Проектное обучение: в ЮУрГУ дан старт образовательной модели нового формата

Проектное обучение: в ЮУрГУ дан старт образовательной модели нового формата
Проектное обучение: в ЮУрГУ дан старт образовательной модели нового формата
Фото: www.susu.ru

 

С сентября 2018 года в ЮУрГУ официально реализуется технология проектного обучения в магистратуре. О предпосылках реализации проектного обучения в университете, его включенности в стратегию развития ЮУрГУ, структуре, команде и перспективах развития рассказывают менеджеры проекта – директор ИСГН, доктор филологических наук, профессор Елена Владимировна Пономарева и декан энергетического факультета Политехнического института ЮУрГУ, кандидат технических наук, доцент Александр Николаевич Шишков .

Путь к университету 3.0

Е.П.: Проектное обучение сегодня – одна из важнейших стратегических задач развития ЮУрГУ по модели «Инженерия 3.0». Оно неразрывно связано с восемью другими стратегическими задачами вуза: развитием фундаментальной науки в части обеспечения Инженерии 3.0, интеграцией ЮУрГУ в экономику Большого Урала, работой вуза с глобальными корпорациями-партнерами, реализацией в университете полиязычной среды, соорганизацией малого и среднего бизнеса, технопарком и центром инжиниринга университета, стратегией Умного города и Цифровой трансформацией университета.

Большинство задач, например, развитие фундаментальной науки, интеграция ЮУрГУ в экономику Большого Урала и др. будут решаться непосредственно в рамках проектных групп. Цифровая трансформация университета подразумевает создание web-платформы «цифровое облако», на котором будут размещены все проекты, выполнение самих проектов также невозможно без использования современных цифровых технологий. В проектной деятельности как в гуманитарной, так и технической областях активно развивается международное партнерство. ЮУрГУ – это уникальная площадка со множеством возможностей – от ресурсов фундаментальной науки до глобальной цифровой среды  –  поэтому для такого мегауниверситета проектное обучение в качестве образовательной модели наиболее органично.

Проектное обучение: начало

Е.П.: Подготовка к успешному запуску проектного обучения в ЮУрГУ велась в течение нескольких лет. Команда «Фабрика мысли ЮУрГУ» в течение года вела интенсивную подготовительную работу по созданию образовательной модели, по ее защите на экспертных советах и в Школе Управления МАИ. Уже год ведется интенсивная работа над учебными планами, шлифуется проектная документация для успешного функционирования проекта, подбираются команды, отлаживается механизм взаимодействия между структурными подразделениями, участвующими в общем проекте.

А.Ш.: Ранее дисциплина «Проектное обучение» в порядке эксперимента была внедрена в учебный план ряда подразделений технических направлений. На кафедре «Экономика промышленности и управление проектами» (зав. кафедрой – Н.С. Дзензелюк ) дисциплина «Управление проектами» преподается уже более пятнадцати лет. Накоплен значительный багаж знаний и опыта в этой области, реализован ряд совместных проектов с предприятиями региона («Фортум» и др.). Также проектная деятельность в пилотном режиме стартовала в лаборатории аддитивных технологий ПИ; в ИСГН на факультете журналистики; в ИЕТН в совместном проекте с ПАО «ММК» (проект «Безреагентная фотокаталитическая очистка воды от трудноокисляемых загрязнений») и др.

С нового учебного семестра 2018 года проектное обучение из локального формата переходит на новый уровень высшего профессионального образования, приобретает статус образовательной модели. Этот опыт будет распространен на весь университет.

Е.П.: С сентября 2018 года в учебный план внедряется факультатив «Управление проектами» и для студентов гуманитарных направлений подготовки, так как им необходимы компетенции в области управления проектной деятельностью. Кроме того, команда кафедры «Экономика промышленности и управление проектами» предлагает курс «Управление проектами» для НПР. Это очень важный элемент поддержки для всех нас, необходимая теоретическая база, без которой невозможно успешное внедрение проектного обучения на качественной научной основе.

Мы стремимся к трансформации университета, согласно модели, принятой на стратегической сессии – Инжиниринг 3.0, поэтому мы не ставим задачу жестко дифференцировать проекты, поделив их на технические и гуманитарные. Преимущество реализации проектного образования в нашем вузе – в его междисциплинарности: в составе команд – инженеры и программисты, экономисты и маркетологи, филологи и журналисты, дизайнеры и архитекторы и др. Здесь очень важен синергетический эффект.

А. Ш.: Другие вузы концентрируются на конкретных направлениях. В нашем вузе развиты как техническая, так и гуманитарная составляющие, наше преимущество – в реализации междисциплинарного подхода к проектному образованию на цифровой платформе.

Запуск проектов

Е.П.: При принятии решения о запуске каждого проекта мы опирались на четкие параметры, заданные в момент формирования конкурса паспортов.

Акцент ставился на междисциплинарности проекта , на его полезности, востребованности, актуальности, на наличии обязательного внешнего заказчика. В заявленных проектах среди заказчиков – промышленные предприятия – партнеры ЮУрГУ (Emerson, ММК, SMS-group, Европейская ассоциация преподавателей журналистики, министерства и ведомства области и другие). В ряде случаев в качестве заказчика выступает ЮУрГУ, при условии, если это значимый для университета проект. В качестве результата проекта должен быть получен конкретный продукт: технология, матрица, модель, программный продукт.

Также обязательное условие – у каждого проекта должен быть только один руководитель.

Одним из важных условий был запуск проектного обучения на базе магистратуры. Но нужно отметить, что несколько пилотных проектов были запущены для апробирования в рамках бакалавриата и специалитета для того, чтобы студенты еще до магистратуры почувствовали вкус реальной деятельности, командной работы. Это значимо и в качестве экспериментальной площадки, которая в следующем году позволит уже на основе апробированной методологии расширять проектное обучение, в том числе на базе бакалавриата и специалитета. Впрочем, бакалавры и специалисты активно вовлекаются в проектные группы, организованные на базе магистратуры, и выполняют свои конкретные функции, вносят вклад в общее дело.

Также очень важно соблюдение всех технических параметров заявки на проект. Напомним, что  цель проектного обучения – получение профессиональных компетенций, навыков посредством работы над конкретным проектом, поэтому в заявке должны быть четко прописаны ее научная и практическая составляющие, четко определены задачи и сроки работы, промежуточные и итоговый результаты. Изначально заявок на проекты было более 60, но многие из них не прошли экспертизу по техническим причинам, так как были заполнены без учета технических требований. На сегодняшний день в работу запущено 29 проектов, решение о запуске каждого из них принималось коллегиально. См. реестр проектов.

Студенты в проектном обучении

А.Ш.: В составе каждой проектной команды должно быть не менее пяти студентов, так как во время участия в проекте они должны приобрести навык работы в команде. Основная цель проектного обучения – приобретение наряду с заложенными в образовательную программу новых дополнительных компетенций, которые определены в результате взаимодействия с работодателем – по его «запросу». К выпуску из магистратуры у каждого студента должно быть портфолио. Это один из ключевых моментов мотивации к участию в проектном обучении. Студенты добровольно пишут заявление об участии. Если проект неинтересен, и студент с ним не справляется, он может выйти из состава участников и дальше учиться по своей образовательной траектории. Предполагается, что к финалу обучения в магистратуре команда будет развиваться и продвигать свои практические и научные разработки. Работодатель в таком случае получает и готовый проект, и команду профессионалов.

Е.П.: Основной пул проектов будет реализовываться в рамках магистратуры. Тому есть несколько причин. Во-первых, у магистрантов уже сформированы профессиональные компетенции, а это значит, что их работа в рамках проектного обучения будет более осознанной. Во-вторых, период обкатки программы проектного обучения в течение двух лет максимально удобен. В магистратуре студенты за относительно короткий срок (два года) смогут получить новые компетенции и трудоустраиваться, уже имея портфолио с серьезными профессиональными наработками, реальными навыками.

В ряд проектов будут привлечены самые талантливые и активные студенты бакалавриата. Например, костяк проекта «Виртуальный музей» составляют магистры-филологи, но программист проекта – бакалавр четвертого курса ВШиКН, дизайнер – также бакалавр четвертого курса. И это не исключение, а правило. Так мы способствуем развитию междисциплинарных связей между подразделениями вуза.

Команда проекта

Е.П.: Команда проекта – это мегакоманда. Она складывалась из нескольких составляющих. Проектное образование – это детище ректора – Александра Леонидовича Шестакова . Работа над проектом началась на стратегических сессиях ЮУрГУ, а далее под руководством проректора по учебной работе Андрея Владимировича Шмидта , модель разрабатывалась участниками «Фабрики мысли ЮУрГУ» – команды университета, которая обучалась в рамках «Школы управления МАИ. Сейчас возглавляет нашу команду проекта проректор по учебной работе Андрей Александрович Радионов. Мы с Александром Николаевичем Шишковым – менеджеры проекта. В составе нашей команды – начальник Учебно-методического управления Игорь Владимирович Сидоров. Проектное обучение подразумевает принципиально иной подход к созданию учебных планов. Теперь у студента в рамках проектного обучения есть право выбора. Студент сам формирует свою образовательную траекторию и выбирает дисциплины в своей части проекта. Учебный план становится гибким. УМУ и лично И.В. Сидоров очень много сделали для разработки новой матрицы. Также над новыми гибкими учебными планами работали все директора школ и ученые секретари. Активно работает в команде Отдел контроля, лицензирования и аккредитации образовательной деятельности (начальник ОКЛА – Дмитрий Владимирович Харитонов , зам. начальника – Максим Игоревич Нестеров ).

Очень действенная, важная часть команды – люди, которые разделяют идеологию проектного обучения и очень многое для этого делают – это директора институтов и высших школ, ответственные за этот проект по институтам и школам. Для нас очень важно избежать барьеров и работать слаженно. Для своевременного и качественного принятия решений организован семинар-совещание по реализации проектного обучения, в котором принимают участие руководители проектов, ученые секретари и руководители структурных подразделений. Заседания семинара будут проводиться два раза в месяц. Первое заседание состоялось 19 сентября.

Web-платформа «Цифровое облако проектов»

Е.П.: «Цифровое облако проектов», которое разрабатывается под руководством проректора по информатизации Леонида Борисовича Соколинского , будет местом встречи заказчика и проектной команды.  Заказчик выкладывает на облаке заказ – проект, который он хочет вынести на аутсорсинг и реализовать в ЮУрГУ.

Также на облако будет выложен реестр выполненных проектов и банк заявок от участников потенциальных проектов. Руководители проектов, используя данные облака, смогут подбирать себе команду. Заказчиками проекта смогут выступать и сами студенты. После размещения заявки заказчиком, система оповестит о новом проекте всех студентов, у которых есть соответствующие компетенции. Участниками проекта смогут стать и инициативные школьники – а это гарантия того, что увлеченные такой деятельностью, полюбившие университет, к нам придут заинтересованные высокобалльники.

Одна из основных идей проектного обучения – принципиальное уменьшение бюрократической составляющей. Команда проекта должна собираться, минуя все бюрократические структуры.  Сегодня идет активная работа над созданием Цифрового облака, и в ближайшее время оно начнет действовать.

Контакты

Менеджер проекта – директор Института социально-гуманитарных наук Елена Владимировна Пономарева.  E-mail: ponomarevaev[at]susu[dot]ru; Тел.: +7 (351) 267-90-29, 267-90-66. 

Менеджер проекта – декан энергетического факультета Политехнического института Александр Николаевич Шишков  E-mail: shishkovan[at]susu[dot]ru Тел.: (351) 267-92-51. 

Руднева Юлия, фото – Олег Игошин
 
По теме
ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования» организует и проводит обучение для руководящих работников образовательных организаций на бюджетной основе по программе повышения квалификации «Оценка эффективности деят
В ЧОУ ДПО "Учебном центре "Стимул" продолжает работу Служба помощи родителям детей и подростков Катав-Ивановского района в рамках реализации социального проекта, с использованием гранта Президента Российской Федерации,
ЕГЭ для предков | Фотография 1 - Магнитогорский металл Восьмой год подряд, перед тем как отправить детей на экзамены, ЕГЭ в Магнитогорске сдают родители.
Магнитогорский металл
Дни истории на Южном Урале - ЧГИК 28 марта, во Всемирный день историка, кафедра истории, музеологии и документоведения факультета документальных коммуникации и туризма провела центральное мероприятие проекта «Дни истории на Южном Урале»,
ЧГИК
Безопасный пропуск паводковых вод - Администрация г. Магнитогорска На большом аппаратном совещании в администрации города начальник управления гражданской защиты населения Олег Жестовский рассказал о подготовке города к паводку.
Администрация г. Магнитогорска
А номинаций пять - Кизильский вестник Цель подобных конкурсов – сохранять, укреплять и продвигать традиционные семейные ценности.
Кизильский вестник
«Добрых книжек хоровод» - ЦБС Верхнеуфалейского городского округа Каждый год в дни весенних школьных каникул во всех библиотеках страны проходит Неделя детской книги - этот праздник детей и взрослых, праздник всех, кто влюблён в книгу.
ЦБС Верхнеуфалейского городского округа
«Как на Книжкин день рождения» - ЦБС Верхнеуфалейского городского округа Пусть эта «Книжкина неделя» Продлится только до апреля, Но вы, читающий народ, Любите КНИГУ круглый год!
ЦБС Верхнеуфалейского городского округа