Размер будущей пенсии зависит от стажа и заработанных баллов

Наталья Фирсанова Каждый год на Южном Урале назначается порядка 50 тысяч пенсий, а общее число пенсионеров в области превышает один миллион. Что делать, чтобы к пенсионному возрасту не остаться у разбитого корыта? Где узнать о накопленных пенсионных баллах? Как восстановить утраченные документы, необходимые для назначения пенсии? Об этом – наш разговор с заместителем управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Челябинской области Леонидом Устелемовым.

– Леонид Савельевич, сколько пенсионеров сейчас живет на Южном Урале?

– На сегодняшний день в Челябинской области пенсии получают 1 миллион 55 тысяч человек. В год назначается более 65 тысяч всех видов пенсий, в том числе порядка 55 тысяч страховых и примерно 9 тысяч социальных.

– В последнее время требования к назначению страховой пенсии меняются. При каких условиях она назначается в этом году?

– Во-первых, достижение пенсионного возраста. Он остается неизменным: для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет. Во-вторых, наличие стажа и пенсионных баллов. В 2017 году для назначения пенсии нужно иметь не менее восьми лет страхового стажа и как минимум 11,4 балла. Количество пенсионных баллов зависит от суммы страховых взносов, уплачиваемых работодателем в Пенсионный фонд. Если человек официально трудоустроен, получает хорошую зарплату, работодатель добросовестно отчисляет за него страховые взносы, заработать необходимое количество баллов несложно. Если работодатель большую часть зарплаты выплачивает «в конверте», могут возникнуть проблемы, даже при продолжительном страховом стаже.

– Многие жители Челябинской области продолжают работать после назначения пенсии?

– Сейчас предприятия каждый месяц представляют нам сведения о работающих гражданах. Судя по этим данным, около 22 процентов от общего числа получателей страховой пенсии по старости продолжают работать.

– В связи с тем, что с прошлого года работающие пенсионеры получают пенсии без учета плановых индексаций, растет число желающих уйти на заслуженный отдых?

– Я бы не сказал, что пенсионеры стали массово увольняться. Но для тех, кто собирается оставить работу, есть хорошая новость. Принят закон, согласно которому пенсионеры, завершившие трудовую деятельность, начнут получать пенсию с учетом всех индексаций с первого числа месяца, следующего за увольнением. Например, пенсионер уволился в марте, а с апреля он будет получать пенсию в полном размере. Закон вступит в силу с 1 января 2018 года. В настоящее время выплата проиндексированной пенсии возобновляется только через три месяца после увольнения.



– Почему будущим пенсионерам важно заблаговременно готовить документы для оформления пенсии?

– С 2002 года мы оцениваем пенсионные права по выписке из индивидуального лицевого счета. Но большинство людей, которые сегодня обращаются за назначением пенсии, имеют стаж до 2002 года. В этом случае данные о стаже, заработанном до 2002 года, берут по трудовым книжкам, трудовым договорам или другим документам. Нередко в них бывают неточности, неразборчивые печати, неправильно оформленные записи и так далее. Иногда отсутствуют сведения о некоторых периодах работы. Чтобы заранее решить возникающие вопросы, мы советуем обращаться в Пенсионный фонд за год до достижения пенсионного возраста. Наши специалисты заблаговременно оценят документы, имеющиеся в распоряжении Пенсионного фонда, у самого будущего пенсионера, проверят правильность их оформления. При необходимости сделают запрос в областной архив или другие организации. Если будущий пенсионер работал за пределами Челябинской области, направят запрос в другой регион или бывшую союзную республику. Самостоятельно ехать за справками не нужно.

После индексаций в 2017 году в Челябинской области средний размер страховой пенсии по старости составляет 13 439 рублей, социальной – 8818 рублей. 

Сейчас на многих предприятиях подготовкой документов, необходимых для назначения пенсии сотрудникам, занимаются кадровые службы. Все данные они направляют в наши территориальные органы в электронном виде по защищенным каналам, что существенно экономит время. Будущему пенсионеру остается только подать заявление на назначение пенсии. Это можно сделать как в электронном виде через портал госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР, так и при личном обращении в управление Пенсионного фонда, но не ранее, чем за месяц до наступления пенсионного возраста.

– А что делать, если предприятие, на котором начинал трудовую деятельность будущий пенсионер, давно ликвидировано?

– Документы можно восстановить, если они сдавались в архив. Мы работаем с архивной службой, заключено соглашение об электронном документообороте. Наши специалисты делают запрос в областной архив, где при наличии сведений о предприятии достаточно быстро выдают необходимую информацию в электронном виде по защищенным каналам. Но, к сожалению, если организация давно не существует, а все документы уничтожены, восстановить их невозможно.


– И все же работников, у которых пенсия не за горами, по-прежнему беспокоят предстоящие хлопоты по оформлению документов.

– Сегодня в Челябинской области проводится эксперимент по назначению пенсии по данным индивидуального лицевого счета. С выпиской из него мы знакомим будущего пенсионера. Если он не возражает, то на основании сведений из индивидуального лицевого счета назначается пенсия. В этом случае трудовую книжку, справки и прочие документы предоставлять не надо. От будущего пенсионера требуется только подать заявление на назначение пенсии. Я считаю, это перспективное направление, в первую очередь для тех, кто начал свою трудовую деятельность после 2002 года.

– Сейчас Пенсионный фонд активно развивает электронные сервисы. А насколько востребованы услуги в электронном виде у жителей региона?

– Число южноуральцев, которые пользуются электронными сервисами ПФР, постоянно растет. Для того чтобы получать услуги Пенсионного фонда через Интернет, нужно зарегистрироваться на портале gosuslugi.ru и получить подтвержденную учетную запись. Для удобства жителей Челябинской области во всех наших клиентских службах открыты пункты регистрации. Очереди за получением этой услуги нет. Каждый желающий может подойти с паспортом и страховым свидетельством (СНИЛС) в любое управление Пенсионного фонда и в течение 5 – 10 минут зарегистрироваться в режиме онлайн, получить логин и пароль. После чего можно в полном объеме пользоваться всеми услугами, которые предоставляются в «личном кабинете» на сайте ПФР и на едином портале госуслуг.

Сегодня ПФР предоставляет 21 услугу. Среди них наиболее востребованные – подача заявлений на назначение и на перерасчет пенсии, на получение государственного сертификата на материнский капитал и распоряжение его средствами.

Теперь некоторые электронные услуги ПФР можно получить и со смартфона, для этого нужно установить бесплатное мобильное приложение Пенсионного фонда. Войти в него достаточно просто, если есть регистрация на портале госуслуг. Через мобильное приложение можно, например, узнать, сколько пенсионных баллов вы заработали, посмотреть состояние индивидуального лицевого счета, записаться на прием, заказать справку, направить обращение в ПФР.

22 процента от общего числа южноуральских получателей страховой пенсии по старости продолжают работать.

Пенсионеры могут получить информацию о размере пенсии с учетом всех прошедших индексаций, о назначении социальных выплат, семьи с детьми – об остатке средств материнского капитала и так далее.

Все персональные данные в базах ПФР надежно защищены. Передача и обмен информацией с другими организациями осуществляется только по специальным закрытым каналам. Человек, который пользуется «личным кабинетом» ПФР, может быть уверен: его персональные данные попадут только по назначению.

– В редакцию «Вечерки» периодически обращаются читатели с жалобами на неких «сотрудников пенсионного фонда», которые ходят по квартирам, предлагают заманчивые услуги. Например, доплату к пенсии. Как защититься от непрошенных гостей?

– Сотрудники Пенсионного фонда по квартирам не ходят. Наши специалисты выезжают на дом к немощным, лежачим больным строго по заявкам, при этом заранее предупреждают о времени посещения. Мобильные клиентские службы выезжают в населенные пункты, но такие мероприятия Пенсионный фонд всегда анонсирует, в том числе жителей оповещают через администрацию района.

Если к вам приходят люди, которые представляются сотрудниками пенсионного фонда, советую сразу уточнять, из какого фонда – государственного или негосударственного. Визитеры, как правило, об этом умалчивают. А если пенсионерам предлагают увеличить пенсию, убеждают, что им полагается доплата – это обман, попытка выманить у пожилых людей деньги за мифические услуги. Увеличить размер пенсии без предоставления дополнительных данных, документов невозможно.

– Леонид Савельевич, расскажите, пожалуйста, о планах по дальнейшему развитию и совершенствованию работы отделения ПФР по Челябинской области.

– Сейчас мы работаем над оптимизацией системы пенсионного обеспечения, создаем межрайонные управления Пенсионного фонда. Такие управления уже работают в Кыштыме, Магнитогорске, в августе появятся еще в ряде районов. Суть новшества в том, что одно управление ПФР будет обслуживать население нескольких районов. Жители от этих преобразований не пострадают. Во всех районах, там, где раньше были управления Пенсионного фонда, останутся клиентские службы, которые будут обслуживать население. Во всех клиентских службах будут принимать документы, а назначение и выплата пенсий будет оформляться в межрайонных управлениях ПФР. Это позволить повысить качество и эффективность нашей работы.

Фото Людмилы ПОТАПОВОЙ

 

 
По теме
«Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР и мобильное приложение позволяют инвалидам и маломобильным группам населения получать государственные услуги в Челябинской области.
Отделение пенсионного фонда России по Челябинской области напоминает, что маломобильным группам населения и инвалидам предоставляется возможность воспользоваться несколькими способами получения государственных услуг,
Отделение ПФР по Челябинской области напоминает, что маломобильным группам населения и инвалидам предоставляется возможность воспользоваться следующими способами получения государственных услуг.
Представители Почты России консультируют посетителей территориальных органов пенсионного фонда РФ по вопросам получения и доставки пенсионных и социальных выплат, а также проводят выездные информационные встречи с населением.
Пьяный миасец угнал трактор - Агентство новостей Доступ В Миассе росгвардейцы «по горячим следам» задержали подозреваемого в угоне трактора, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Агентство новостей Доступ
23 марта ЮУГМУ приглашает будущих абитуриентов и их родителей познакомиться с Университетом и узнать особенности поступления в этом году  Мечтаешь стать врачом и погрузиться в мир медицины?
Управление образования г. Челябинск
Сообщи, где торгуют смертью. В Саткинском районе проходит Общероссийская акция - GovoritSatka.Ru Управление по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Челябинской области сообщает, что на территории региона проходит первый этап ежегодной Общероссийской акции «Сообщи, где торгуют смертью».
GovoritSatka.Ru
Студенческая игра - Копейский рабочий  18 марта в центральной городской библиотеке прошла квиз - игра, посвященная 10-летию вхождения Крыма в состав России.
Копейский рабочий
Жизнь, как по нотам - Газета Регион    Троичанка Альфия Хамидовна Хайруллина недавно отметила свой юбилей!
Газета Регион