12 декабря 2014 года в Челябинском государственном педагогическом университете работало направление Первых региональных Рождественских чтений, посвященное вопросам сотрудничества Церкви и системы образования.
Необходимость изучения юными гражданами основ духовно-нравственной культуры своей страны давно не является спорным вопросом. Сегодня она закреплена законодательно законом «Об образовании» 2012 года и Федеральными государственными образовательными стандартами, согласно которым в учебные планы школ могут быть включены соответствующие предметы.
Предмет новый не только для школьников, но и для их учителей, потому так важны подобные мероприятия. «Почти пятнадцать лет назад, в 2000-м году я впервые побывала на Рождественских чтениях в Москве, – вспоминает профессор ЧГПУ Наталья Павловна Шитякова. – Особенно остро ощущается погружение в эту среду – в духовную культуру России. Подобных же впечатлений я жду и от нынешних чтений, впервые проводимых в нашем городе, поскольку они дают не только знания, но и необходимую эмоциональную подпитку».
В конференции принимали участие не только ученые, но и рядовые педагоги, презентовавшие свои практические проекты. Учитель интерната № 9 Татьяна Ивановна Комиссарова представляет воспитательную программу «Наши праздники». «Каждый раздел у нас сопровождается практическими заданиями, – поясняет Татьяна Ивановна, – ребенок не просто слушает и запоминает, но и своими руками изготовляет поделку к православному торжеству».
В рамках направления работали параллельно разнообразные секции: по преподаванию ОПК, по воскресным школам, общепедагогическая, историческая, культурологическая, катехизаторская. Прошло также совещание благочинных по религиозному образованию. «С XIX века существует схема, согласно которой религия является лишь одним из сегментов культуры, когда сытый человек занимался творчеством просто из потребности мечтать. Но на самом деле, как показывает современная наука, существует лишь два типа организации человеческого бытия: либо относительно религиозных истин, либо относительно их отсутствия, – поясняет участник исторической секции, профессор ЧГПУ Павел Борисович Уваров. – Пора отходить от представления о религии как об опиуме народа, фантазиях. Пусть этому подчас не способствуют программы, методики, пронизанные марксисткой идеологией. Учителям вообще непросто: им надо говорить детям, как хорошо быть хорошим, а дети видят, что в жизни преуспевают люди другого типа. Для того чтобы устранить этот диссонанс, необходимо понять логику традиционных ценностей. На что и направлено изучение основ православной культуры».
Не только педагоги принимают участие в конференции, но и дети, которые вместе со своими родителями постигают духовно-нравственное измерение истории родного края. «Книгу памяти» лиц, репрессированных в Чебаркульском районе, в том числе пострадавших за веру, представляют ученик 10 класса Челябинской православной гимназии Иван Туранин и его мама Елена Мансуровна: «Все началось со школьной работы Ивана об истории православного храма в селе Травники, выполненной под руководством молодого ученого Николая Антипина, – рассказывает Елена Мансуровна. – Этот проект был отмечен президентской грамотой. Сейчас Иван сосредоточился на школьной учебе, а я вместе с двумя чебаркульскими краеведами продолжаю начатое им дело, готовлю как книгу о Травниках, так и Книгу памяти репрессированных Чебаркульского района. Изучаем материалы челябинских и екатеринбургских архивов, делаем запросы в Тюмень, Курган, на Алтай, в Хабаровск».
«Очень часто педагогам, преподающим основы Православия, не хватает именно практических знаний, – говорит директор православной гимназии протоиерей Алексей Егоров. – Рождественские чтения в Москве хороши, но каждого учителя туда не пошлешь. И когда я смотрю программу наших малых Рождественских чтений, то с радостью отмечаю, что здесь меньше теоретиков, но больше практиков, что в них участвуют люди, принимающие участие в непосредственной педагогической работе, уже создавшие какие-то авторские программы, имеющие навык работы с детьми. Уверен, что сегодняшние заседания помогут нам понять, как обстоят дела с преподаванием духовно-нравственных основ в школах нашей области, а многим участникам доклады послужат как поводом к размышлению, так и руководством к действию».