Трудно загнать в жесткие рамки творческий метод челябинского художника-любителя Леонида Грушина, чья выставка открылась на днях в Историческом музее. Наивное искусство? Скорее нет, чем да.
Наивные художники в нашем понимании — это обычно благообразные старцы с трудной судьбой и трепетные старушки, из глубинки — бывшие доярки, кочегары да плотники. А тут преуспевающий, моложавый, полный задора и огня полковник МВД Леонид Грушин, чья многолетняя страсть к мольберту и масляным краскам на первый взгляд где-то даже иррациональна.
Хотя так оно, вероятно и есть на самом деле, ибо настоящее творчество всегда иррационально и непредсказуемо. Конечно, он воинствующий самоучка, чего ничуть не стыдится и даже слегка бравирует своим статусом. Но потому на грушинской выставке и не было места официозу и напряженным позам гостей с каменным выражением лиц. Художник, в свою очередь, непринужденно повествует об истории создания своих полотен, декламирует свои же стихи и исполняет свои песни под незатейливую «минусовочку».
Словом, перед нами предстал настоящий скоморох от изобразительного искусства. Ни намека на рефлективную депрессию и мировую скорбь на его полотнах — смех и радость он приносит людям. Яркие и кричащие, иногда прямо-таки экстатические краски его полотен, экзотические пейзажи и городские ландшафты вперемешку с персонажами любимого «Мастера и Маргариты» — все это ввергает публику в эйфорическое состояние, которое так кстати, когда на дворе промозглый челябинский октябрь.
Да, он не живописец в традиционном смысле этого слова. Но когда Леонид Грушин берет кисть и краски — вокруг вскипает игровая стихия, которая важнее мастерства. И тогда он прямо на открытии выставки берет и дописывает новых персонажей на своих картинах. И в его случае это вполне естественно — всюду жизнь, все течет и изменяется — причем меняется в том направлении, куда указывает игривая кисть нашего жовиального полковника.
Юрий Богатенков