1сентября – день суетный, шумный, парадный. Так было у всех и всегда: музыка, слышная издалека, торжественные линейки, белые банты, яркие букеты. И одноклассники – интересно всех снова увидеть: как изменились, что изменилось, что нового.
В 23 гимназии г.Челябинска ребятам и гостям демонстрировали, что нового войдет в школьную жизнь в ближайшем будущем. Электронные учебники, по-другому их еще называют ридеры – новинка 2010 года.
Представьте себе ноутбук размером чуть больше книжки. Тонкий, состоящий из двух крышечек – экранов, диагональ которых равна диагонали школьного учебника. Раскрывается как книга. Экраны сенсорные с хорошими санитарными характеристиками. Можно вызывать текст, изображение, закачивать любое содержание. Практически все предметы будут в одном учебнике. Можно менять экраны местами, если, например, ребенок леворукий.
Надо сознаться, это первый комплект электронных учебников в Челябинске и Челябинской области, и пока он в школьную жизнь входит как эксперимент – только для одного класса в гимназии № 23 и одного класса в школе № 53 г.Магнитогорска. В 23-ей гимназии при помощи ридера будут изучать обществоведение в 6 классе.
Гостям гимназии – первому заместителю губернатора Челябинской области С.Л.Комякову, заместителю губернатора П.А.Рыжему, министру образования и науки Челябинской области А.И.Кузнецову – показали фрагмент такого урока.
Такого вообще в России нет ни у кого.
– С электронным учебником в этом году пока начинают работать только Челябинская область, Томск и Москва, - поясняет министр А.И.Кузнецов.
Ученики 23 гимназии рассказали высоким гостям, как они участвовали в городских и областных соревнованиях по Лего-робототехнике и продемонстрировали возможности
сделанных своими руками роботов.
Все-таки в каждом взрослом мужчине, даже если он – вице-губернатор, сидит мальчишка. Если бы не официальность момента, и С.Л.Комяков, и П.А.Рыжий присоединились бы к азартному занятию.
Высоким гостям рассказали, что комплекты Лего есть в каждой школе, только недостаточно. А использовать Лего-технологии можно не только для дополнительных занятий – с их помощью интереснее и продуктивнее изучать физику или технологию, и уже разработаны методики для этого. А начинать занятия уместно еще в детском саду: конструкторы Лего есть для разных возрастных групп.
На этом удивляться высокие гости не перестали: им показали цифровой микроскоп. Изображение с предметного стекла проецируется на экран компьютера, а с него может демонстрироваться через проектор уже на большой экран. При этом можно дать увеличение в 10, в 60 и даже в 200 раз без потери качества изображения.
Высокие гости признались, что не знали, что такие микроскопы есть в кабинетах биологии школ Челябинска и области.
Лабораторию «Архимед» им тоже видеть не доводилось. Это портативный компьютер плюс набор датчиков, и с его помощью можно измерять на уроках физики силу тока, напряжение, магнитную индукцию, уровень шума в децибелах. На уроках химии и биологии можно делать замеры влажности или уровня кислотности.
В кабинете информатики сам министр продемонстрировал, как работает автоматизированная система управления образованием «Сетевой город». К этому информационному ресурсу все участники образовательного процесса имеют доступ, но разный: учителя и классные руководители вносят информацию об успеваемости и посещаемости в электронные журналы своих классов, родители могут посмотреть успехи своего ребенка. Полный доступ имеют только системные администраторы.
Потом перешли в класс, где демонстрировалось оборудование для дистанционного обучения одаренных детей и детей-инвалидов. Вышли напрямую на центр обучения детей-инвалидов в Аше, посмотрели фрагмент дистанционного урока. Гости выставки сами попробовали специальные манипуляторы, электронную лупу, посмотрели, как работает «брайлевский» принтер, потрогали руками лист с текстом, напечатанным при помощи рельефно-точечного шрифта Брайля. Министр А.И.Кузнецов отметил, что Федеральный проект в Челябинской области реализуется на самом высоком уровне.
Большой интерес вызвала еще одна новинка: разработанная Областным центром информационного и материально-технического обеспечения (РКЦ) электронная карта образовательных учреждений Челябинской области.
Электронная карта существует в двух видах: первая - на сайте Министерства образования и науки. Это новейшая – 2010 года – база данных, где легко можно найти любое ОУ любого населенного пункта Челябинской области – по его номеру, по адресу, по номеру телефона. Здесь есть фамилия, имя, отчество и телефон руководителя, информация о количестве классов и числе учащихся, электронный адрес и ссылка на школьный сайт.
Второй вариант – на основе карты Google . Это спутниковая карта , на ней есть метки с названиями муниципальных образований, кликнув на которые, можно получить требуемую информацию. Эту карту можно масштабировать с хорошим разрешением.
Пока база данных электронного справочника включает учреждения общего среднего и дошкольного образования. В дальнейшем в ней появятся учреждения начального профессионального образования.
Неизвестно, у кого был азарт больше: у директора РКЦ В.Н.Халамова, когда он демонстрировал возможности обоих справочников, или у вице-губернаторов С.Л.Комякова и П.А.Рыжего, которые видели это впервые.
Электронная карта прошла на «бис».
1сентября – день суетный, шумный, парадный. Но от обилия впечатлений очень устаешь. Зато этот эмоциональный всплеск дает настрой на целый год.
Сначала есть любопытство и большой интерес к нововведениям, потом они входят в жизнь и перестают восприниматься как новинки, становятся буднями. И уже через год ждешь опять чего-то нового. Это и есть прогресс.
Лилия Мамонова,
руководитель системы видеоконфернций РКЦ