к ответственности первых кредиторов, которые нарушили закон, выбивая долги.
08:21 30.05.2017 Chelyabinsk.ru - Челябинск
 
По теме
51-летний житель Магнитогорска рассчитывался в магазинах чужой банковской картой, вследствие чего стал фигурантом уголовного дела.
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
На Южном Урале похолодает до минус 4 градусов - Южноуральская панорама Синоптики прогнозируют снег и метели. По данным челябинского гидрометцентра, сегодня, 29 марта, на территории региона будет облачно с прояснениями, местами пройдет небольшой снег, возможны метели и гололедные явления.
Южноуральская панорама
Минздрав Челябинской области с 1 апреля возглавит Татьяна Колчинская - Агентство новостей Доступ Минздрав Челябинской области с 1 апреля возглавит Татьяна Колчинская, ныне – заместитель главного врача по медицинской части ГКБ № 1, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Агентство новостей Доступ
Мастер-класс "Подснежник" - Краеведческий музей Мастер-класс начался с небольшой теоретической части, где профессиональный художник поделился своими знаниями о том, как правильно изобразить подснежники на бумаге.
Краеведческий музей