О том, что получается, когда оператор Кристофера Нолана садится в режиссерское кресло – в нашем обзоре.
«Превосходство» (12+) Уолли Пфистера можно назвать очередной вариацией на тему опасности технического прогресса, несущего богатство и славу одним, и боль, и страдания другим. Только вот авторы «Превосходства» настолько же далеки от морализаторства, насколько само действие далеко от канонов экшна со стомилионным бюджетом. Теперь чтобы показать антиутопию необязательно строить масштабные декорации и нанимать армию сценаристов, достаточно перенести действие в Интернет.
Но тут Пфистер опоздал. История про всемирный сверхразум, контролирующий жизнь целой планеты была выпотрошена до последней смысловой крупицы еще братьями Вачовски в «Матрице», еще раньше были «Хакеры» с Анджелиной Джоли, не говоря уже про «Терминатора» в его бесконечных вариациях и раннего Стивена Кинга.Вышло исключительно операторское кино – длинные планы монохромных коридоров, безграничные пространства сплетенных в бесконечные сети данных, единообразные площади расставленных серверов и солнечных батарей, напоминающих надгробные плиты. Все красивое, сверкающее, но мертвое.
И где-то в глубине всего этого – история об исследователе искусственного интеллекта докторе Уилле Кастере, сознание которого после покушения и трагической смерти загрузили в Интернет. Но это был уже не настоящий доктор Кастер, а некая агрессивная сущность с тоталитарными убеждениями. Джонни Депп, который не Джонни Депп.
В этом фильме его практически нет – он полностью переселился в компьютер и стал напоминать неприятный голос из зоны вылета аэропорта, монотонно отсчитывающий минуты до наступления неизбежного. Фактически главного героя в «Превосходстве» заменяет человек с присосками на голове, возникающий на бесконечном числе экранов, которые и есть реальность.Ребекка Холл, играющая жену этого новоявленного Франкенштейна, тоже в большей степени погружена в виртуальный мир, а ее чувства и переживания – не более чем всполохи мозговой активности и гормональные выбросы. Даже в сцене с умирающим мужем, она остается скорее холодным профессионалом, выполняющим очередной пунктик своей научной работы, нежели любящим и сочувствующим человеком.
Столь же отталкивающе выглядит противостоящая Кастеру банда неолуддитов, похожих скорее на разбойников и бродяг, нежели на спасителей человечества. Собственно и усилия их тщетны – остановить прогресс не в их силах.
Комизму ситуации придает и особое восприятие в русском сознании слова «нанотехнологии», которое активно используется в фильме. Впрочем, это самое слово позволяет сценаристам прикрывать научную недостоверность – от загрузки компьютерного вируса через инъекцию в кровь, до выращивания неизвестными методами целых органов и людей, из них состоящих.Также не очень понятно куда ушли сто миллионов бюджета – фильм оказался на удивление визуально подавляющим зрителя – датчики-присоски, провода, безжизненные стойки серверов, мрачные хирургические щупальца, серая биомасса бесконечных копий Кастера, расползающаяся как насекомые из «День, когда земля остановилась» явно не стоили таких колоссальных затрат.
Львиную долю двухчасового хронометража нам показывают женщину, доведенную до отчаяния, а не поражающие воображение спецэффекты. Тут то и становится ясно, что «Превосходство» это не столько про технологии и прогресс, сколько про семейные отношения, построенные на отношениях рабочих. Муж задерживается на работе, а потом и вовсе скрывается в недрах Интернета…И с этой точки зрения “Превосходство” действительно можно считать примечательным и заставляющим задумываться.
Пфистер показывает нам все этапы этих отношений – от романтической влюбленности и всепоглощающей страсти до отчуждения и страха.
А как же сто миллионов – спросите вы? На этот вопрос нет определенного ответа. Здесь можно лишь утешаться мыслью, что Пфистер снял высокобюджетный семейный артхаус.