«Похоже, мы ждем новой авиакатастрофы»

Фото: s.ura.news
Можно ли было избежать крушения Ан-148, и почему россияне, летающие зимой, сильно рискуют Михаил Белый © Служба новостей «URA.RU»
Самолет «Саратовских авиалиний» Ан-148 разбился в Подмосковье
все новости сюжета

Трагедия, подобная произошедшей в Подмосковье с разбившимся Ан-148, рискует повториться в любой момент. Оказалось, что только в феврале пассажирские лайнеры в России семь раз оказывались в схожей ситуации. Эксперты, опрошенные «URA.RU», утверждают: если принять на веру выводы специалистов Межгосударственного авиационного комитета (МАК), то получается, что россияне, летающие в зимнее время, постоянно рискуют.

Проблемы самолета Ан-148, которые считаются вероятной причиной катастрофы, наблюдаются у новейшего лайнера SSJ 100, сообщил в среду, 14 февраля, «Коммерсант». По данным издания, технические неполадки самолета Ан-148, названные вероятной причиной катастрофы в Подмосковье, все чаще фиксируются и у флагмана российского авиапрома SSJ 100. Как стало известно, всего за два дня мощного снегопада с SSJ 100 произошло семь подобных инцидентов, а в общей сложности с 2011 года — 14.

Из авиакатастроф, к сожалению, выводы делаются далеко не всегда Фото: Вадим Ахметов © URA.RU

По информации Росавиации, которую ведомство приводит в своей телеграмме руководителям авиакомпаний и аэродромов, проблема, схожая с той, которая могла стать причиной крушения Ан-148, обнаружилась у самолетов SSJ 100 «Аэрофлота»: в частности, на борту фиксировалось расхождение показаний скорости у командира воздушного судна и второго пилота. Во всех случаях экипажи принимали решение прекратить взлет или же возвращались на аэродром. Таким образом, получается, что пилоты SSJ оказывались в схожей с разбившимся Ан-148 ситуации.

Впрочем, в АО «Гражданские самолеты Сухого» (производитель SSJ 100) заявили, что «ситуация с полной потерей индикации скорости на продолжительное время на SSJ 100 невозможна конструктивно». «Проведенные испытания в специальных аэродинамических трубах, с имитацией критических условий обледенения показали, что противообледенительная система SSJ 100 справляется с обледенением», — заявили в концерне.

Комментируя авиационные эпизоды в период снегопадов в московском авиаузле 4—5 февраля, в ГСС пояснили, что «в случаях возникновения подозрения на возможность частичного обледенения датчиков скорости… срабатывал соответствующий индикатор». «Система не позволяла самолету подняться в воздух, обеспечивая главный приоритет — безопасность пассажиров. То есть системы предупреждения… сработали в штатном режиме», — отметили в компании.

«Аэрофлот» обладает одним из самых молодых парков в мире. Большую часть составляют самолеты семейства Airbus А320, Airbus А330 и Sukhoi SuperJet 100. По состоянию на 1 февраля 2018 года, в «Аэрофлоте» эксплуатируется 228 самолетов, средний возраст воздушного судна составляет 4,1 года. Первые 30 штук SSJ 100 поставлялись «Аэрофлоту» в 2011—2016 годах, поставка еще 20 лайнеров началась в прошлом году. Официальный представитель «Аэрофлота» на момент подготовки публикации был недоступен для комментариев.

Крушение Ан-148 в Подмосковье можно было предотвратить, уверены эксперты Фото: сайт МЧС России

Накануне, 13 февраля, эксперты МАК, завершив расшифровку данных бортового параметрического самописца потерпевшего крушения Ан-148, пришли к выводу, что в ходе всего полета, закончившегося крушением, обогрев всех трех приемников полного давления (ППД, установлены на фюзеляже самолета, помимо прочего, определяют скорость самолета по давлению воздуха) находился в выключенном состоянии. По их мнению, фактором развития «особой ситуации» в полете могли стать неверные данные о скорости полета на индикаторах пилотов. По всей видимости, это было связано с обледенением ППД при выключенном состоянии систем их обогрева.

Как пояснил «URA.RU» член комиссии при президенте России по развитию авиации общего назначения, заслуженный пилот РФ  Юрий Сытник , в этой ситуации на самом деле «нет ничего особого и катастрофического». «Случается, что обогрев датчиков забывают включать, тогда пилоты замечают, что основные параметры — высота и скорость — на приборах отображаются некорректно. Однако после включения системы обогрева работа приборов за считанные секунды восстанавливается. Таким ситуациям учат каждого курсанта. Очевидно, что они не должны приводить к таким ужасным катастрофам», — пояснил собеседник агентства.

Согласно предположению бывшего командира воздушного судна, специалиста по безопасности полетов Александра Романова , если речь действительно идет о проблемах с самолетами одного типа, то «возможно, имеет место какой-то недостаток».

«Во всех случаях, когда пилоты обнаруживали расхождение скорости, они принимали решение вернуться на аэродром. Это понятно — они следовали действующим рекомендациям, ведь сразу невозможно определить, о насколько сложной проблеме идет речь.

В то же время это достаточно простая ситуация с обледенением датчиков — из нее можно легко выйти при сохранении выдержки и спокойствия. Если же запаниковать, то можно много чего натворить»,

— заявил «URA.RU» Романов.

Бывший министр гражданской авиации Советского Союза, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов заявил «URA.RU», что речь идет об «очень опасной тенденции»: «Сейчас, после произошедшей катастрофы, мы вдруг узнаем, что фиксировалась целая серия технических неисправностей у SuperJet 100, однако, судя по всему, никаких действий для анализа ситуации, для вынесения ее на обсуждение на самый высокий уровень не предпринималось. Не случись трагедии с Ан-148, мы бы об этих эпизодах, скорее всего, вообще не узнали бы. Вопрос — почему?».

По его словам, складывается впечатление, что «раз мы ничего не делаем, то ждем новой трагедии, на этот раз — с SuperJet». «Надо понимать, что повторяемость дефектов в авиации рано или поздно приводит к трагедии. Задача государства — своевременно выявлять неполадки и предотвращать возможные катастрофы», — отметил Смирнов. Он подчеркнул,

нынешнее крушение можно было предотвратить, если бы из катастрофы аналогичного Ан-148 5 марта 2011 года в ходе учебно-тренировочного полета были сделаны выводы.

«Но тогда на это, простите, просто забили. Как результат — мы получили новую, еще более масштабную, трагедию», — резюмировал Смирнов.

 
По теме
Специалистам все-таки удалось «вскрыть» поврежденный в авиакатастрофе второй «черный ящик» - речевой самописец Фото: REUTERS - КП Челябинск Полная картина авиакатастрофы в Подмосковье будет у экспертов МАК в течение недели [видео] Александр РОГОЗА Владимир ДЕМЧЕНКО В Москве продолжается расследование крушения летевшего в Орск самолета Ан-148,
15.02.2018
Виктор Алкснис поделился своим мнением о катастрофе Ан-148 Фото: facebook.com - КП Челябинск На Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) специалисты обсудили предварительные итоги расследования авиакатастрофы Елена АФОНИНА Владимир ДЕМЧЕНКО Что произошло на борту Ан-148, разбившегося 11 февраля?
14.02.2018
В момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания, взрыв возник после падения самолета Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ - КП Челябинск Специалисты МАК завершили расшифровку одного из «черных ящиков» [видео] Александр РОГОЗА Владимир ДЕМЧЕНКО Стали известны предварительные выводы Межгосударственного авиационного комитета о причинах крушения Ан-148 в Подмосковье .
13.02.2018
 
Три тысячи ложных сигналов о пожарах передала автоматика с апреля этого года - ГУ МЧС Челябинской области Только за прошедшие двое суток пожарно-спасательные подразделения Челябинской области реагировали на 83 ложных вызова на объектах, которые по закону оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с устройствами,
15.08.2018 ГУ МЧС Челябинской области
В Челябинске загорелся трамвай - Агентство новостей Доступ В Челябинске 15 августа у трамвая, следовавшего по улице Горького, загорелась крыша – пассажиры самостоятельно эвакуировались из салона, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на очевидцев происшествия.
16.08.2018 Агентство новостей Доступ
prostoklassno.ru Ущерб более 9 тысяч рублей. В дежурную часть полиции поступило сообщение от 33-летней горожанки: пытаясь приобрести авиабилеты в Питер с помощью незнакомого сайта сети Интернет она потеряла сбережения.
16.08.2018 Новая жизнь
Остров Читалия - Магнитогорский металл В минувшие субботу и воскресенье в рамках проекта "Летние парки Магнитки" детские библиотеки № 7 и № 2 провели для посетителей сквера "Магнит" увлекательную досуговую программу.
16.08.2018 Магнитогорский металл
Он сидел на обочине дороги и тихо плакал. Невыносимо болели спина, лапки, мимо, вызывая страх, с шумом проносились машины.
15.08.2018 Озерский вестник
Сборы - вещь серьёзная - Магнитогорский металл Детские загородные центры комбината прощаются с летом спортивной сменой. Территория "Уральских зорь" непривычно пустынна - работник охраны, сопровождающий нас, объясняет: "Одни дети на футбольном поле тренируются,
16.08.2018 Магнитогорский металл
Знатоки магнитогорского хоккея могут выиграть абонемент на предстоящий сезон!
16.08.2018 Магнитогорский металл
За четверть века система обязательного медицинского страхования стала основным источником финансирования медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно, сообщает пресс-служба фонда.
16.08.2018 Правительство Челябинской области