Постановление имело законную силу, а все владельцы транспортных средств – велосипедов и автомобилей – обязаны были его исполнять. Возможно, сейчас чтение первых правил вызовет улыбку. Но тогда это был передовой документ: городские власти таким образом ответили на вызов времени и позаботились о безопасности уличного движения.
Велосипеды «подрезают» экипажи«До появления автомобилей регламентация уличного движения не была актуальной проблемой, – говорит заместитель директора по науке Государственного архива Челябинской области Николай Антипин . – Правила уличного движения существовали только в столицах – Москве и Петербурге. Но, начиная с 10–х годов прошлого века, когда в Челябинске автомобилей стало больше, чем один, возникла потребность в таких правилах и в нашем городе».
Кстати, велосипедное движение до революции в Челябинске было достаточно активным.
«Если полистать газеты того времени, то мы увидим большое количество различных сообщений, связанных с велосипедами, – поясняет Николай Антипин. – Это объявления о продаже велосипедов, о кражах, сообщения о первых ДТП – наездах велосипедистов на пешеходов».
В газетных публикациях, в частности, писали об «агрессивном движении велосипедистов», о том, как они обгоняют и «подрезают» экипажи, пугая тем самым лошадей – и все это, говоря современным языком, создает опасную транспортную ситуацию. А барышни, к примеру, жаловались, что велосипедисты слишком быстро ездят, поднимают пыль, мешают прогуливаться и создают дискомфорт.
Не попадите под лошадь!«Езда на велосипедах разрешается во всякое время, по всем улицам и площадям города, лицам, получившим билет и нумерной знак из городской управы, знак этот прикрепляется к седлу велосипеда с задней стороны», – говорится в постановлении Думы 1913 года.
Что касается автомобилей, то здесь уже закрепляется алгоритм, ставший впоследствии привычным: экзамены – права – номерные знаки.
В первых челябинских ПДД приоритет в движении имели извозчики и конные экипажи. Фото: ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»«Разрешение на автомобильную езду выдает Челябинская городская управа лицу, выдержавшему испытание в умении управлять машиною. Испытание в умении управлять машиною производится городской управой непосредственно, или через сведущих лиц. Выдержавшим испытание в умении управлять машиною выдается билет на право езды и нумерной знак, который прикрепляется к заднему сидению автомобиля. Именной билет на право езды должен быть при ездоке».
Правила уличного движения начала века в основном обращены к велосипедистам, им предписывается ограничивать скорость, не беспокоить лошадей, обгонять конные экипажи только справа: «Быстрая езда вообще воспрещается: ездить следует не быстрее обыкновенной лошадиной рыси… Огибать углы и пересекать улицы следует, по возможности, тихим ходом. Едущие на велосипедах должны держаться правой стороны улицы, причем экипажи допускается обгонять лишь с правой стороны».
В конце постановления сказано, что «все вышеизложенные правила для езды на велосипедах обязательны и для лиц, едущих и на мотоциклетах и автомобилях, насколько они применимы для последних». Ни шагу без галош! Челябинск был «серым» городом в начале ХХ века
Стоит отметить, что в первых челябинских ПДД приоритет в движении имели, безусловно, извозчики и конные экипажи, а правила были направлены на то, чтобы велосипеды и автомобили не создавали им особых проблем.
Очевидно, тогда это было объяснимо с точки зрения безопасности движения. Велосипедист или автомобилист в какой–то дорожной ситуации могут ограничить скорость, остановиться, а лошадь может испугаться и понести…
Правила предписывали лишний раз лошадей не нервировать: «В случай беспокойства лошадей велосипедист обязан был умерить ход или сойти с велосипеда и, по возможности, закрыть его собой».
50 лет спустяТеперь обратимся к другому документу, который появился почти через 50 лет после первых правил. Это «Правила уличного движения по городу Челябинску», утвержденные 4 января 1952 года решением Челябинского исполкома.
В тексте документа есть важное пояснение: «В основу издания настоящих правил положены типовые правила уличного движения по городам и дорогам СССР»
Как считает Николай Антипин, эти «отдельные городские правила» – след той самой дореволюционной традиции, когда в каждом городе формировался свой порядок уличного движения в зависимости от его интенсивности.
ПДД середины ХХ века безмерно далеки от правил 1913 года и достаточно близки современным правилам. Здесь освещены все основные темы, связанные с дорожными ситуациями: права и обязанности участников движения, условия безопасности на дорогах, правила проезда перекрестков, штрафы, дорожные знаки и т.д.
Этот документ уже не вызывают улыбку, как его предшественник. Хотя, возможно, среди предписаний встречаются и такие, которые сейчас кажутся неактуальными. Например, «велосипедистам воспрещается: ездить в нетрезвом состоянии, ездить по тротуарам, ездить, не держась за руль руками, держаться за трамвай и другой транспорт».
ПДД середины ХХ века безмерно далеки от правил 1913 года. Фото Инны ПанковойБез знаков приоритета
Интересно проследить, что в целом изменилось в правилах дорожного движения за последние полвека:
ПДД–1952 не выглядят безнадежно архаичными. В них заложены те базовые принципы, которым мы должны следовать и сейчас.
В первую очередь, это безопасность на дорогах и равная ответственность всех участников движения: «Все граждане обязаны выполнять настоящие правила уличного движения, руководствоваться дорожными знаками, сигналами светофора и т.д. Никто из лиц, пользующихся транспортом, в том числе руководители предприятий, учреждений, организаций, не имеют права понуждать водителей транспорта выполнять указания, находящиеся в противоречии с данным правилами».
«АиФ-Челябинск» в социальных сетях: