Неуютный Челябинск: в преддверие беды

Сергей Таран. В городском парке вот-вот упадет аттракцион, на котором мы катались еще совсем юными. Оказывается, Колесо обозрения должны были разобрать как отслужившее еще 13 лет назад! А мы что? Ничего... Невольное ожидание беды стало каким-то лейтмотивом городской жизни. То у нас балкон с подпорками, то кривые ступени в подземном переходе, то дерево опасно склонилось над тротуаром — всего и упомнишь, что изготовилось взведенной гильотиной. А мы как-то не заметили, что вокруг успели созреть «гроздья», которые изумляют всех гостей столицы Южного Урала. В понедельник, 3 июля, экспертный клуб снова провел заседание уютном зале «Аромы де Куба». Но тема нисколько не располагала к комфорту: «Казусы городской инфраструктуры: почему власти не могут реализовать свои начинания».

Наш постоянный модератор Сергей Крапивин, глядя новое лицо «Сигарного клуба», председателя Гордумы Станислава Мошарова, во вступительном слове набросал столько тем о городской инфраструктуре, что Станиславу Ивановичу оставалось только мрачно заметить: - Отлично, с чего начнем?

Решили начать с парков.

Паркам не хватает культуры управления

- Вы помните, как исторически сложилось, у нас в городе много таких парков, ухоженных, - говорит Станислав Мошаров. - Первым появился парк Пушкина, вторым — парк Гагарина. И как только появились такие благоустроенные территории, стразу встал вопрос, как их содержать. Виделось два решения: либо отдать какой-то структуре, которая будет этим заниматься, зарабатывая деньги, либо выделять специально средства из бюджета средства. Со временем обе идеи смешались. Сегодня там МАУ, которые содержат парки, а мы им даем специальные задания и содержим парки как остальную городскую инфраструктуру. Парки обязаны платить налог на землю. Но всегда в городских бюджетах денег не хватает, поэтому у парков есть право самим зарабатывать деньги. Но как они этим правом пользуются? Контрольно-счетная палата провела проверку, посмотрели содержание территории, организацию парковочных места. В прошлом году в парке Гагарина поменялся состав наблюдательного совета. Там появились депутаты Мительман и Бодров. Они просигнализировали о недостатках. На мой взгляд, парки Пушкина и Гагарина в своем развитии остановились.

По словам спикера Гордумы, сегодня в парках - нашествие временных некапитальных объектов. Ставят ларьки без единого стиля, какие придется. Поэтому дали поручение проектному институту приготовить проект планировки территории, чтобы там были предусмотрены парковочные места со стороны улицы Коммуны и со стороны Родника. Вопросов много, но решение должно быть концептуальным, чтобы у парка было свое лицо, развитие. А пока там те же самые аттракционы — лодочки, колесо обозрения, примитивная торговля. Проверка показала: там есть чем заниматься.

По программе «Комфортная городская среда» сегодня создают несколько интересных мест в городе, куда выделяем более 30 миллионов рублей. Прицепили "на хвост" парку Пушкина еще один участок. Его содержат по остаточному принципу. В результате - трава по пояс. Зато сразу появляется желание прийти на такой неухоженный объект. Опять ларьки разномастные. Надо принципиально решать вопрос.



- Вот уже три года защищаем сквер на территории возле пересечения улиц Елькина и Тимирязева. - отмечает Станислав Иванович. - Там четыре раза пытались поставить «детское кафе», которое обычно оборачивается заведением для взрослых. Надо определяться. Либо мы создаем структуру, которая содержит парки, либо отдаем в районы, под попечение местного самоуправления.

Мы живем спиной вперед

- У меня тоже такое ощущение, что в этом вопросе мы как бы идем спиной вперед, - вступает в беседу директор рекламного агентства «Элефант» Михаил Смирнов. - Мы все время оглядываемся, говорим: «А помните, как было здорово?» Вот, вспомнили мэра Тарасова. А ведь у нас есть маленькие скверы, есть замечательный бульвар от Володарского до памятника Курчатову вдоль проспекта Ленина. Он в свое время получил Государственную премию Совета министров СССР. Бульвар на самом деле получился уникальным. Там более 60-ти пород деревьев. Он прекрасен во все времена года. Три поколения людей выросло, гуляя там. А сегодня он превращается в набор парковок. Бульвар формально на балансе у Центрального района. Но средств на содержание нет, нет и хозяина. Со стороны ЮУрГУ идет непонятная строительная политика. И таких территорий в городе много.



Причина — в отсутствии стратегии. Цивилизованный, инвестиционно привлекательный город отличается развитыми парками и бульварами. А еще общественным транспортом, отношением к пешеходам. Набор маленьких парков в замкнутом пространстве с пешеходными участками делает центр города комфортным. Но четкого понимания как и готового проекта рекреационных зон у нас нет.

Смирнов подчеркнул, что Челябинск уникальный город. Таких просто нет, которые быстро растут — за 50 лет в 60 раз. Поэтому у нас, к сожалению, нет настоящего коренного населения. И сразу возникает вопрос: а большинству жителей это надо? На глазах лысеет город. Особенно городской бор, где ведется непонятная хозяйственная деятельность. Что нужно? Наверное, поднимать общественное мнение. Нужен городу главный дендролог, главный художник, главный дизайнер.

- Мы хотели в этом году начать проект, - добавляет Станислав Мошаров. - Есть наработки, чтобы часть бульвара выходила на Алое поле. Там есть место, где мы хотим сделать аллею, где наши гости будут сажать деревья.

Парковка так и за деньги

- А что делать с парковкой перед «Уральскими пельменями»? - обновляет тему Михаил Смирнов. - Она сама по себе ползет к «Дому книги». Понимаю, что это очень сложная проблема, но это решаемые вопросы. В учебниках сейчас пишут: самое главное- это пешеходы, потом — велосипедисты, потом — общественный транспорт, потом - транспорт, который едет, потом — транспорт, который стоит. У нас эта пирамида, к сожалению, перевернута.


- Наверное, где расширяли дороги бездумно, - заметил Станислав Мошаров, - но мы единственный город, который «не стоит». Это большое достижение. Другое дело, что большинство автомобилей поставлено на весь день! Люди пользуются парковочным пространством как своим личным. Наверное, это неправильно, приезжать на работу на своем автомобиле и оставлять его на парковке, которой должны пользоваться все горожане.

По мнению председателя Годумы, должна обсуждаться концепция этой сферы. Нельзя накрыть платой самые лучшие, удобные парковочные места. Для платных мест должны быть вложения, обустройство. Одно дело места возле вузов, другое — возле больниц, третье — места в центре города, которые являются общедомовой территорией. И точно не должно быть круглосуточного платного пространства, уже не говоря о наличии альтернативных бесплатных местах. Вопрос выведен в общественную плоскость, чтобы его доскональна обсудить. Решением городской Думы в Челябинске дали возможность зайти инвесторам.

Общественность стала кусачей

- Единое парковочное пространство, комфортная среда, благоустройство города..., - берет слово политолог Александр Мельников. - Давайте все-таки не будем лукавить, эти вопросы зачастую накладываются на вопросы политические. Например, что значит «единое парковочное пространство», если завтра все будет платным? Сразу начинают просчитываться все риски. Концепция есть, но скоро президентские выборы. И протестную массу увеличивать никто не хочет. А там опять выборы в Законодательное собрание.



Но, наверное согласитесь со мной, общественность за последнее время стала куда более кусачей. Происходят изменения в общественной активности и сознании. Готовность отстаивать какие-то локальные рубежи налицо. Свежий пример — активность вокруг «Золотой горы».

- Институт публичных слушаний мы пытались превратить в площадку для общественного обсуждения, - ответил Станислав Мошаров. - Для этого использовать районных депутатов, чтобы жители приходили на публичные слушания. Там такие страсти кипят. Вы бы видели, что происходит по «Парковому-2». Глава города за последние два года не принял ни одного решения, которое противоречило бы результатам публичных слушаний.

- Муниципальная реформа дала возможность населению непосредственно встречаться с районными депутатами, - соглашается депутат Гордумы от фракции КПРФ Константин Нациевский. - Процедура общественных слушаний позволяет этот контакт поддерживать. Наше государство развивается, становится боле демократичным через участие общественности в решении важных вопросов. Благодаря активности наших граждан появилась тема городских парков. После проверки их деятельности, я был шокирован. Оказывается, парк Гагарина платит земельный налог в бюджет города в 1200 раз меньше, чем его кадастровая стоимость. По идее, средства, которые экономит парк, должны идти на развитие. А у нас Чертово колесо, которое давно должно быть списано, продолжает работать и приносит 50 миллионов рублей за сезон. Сегодня депутаты поставили вопрос о безопасности городских аттракционов.



Работать в долгую

- Такое ощущение, что мы говорим о проблемах в режиме латания дыр, - замечает модератор Крапивин. - но, похоже. Челябинску не хватает внятных стратегий. А мы говорим о сегодняшнем дне — о проверках, о злоупотреблениях...

- Есть резон в ваших словах, - отвечает Мошаров. - это все продиктовано политическими трендами. Простой пример. Как у нас проводится конкурс по озеленению? 100 миллионов должно тратится на озеленение, которые распределяются по районам. В результате получается так, как получается, потому что подрядчик не знает, будет ли он работать на следующий год. Значит, он не должен беспокоится о рассаде, о технике и не задумывается о своей стратегии на пять лет вперед. Есть и другой пример. Дороги в городе стали чище. Пылесосы не самые современные работают, но они стараются — у подрядчика есть трехлетний контракт. В Москве подрядчик по вывозу мусора имеет контракт на 10 лет. Надо давать возможность людям работать в долгую. То же должно быть в политической жизни.

Общественный транспорт - очень сложный вопрос, который пересекается с льготами, социальным обеспечением. В такой истории муниципальный транспорт всегда субсидируется, причем в двух вариантах. Первый, когда тариф будет как во всем мире — один евро. Второй — как в Таллине, где транспорт бесплатный для всех. Кстати, хороший вариант, отсекающий нелегалов. Сегодня нам приходится искать золотую середину. Найти обоснованный тариф и доплачивать 700 миллионов в год, что сложно при собственных доходах города в девять миллиардов рублей. Без общественного транспорта нельзя. Будет как в Кургане. Все захватили частники. Там порезали троллейбусы на металлолом. И туда троллейбус никогда не вернется. А за ним - будущее. Город будет обкатывать электробусы.



- Мы обсуждаем, какие буквы должны быть на уличной рекламе, - берет слово директор МАУ ИД «Вечерний Челябинск» Сергей Филичкин. - Но у нас на проспекте Ленина балкон давно стоит с подпорками. И что с этим сделано? Апофеоз нашего измученного города — колесо обозрения. Мысли, чтобы его поменять, должны были появиться лет 20 назад. Так вот, колесо обозрения — символ того, как у нас ведутся дела в городе. Выкачивается все до предела, высушивается. И при этом ни на что денег не хватает. Полагаю, что если город поддерживать в исправном состоянии постоянно, он бы выглядел совсем по-другому. Вот колесо нужно было порезать 13 лет назад. Думаю, что очень много чего можно было сделать 10 лет назад, 15. Но почему-то никто ничего не делал. Вокруг любой проблемы всегда есть две причины: либо это неэффективность, либо заинтересованность. Мне кажется, что в Челябинске, из которого вытягивали все соки десятилетиями, давно назрела потребность в капитальном ремонте.
   
- Это еще раз показывает, что необходимо «играть в долгую», - заключают эксперты «Сигарного клуба».

фото Андрей ТКАЧЕНКО.

 

 
По теме
Троим мужчинам может грозить до 20 лет лишения свободы #безопасность Оперативники ФСБ Фото: пресс-служба УФСБ России по Челябинской области Южноуральцев, которые пытались поджечь релейные шкафы на железной дороге,
Источник фото: МЧС - Чтобы обеспечить безопасность людей, решено обследовать состояние крыш и чердаков на предмет отсутствия протечек и повреждений конструкций.
Прокуратура Нагайбакского района провела проверку исполнения законодательства о пожарной безопасности в Муниципальном казенном учреждении социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
В Челябинской области проверят состояние крыш социальных учреждений - Министерство социальных отношений Решение организовать проверку принято в связи с инцидентом, произошедшим в комплексном центре по оказанию помощи лицам без определенного места жительства в городе Челябинске.
Министерство социальных отношений
23 марта ЮУГМУ приглашает будущих абитуриентов и их родителей познакомиться с Университетом и узнать особенности поступления в этом году  Мечтаешь стать врачом и погрузиться в мир медицины?
Управление образования г. Челябинск
Сообщи, где торгуют смертью. В Саткинском районе проходит Общероссийская акция - GovoritSatka.Ru Управление по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Челябинской области сообщает, что на территории региона проходит первый этап ежегодной Общероссийской акции «Сообщи, где торгуют смертью».
GovoritSatka.Ru
Студенческая игра - Копейский рабочий  18 марта в центральной городской библиотеке прошла квиз - игра, посвященная 10-летию вхождения Крыма в состав России.
Копейский рабочий