Олег Бушуев: «Обществу катастрофически не хватает гуманитарного образования»

Наталья ФИРСАНОВА. Пять лет назад в школьном расписании четвероклассников Челябинской области появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Он состоит из шести модулей, один из которых - «Основы православной культуры», оказался наиболее дискуссионным. Споры о целесообразности этого курса в светской школе не утихают до сих пор. О проблемах преподавания «Основ православной культуры» мы беседуем с кандидатом технических наук, руководителем отдела религиозного образования и катехизации Челябинской епархии священником Олегом Бушуевым. Выбор без выбора

- Отец Олег, зачем нужен предмет «Основы православной культуры» в школе? Ведь с историей и культурой нашей страны дети знакомятся на уроках истории, литературы.

- Курс «Основы религиозных культур и светской этики» был введен в обязательную программу четверых классов в 2012 году по инициативе президента России. В рамках этого курса родители могут выбрать для своих детей один из нескольких модулей, в том числе «Основы православной культуры». Этот предмет призван пробудить интерес детей к духовной культуре своей страны. А мы знаем, что в развитии Российского государства, его культуры определяющее значение имеет православие.

Слово «культура» происходит от латинского «возделывать». И на уроках речь идет о православной культуре, о тех ценностях, которые создавались веками, передавались из поколения в поколение. Предмет знакомит детей с традициями наших предков, нашего Отечества. Без этого невозможно воспитать культурного человека. Я считаю, если мы хотим, чтобы у России было будущее, пришло время осознать значимость православной культуры в системе образования. Иначе мы утратим культурный стержень.

- Что вы можете сказать о пятилетних результатах преподавания курса? Популярность модуля «Основы православной культуры» у родителей четвероклассников растет?

- Все зависит от территории. Например, в Златоусте, в Южноуральске, в Карталинском районе более 40 процентов родителей отдают предпочтение «Основам православной культуры». В крупных городах - Челябинске, Магнитогорске, как, впрочем, и у наших соседей в Екатеринбурге, ситуация иная. Там выбирают ОПК значительно реже. Но по сравнению с прошлым годом отмечается положительная динамика: в Челябинске в новом учебном году этот курс будут изучать примерно на тысячу детей больше. При этом по данным социологических исследований почти 70 процентов жителей Южного Урала считают себя православными.

- Почему же не слишком охотно выбирают ОПК?

- Как показывают результаты наших опросов, большинство родителей не знают о содержании предмета и, что удивительно, многие учителя недостаточно осведомлены в этом вопросе. Зачастую школьная администрация не считает нужным предоставлять родителям право на осознанный выбор модуля. Понятно, что это повлечет определенные трудности для школы: подбор преподавателей, деление учеников на подгруппы, поиск свободных помещений для занятий, пересмотр расписания и так далее. Челябинская епархия готова помочь в решении некоторых вопросов. Например, в этом году мы закупили порядка 400 учебников по основам православной культуры и к 1 сентября передали их в школы.



Культура и суеверия

- В преподавании любого предмета многое зависит от учителя. А если говорить об «Основах православной культуры», то здесь, на мой взгляд, роль преподавателя особенно велика. Как оцениваете уровень педагогов?

- Уровень преподавания оставляет желать лучшего. К сожалению, учителя, руководители образовательных учреждений недостаточно знают православную культуру. Если преподаватель некомпетентен в этой сфере, как он может заинтересовать ребенка? А мы не просто сталкиваемся с фактами религиозного невежества, но даже с нежеланием его преодолеть. И в этом, мне кажется, серьезная проблема современной школы.
Челябинская епархия совместно с областным министерством образования и науки уже порядка десяти лет проводит конкурс «За нравственный подвиг учителя». Школы присылают программы духовно-нравственного воспитания, делятся опытом организации работы в этом направлении. Когда мы читаем эти работы, то нередко сталкиваемся с трудно разрешимой задачей выбора победителей. С одной стороны, методическая разработка прекрасно выполнена (грамотно сформулированы цели, подобраны воспитательные средства), но содержание такого блока, как, например, православные праздники, очень далеко от подлинной православной культуры. Обереги, рождественские гадания, сжигание чучела на Масленицу и прочие обряды – все это, наверно, имеет место в толще народной жизни, но называть это основой православной культуры немыслимо. И такие работы представляют на конкурс лучшие из лучших…


- Возможно, таким образом учителя хотят увлечь школьников?

- С точки зрения христианской церкви, гадания – это вторжение в иную область. Образно говоря, это все равно, что зайти в дом не с парадного входа, а проникнуть через черный ход. Говорить нужно о том, чему учит церковь. А это прежде всего евангельские заповеди. Я уверен: грамотное преподавание «Основ православной культуры» будет полезно и интересно детям.

Уроки для учителя

- Положительные примеры преподавания ОПК в школах Челябинской области есть?

- Конечно. В прошлом году Челябинская епархия впервые организовала конкурс «Лучший учитель основ православной культуры». Мы провели его в два этапа. В ходе первого, отборочного этапа, выбрали самые интересные разработки уроков, после чего пригласили кандидатов на звание лучшего учителя на очный тур. Семь участников показали мастер-класс в актовом зале Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Мы увидели, что у нас есть прекрасные учителя, которые готовы делиться своим опытом преподавания предмета. Конкурс был поддержан грантом «Православная инициатива», и победитель поехал в паломничество на Святую Землю.

- А как обстоят дела с методикой преподавания? Предмет достаточно новый. Наверно, четких методических рекомендаций еще нет?

- К сожалению, так считают и многие учителя, и руководители образовательных организаций. Хотя курс «Основы религиозных культур и светской этики», разделенный на несколько модулей, - это обычный полноценный предмет в программе начального общего образования. Уже давно имеются его разработки, как типовые, так и авторские программы, выпущен целый ряд учебников по основам православной культуры. К сожалению, педагоги недостаточно информированы об этом. Причина в том, что не всем учителям, преподающим этот предмет, он интересен. С другой стороны, существуют определенные проблемы подготовки учителей. На курсах повышения квалификации в ЧИППКРО учителя проходят подготовку по программе «Основы религиозных культур и светской этики», получают удостоверение, дающее право на преподавание любого модуля. На «Основы православной культуры» отводится порядка шести часов – этого недостаточно.

В помощь учителям Челябинская епархия совместно с Южно-Уральским гуманитарно-педагогическим университетом разработала программу повышения квалификации по модулю «Основы православной культуры», рассчитанную на 108 часов. Занятия начинаются с первой недели октября, проводятся по субботам в университете. Лекции читают университетские преподаватели, имеющие квалификацию, в том числе в области методики православной педагогики. Священники ведут блоки, связанные с христианским вероучением. По отзывам слушателей, такие занятия помогают в преподавании «Основ православной культуры» детям. Курсы бесплатные: все расходы берет на себя Челябинска епархия.

Радость познания

- Противники преподавания этого предмета утверждают, что религии не место в светской школе. Зачастую они обвиняют церковь в мракобесии, православие считают религией слабых, ограниченных людей…

- Это говорит о том, что такие люди ровным счетом ничего не знают и не пытаются узнать о православии, довольствуясь примитивными стереотипами. Ну как можно говорить о религии, которая сыграла ключевую роль в становлении государства, развитии культуры, как о чем-то несерьезном, поверхностном?

У меня техническое образование, сейчас, как священнослужитель, занимаюсь гуманитарной сферой и четко понимаю: современное общество испытывает колоссальную нехватку гуманитарного образования. В результате на фоне мощного научно-технического прогресса растет религиозно-культурное невежество.

- Способны ли четвероклассники понять всю глубину и многогранность православной культуры? Не рано ли им изучать этот предмет?

- Нет, я бы даже сказал, возможно, поздновато. «Основы православной культуры» - не просто набор знаний, который учитель должен передать детям. Предмет задумывался как мировоззренческий курс, а этого так не хватает современным школьникам. Например, как объяснить ребенку в наше меркантильное время, когда все подчинено достижению утилитарных целей, ради чего совершают подвиг? Что побуждало людей, которые своими подвигами создавали государство? И мы объясняем детям, что в основе подвига лежит идея служения, а служение высшим идеалам для православного человека важнее, чем сиюминутный комфорт. Задача в том, чтобы ребенок прикоснулся к высоким нравственным идеалам до того, как у него сформируется своя система ценностей. Ведь мы же не раздумываем над тем, учить ребенка русскому языку или ждать, когда он вырастет и сам сделает осознанный выбор. Родители понимают, что без знания родного языка он не сможет познавать мир. Это касается и духовной сферы. Если мы игнорируем ее до поры до времени, то рискуем вырастить нравственно неполноценного человека без четких убеждений, не умеющего противостоять жизненным трудностям.

- Если «Основы православной культуры» преподают на хорошем уровне, может ли это уберечь детей от негатива в социальных сетях, пагубных пристрастий и зависимостей?

- Мы трудимся для того, чтобы предостеречь детей от социальных отклонений – суицидов, алкоголизма, наркомании, распространения ВИЧ. Преодолеть эти острые проблемы возможно путем духовно-нравственного просвещения, опираясь на традиции. Но одного модуля в четвертом классе недостаточно. Позиция Русской православной церкви в том, чтобы курс православной культуры преподавался с 1-го по 11-й класс.

Часто церковь отождествляют с набором запретов, непомерных правил, противопоставляют православие и свободу. Но истинная свобода – это свобода от собственных пристрастий. Евангелие призывает к внутренней свободе. Нам бы хотелось, чтобы этот путь увидели на уроках дети, чтобы мудрые учителя открыли им богатства православной культуры, показали ее плодотворное воздействие на человека и, ничего не навязывая, предоставили возможность сделать осознанный духовный выбор.

 

 
По теме
Приглашаем на осмотр - Кизильский вестник Заболеваемость и смертность от туберкулёза в районе повысились. Смертность от этого заболевания остаётся высокой, так как больные обращаются в больницу уже с запущенными формами туберкулёза,
Кизильский вестник
А номинаций пять - Кизильский вестник Цель подобных конкурсов – сохранять, укреплять и продвигать традиционные семейные ценности.
Кизильский вестник
«Добрых книжек хоровод» - ЦБС Верхнеуфалейского городского округа Каждый год в дни весенних школьных каникул во всех библиотеках страны проходит Неделя детской книги - этот праздник детей и взрослых, праздник всех, кто влюблён в книгу.
ЦБС Верхнеуфалейского городского округа
Накануне посевной - Кизильский вестник Сегодня сотрудники «СХП Яик» заняты в основном ремонтом спецтехники. Хозяйство «СХП Яик» опирается в своей работе на опыт, квалифицированные кадры и передовые технологии.
Кизильский вестник