7 июля славянские народы отмечают праздник Ивана Купала. В этот день принято начинать купальный сезон. Но немногие знают историю этого праздника и его место в славянской культуре. Эльвира Воронина , доцент кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ рассказала о празднике и его традициях.
– Знаете ли вы историю этого праздника? Как давно его отмечают?
– Иван Купала, или Иванов день, — один из главных языческих русских праздников, который отмечали в день летнего солнцестояния. С принятием в Киевской Руси христианства, к этому дню был приурочен христианский праздник Иоанна Крестителя, и датой празднования стало 24 июня.
Считается, что происхождением праздника Ивана Купала мы обязаны восточным и западным славянам. По старинной традиции, в наши дни, праздник Ивана Купалы отмечает практически вся Европа, включая Белоруссию (Купалье, Иван Ведьмацкий, Иван Колдунский, Праздник Солнца и любви), Украину (Солнцекрес, Первый покос, Варфоломий и Варвара, Иван травник), Прибалтику (Праздник Росы, День Яна, День Водицы, День Духов) и т.д. В старину, еще до прихода христианства, праздник Ивана Купалы связывали с летним солнцестоянием, который по старому стилю календаря приходился на 20-21 июня. С принятием христианства, люди не отвергли праздник Ивана Купалы, а наоборот, приурочили этот день ко дню Иоанна Крестителя, который по старому стилю приходится на 24 июня. Но по новому стилю календаря, день Иоанна Крестителя приходится на 7-ое июля. Претерпев изменения через много лет, праздник Ивана Купалы потерял свое истинное астрономическое время, которое приходится изначально на летнее солнцестояние. Само происхождение праздника Ивана Купала неизвестно до сих пор. Предположительно, Иван Купала произошел из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озерах в день летнего солнцестояния. Позже, с приходом христианства, празднование Ивана Купалы, символизировали с днем Иоанна Крестителя (в переводе с греческого, как погружатель, купатель) – христианским обрядом крещения .
– Какое место занимает этот день в славянской культуре?
– Праздник Ивана Купала был важнейшим из летних праздников. Дело в том, что русский народ испокон веков занимался земледелием. Как у всех земледельческих народов, у наших предков формируется культ Солнца. Поэтому особенно чествовались праздники, в которых воспевалось возрождение света, возгорание солнечного огня. Праздник Ивана Купала – важнейший из них. Отмечался он в дни летнего солнцестояния. Костры, разводимые в ночь на Купалу, служили знамением, олицетворением знойного июньского солнца. День Купалы был праздником солнечного огня, его очищающей и созидающей силы. Недавно я побывала в Мексике, и с недавнего времени стала интересоваться мексиканской культурой. Предки современных мексиканцев – ацтеки – тоже обожествляли Солнце, но их обряды были более жестокими. Они считали, что солнечное божество рождает людей, но, чтобы не прекращалась эта созидательная, «животворящая» работа, Солнце постоянно нужно подпитывать и кормить – особой пищей и водой – кровью людей. Поэтому ацтеки совершали массовые жертвоприношения. Видимо, славяне были более миролюбивым народом, поэтому в своём почитании Солнца они обходились без кровопролития.
– Какие существуют традиции празднования?
– Купальские обряды объясняются свойствами магической символики. Народный эпитет Иоанна Крестителя – Купало – ассоциировался у русского крестьянина с обычаем обрядового омовения, купания, как проявления очистительной магии. Этимологический словарь 20 века возводит слово купало к глаголу «купать». Начиная с этого дня, разрешалось купаться, так как, согласно народному поверью, Иоанн Креститель в этот день прогонял из воды злых духов. Омовение водой представляло собой массовые купания людей в водных источниках, умывание или обмывание водой или росой, мытье в банях, обливание водой. Обряды с водой могли совершаться ночью, на рассвете, в перерыве между церковными службами — утренней и обедней. Человек, отказавшийся купаться, подозревался в колдовстве.
Не забудем также, что в это время, время солнечного солнцестояния, свет – огонь жизни – восходя к своей полноте, разгорался чудодейственной силой. В эту ночь накануне дня Ивана Купала повсеместно зажигали купальские огни. Густынская летопись 17 века так описывает купальский праздник: с вечера собирается молодёжь обоего пола, «соплетают» себе венцы из зелени или из корений, перепоясываются былием (травами), «возгнетают» огонь; взявшись за руки, обращаются окрест оного огня, поюще свои песни, потом через этот огонь «перескакуют». Считалось, что огонь, как и вода, в эту ночь обладает очищающей силой, поэтому и прыгали через костёр – на очищение и на здоровье.
Растительная природа в это время тоже исполняется чудесами. Цветы и травы приобретают именно в эту ночь такие волшебные силы и свойства, каких в другое время в них не существовало. Теперь-то и необходимо было сторожить минуту, когда эти волшебные существа давались в руки. В канун праздника жёны чаровницы ходят по лугам и болотам, полям и дубравам, ищут травы и всякое зелье, выкапывают разные приворотные коренья.
Во всём воздухе носится очарованье, волшебство, особый поэтический страх оттого, что тут же носятся невидимые и неведомые духи, способные натворить разных бед. Календарный период, на который приходились купальские праздники, считался наиболее "опасным" (наравне со Святками): по поверьям, в это время активизировались потусторонние силы.
И пока длится это святое и странное время, нужно многое успеть: через костёр перепрыгнуть, в живительных водах омыться, травы собрать, которые только на Купалу набираются особой целебной силы.
А самые отважные побредут в чащу на поиски цветка папоротника. Кто его добудет, тот без труда любой клад отыщет.
– В современном мире изменилось отношение к празднику?
Когда мы со студентами-филологами узнаём о русских обычаях и обрядах, мы понимаем, сколь многому мы могли бы научиться у наших предков. Старые языческие праздники дарили возможность живого общения, возможность быть вовлечёнными не в виртуальные, а в настоящие игры и забавы, возможность почувствовать себя частью природы и частью народной общины – коллектива. Какие же чувства вызывают в нас сегодня сегодня народные праздники? Только желание сохранить эти традиции и, по возможности, сделать их частью жизни современного человека.
Екатерина Кузнецова