От низкопольного трамвая до военных автомобилей будущего: история о том, как приручить технику

От низкопольного трамвая до военных автомобилей будущего: история о том, как приручить технику
Фото: www.susu.ru

 

В Центре компьютерного инжиниринга ЮУрГУ стало на одного кандидата технических наук больше! В июле ВАК России подтвердил присвоение ученой степени кандидата технических наук руководителю отдела развития ЦКИ Александру Шакирову . В интервью Александр рассказывает о выборе жизненного пути, любви к механике, бесшумном трамвае нового поколения, грузовых подвесных канатных дорогах и о том, почему будущее без развития фундаментальной науки невозможно.

– Как в свое время вы приняли решение поступать в ЮУрГУ? Почему сделали выбор в пользу технической специальности?

– Я всегда любил физику, особенно самый интересный для меня раздел – механику. Для меня важно не просто создавать проект, но и видеть его конкретный результат, приносить реальную пользу и быть причастным к созданию новой техники. Эта мечта сбылась!

Важную роль в принятии решения «кем быть» сыграла и школьная экскурсия на завод. Навсегда запомнились ощущения, как под мощным молотом из бесформенного куска металла рождалась новая деталь. Захотелось научиться «приручать» технику.

Поэтому я выбрал ЮУрГУ, ведь наш университет всегда славился качественной подготовкой инженеров. Я поступил на кафедру «Прикладная механика, динамика и прочность машин» физического факультета – ныне это кафедра «Техническая механика». Выбором специальности я горжусь. Именно мы, прочнисты, отвечаем за надежность и безопасность работы машин: от станка до самолета. Именно наши выпускники, умеющие рассчитать прочность конструкций, пользуются спросом в любой отрасли промышленности.

– Как развивалась ваша карьера?

– Когда я заканчивал учёбу, мне предложили остаться на кафедре. У нас был сильный выпуск, много амбициозных ребят. Я работал над кандидатской диссертацией под руководством профессора Сергея Борисовича Сапожникова . Кроме того, работал инженером-исследователем в научно-образовательном центре «Экспериментальная механика», в центре маркетинга инноваций.

Сегодня я являюсь руководителем отдела развития Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ, и именно здесь мы воплощаем в жизнь самые смелые и амбициозные проекты, которые еще вчера казались фантастикой. Например, автомобиль с электроприводом, бесшумный трамвай нового века… Этот список можно продолжать.

Глубокая разносторонняя техническая подготовка, которую дала мне кафедра, помогает разбираться в сути инновационных идей. Университет даёт возможности карьерного роста тем, у кого есть интеллектуальный потенциал и развиты организаторские способности. В вузе всегда есть куда расти, чему учиться, над чем трудиться. Я бы ни на что не променял такую работу.

– Чему посвящена ваша кандидатская диссертация?

– Тема моей диссертации – «Метод облегчения каркасно-панельных кузовов наземных транспортных средств с использованием клей-механических соединений с переменной толщиной клеевого шва». Толчком к появлению исследования стала работа над проектом, которым ЮУрГУ занимался совместно с Усть-Катавским вагоностроительным заводом, – разработкой модельного ряда низкопольных трамваев. В настоящее время университет продолжает этот проект в сотрудничестве с АО «Уралтрансмаш» из Екатеринбурга.

Согласно поставленной задаче, новый трамвай должен был не уступать лучшим зарубежным аналогам лидеров рынка – таких как Siemens и Bombardier. При этом недорого стоить и быть высокотехнологичным. Мы старались снизить массу вагона, улучшить характеристики электродвигателя и сократить потребление энергии. Для этого решили несущий каркас вагона сделать модульным, состоящим из блоков. Из них, как из деталей детского конструктора, можно собирать трамваи многосекционные, различной длины и вместимости, в зависимости от потребностей городов – и все их производить на одном оборудовании. В этом проекте я как расчетчик отвечал за то, чтобы вагоны имели рациональную конфигурацию, были лёгкими и долговечными.

– Какие ещё достоинства есть у этой разработки?

– Прежде всего, комфортабельность. Благодаря низкому полу в трамвай удобно входить пожилым людям, женщинам с детьми, людям с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, благодаря применению трёхслойных сэндвич-панелей соблюдены повышенные требования к тепло- и шумоизоляции трамвая.

Немаловажный плюс сэндвич-панелей – высокая ремонтопригодность. Аналогов таким панелям в российской практике нет. До настоящего времени в России обшивка трамваев делается из цельнотянутого металлического листа. Если на нем по какой-то причине образовалась дыра, приходится ставить «заплатку», которая и некрасива, и ненадежна.

Наш вариант модульной панели позволяет, не нарушая целостности обшивки, легко заменить её часть. Сэндвич-панели производятся из полимерного материала, они легче и долговечнее аналогов, не подвержены коррозии и по износостойкости превосходят даже металл. Я как раз занимаюсь проблемой монтажа этих панелей в каркас.

– Что для вас значит получение ученой степени?  Почему она необходима техническому специалисту, который хочет быть «в тренде»?

– Кандидатская степень для меня – это некое подтверждение моих способностей, уровня, которого я достиг. И, конечно, наука даёт прекрасную возможность самореализации, когда ты видишь результаты своих трудов.

– В каких еще проектах Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ Вы участвуете?

– В настоящее время мы с коллегами в сотрудничестве с ПАО «КАМАЗ» работаем над созданием модельного ряда ведущих задних мостов грузовиков и автобусов. А еще занимаемся исследованиями жизненного цикла военных грузовиков, разработкой модели для виртуальных стендовых и полётных испытаний несущего бака ракеты. Одним словом, работы хватает.

В чем основная сложность инжиниринга?

– В том, что он сопряжен с большой ответственностью и требует нестандартного творческого подхода. Каждый день приходится что-то придумывать, заниматься саморазвитием. Задача инженера – сделать работу максимально просто, но не всегда требуемое решение очевидно. К результату ведут разные пути, и среди них надо найти оптимальный по трудозатратам, а это непросто. 

Руднева Юлия, Загребин Иван
 
По теме
27 марта в замечательном зале гостеприимного спортивно-оздоровительного комплекса «Металлург» города Аша в целях укрепления здоровья, вовлечения обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом,
С 09 октября 2023 года по 14 марта 2024 года прошли I – IV туры городского конкурса социальных проектов «Я – гражданин России», по итогам которого на очную защиту вышли 16 команд из 17 образовательных организаций города Челябинска.
Нацпроект «Образование» создает условия для развития талантливых детей - Кунашакский район В рамках национального проекта «Образование» в Челябинской области реализуются четыре региональных проекта: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда»,
Кунашакский район
Risunok313123.jpg - Управление образования 22 марта 2024 года на базе МОУ «СОШ №2 г. Верхнеуральска» прошла ежегодная Всероссийская акция «Сдаем вместе.
Управление образования
Дошколята для дошколят - Управление образования г. Озёрска В этом учебном году в рамках плана сетевого взаимодействия педагоги МБДОУ ЦРР ДС №54 и МБДОУ ДС №50 запланировали несколько  совместных мероприятий.
Управление образования г. Озёрска
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
На Южном Урале сотрудники ФСБ обезвредили «черных нефтяников» - Южноуральская панорама Злоумышленники похитили более 200 тонн дизельного топлива. УФСБ России по Челябинской области задержала шестерых местных жителей, которые воровали дизельное топливо в промышленных масштабах.
Южноуральская панорама
Свиной «пожар» по-остроленски - Газета Всходы Встреча с жителями посёлка прошла в сложной обстановке Сегодня, 28 марта 2024 года, состоялась встреча руководителей с жителями п.Остроленский.
Газета Всходы
Врач рассказал, как часто можно есть фастфуд - Областной ЦМП В четверг, 28 марта, врач Челябинского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики Данил Абубакиров стал гостем эфира на «Радио Ваня» в южноуральской столице.
Областной ЦМП
Встреча поколений - Ашинский район         25 марта студенты Ашинского индустриального техникума Жимоедова Карина и Чистяков Илья вместе с советником директора по воспитанию и работе с общественными организациями Бобровой Екатериной Раисовной посетили сла
Ашинский район
Всемирный день театра - Краеведческий музей 27 марта – Всемирный день театра, который ежегодно отмечается с 1962 г. В этот день мы решили рассказать о необычном спектакле, поставленном в Троицкой женской гимназии зимой 1918-1919 гг.
Краеведческий музей