Сразу трем городам области выпала удача лицезреть живописные шедевры из Санкт-Петербурга: Сатка, Магнитогорск и Челябинск разделили коллекцию на три неравноценные части. Большая часть пришлась на долю областного центра, а вот наиболее известная картина из всего перечня — «Грешница» Семирадского — досталась Сатке.
На вернисаже в залах челябинского музея искусств было весьма многолюдно: сюда собралась не только вся местная богема, но и местный же бомонд, поскольку сам глава региона почтил вернисаж своим присутствием. Его наперебой благодарили и наши, и питерские музейщики, и даже приписали инициативу проведения выставок именно в трех южноуральских городах.
Губернатор честно удивился, но заострять на этом внимание не стал, а отметил другое:
— Во время войны, как бы ни было сложно, не хватало ресурсов, времени, но тем не менее было желание сохранить культурное наследие. И оно было реализовано. Это хороший пример того, что нам в мирное время точно надо задуматься о таких вещах, находить ресурсы и время, — подчеркнул Борис Дубровский . Как рождаются мифы
Получилось даже как-то символично: 10 лет назад аналогичная выставка «Спасибо, Урал!» уже проходила, и так же в трех городах. Это были Пермь, Екатеринбург и Челябинск. Но так получилось, что в этом году только Челябинск нашел ресурсы и время, а старшие богатые соседи как-то остались в стороне. Хотя Пермь в этом вопросе имеет приоритет: именно там хранились сокровища Русского музея во время войны.
— На Урал было эвакуировано порядка 26 тысяч произведений, из них семь тысяч живописных полотен. Сначала их планировали разместить в Нижнем Новгороде, но когда и он оказался под угрозой, рассматривалась возможность отправить их в Соликамск, — пояснил ведущий научный сотрудник Русского музея Павел Климов. — Но в результате коллекцию Русского музея эвакуировали в Пермь.
Несмотря на повод, воспользоваться сложившимися обстоятельствами пермякам так и не удалось.
— Думаю, что это было просто невозможно. После того как все эти ящики были размещены в Пермской галерее, площадка стала совсем ограниченной, и работа самой Пермской галереи была существенно затруднена, — продолжает Павел Юрьевич. — И потом, ведь каждая экспозиция формируется по определенному принципу, осознанно. А когда произведения упаковывали для эвакуации, там действовали совсем другие принципы: по размерам, что-то еще.
Как оказалось, непосредственно в Челябинске драгоценные произведения не хранились — это уже местные журналисты приписали родному городу частичку истории.
— Нет, в Челябинск шедевры Русского музея не были эвакуированы, — подтверждает и директор челябинского музея искусств Станислав Ткаченко. — Но в начале войны в дар нашему музею было передано106 произведений из Русского музея, это стало основой нашей коллекции. Так что связи с Санкт-Петербургом у нас давние, и эта экспозиция далеко не первая. За все время в Челябинске было шесть выставок из Русского музея, последнюю, которая проходила в 2005 году, посетило 50 тысяч человек. Количество и качество
Как бы то ни было, но..
— Каждая встреча с Русским музеем — это настоящее событие для всех, кто любит русское искусство и кому дорога русская история, — с этим утверждением Станислава Олеговича нельзя не согласиться, так что упускать такой случай не стоит.
Замечательные, чудные тонкие пейзажи Саврасова и Нестерова, Шишкина и Левитана, портреты Брюллова и Репина, жанровые сценки Перова, театральные эскизы Головина. Список имен более чем внушительный: Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Семирадский, Куинджи, Кустодиев, Рерих, Петров-Водкин, Малевич — 67 известных имен. Обилие и разнообразие работ и жанров радовало глаз, но среди узнаваемых любителями оказался только портрет Стасова кисти Репина, известный с детских времен по учебнику музыкальной литературы. Увы, ни «Запорожцев», ни «Девятого вала», ни «Перехода Суворова через Альпы» (чем была украшена выставка 10-летней давности) — шедевров из «первого эшелона» не наблюдалось.
— Почему? — адресую вопрос представителю Русского музея. — Ведь эта выставка предназначена для массового зрителя, а массовый зритель знает Петрова-Водкина по «Купанию красного коня», а Шишкина — по «Утру в сосновом лесу».
— Ну, дайте срок. Мы только подписали договор о долговременном сотрудничестве, и работа только начинается. Так что вы еще непременно увидите картины с фантиков, — улыбается Павел Климов .
— Тем не менее Сатка же заполучила шедевр — «Грешницу» Семирадского…
— Думаю, что в выборе этой картины был заинтересован непосредственно «Магнезит».
Ну что ж, браво, Сатка. Небольшой городок в 45 тысяч человек обошел в культурном вопросе областной центр, а эрудицией и заинтересованностью «Магнезит» потягался с областным минкультом.
Платье на золоте и страховка на два миллиарда
В общей сложности 57 работ из Русского музея увидят челябинцы. В основном это картины, представленные в рамках постоянной экспозиции, есть и несколько необычных (на любительский взгляд) работ. Как, например, портрет испанки Александра Головина, который известен благодаря театральным эскизам.
Портрет жены Василия Шухаева — это уже начало ХХ века, но дама изображена в старинном платье.
— Шухаев — неоклассик. Это направление появилось, когда после импрессионизма художники вновь обратились к классическим формам, которые эксплуатировали мастера Возрождения. Все это было привнесено на новую почву, на новую эпоху, — объясняет Павел Юрьевич. — И художник в данном случае выступает ретроспектором. Он пытается добиться эффекта старых мастеров, старается работать в их манере. Платье было вызолочено, а потом сверху уже наносилась краска, благодаря чему получился такой эффект.
— Наверное, работа дорогая, раз с золотом, — судачат журналисты. — Говорят, что выставка застрахована на сумму почти в два миллиарда рублей!
— Павел Юрьевич, на выставке множество фотографов, вы разрешаете делать снимки. Я знаю, что во многих музеях мира это запрещено: говорят, что от вспышек картины портятся. Это правда? — задаю под шумок вопросик.
— Могу сказать, что вспышка действительно вредна для графики. По поводу масла точно сказать не могу, — развенчивает очередной миф специалист. — Но то, что вспышки мешают другим посетителям сосредоточиться на созерцании, — это однозначно. К тому же такое фотографирование совершенно бессмысленно: масляная картина на снимках получается с бликами, и процесс теряет всякий смысл, — пожимает плечами Климов.
— Скажите, а почему часть работ под стеклом? Таким образом они лучше сохраняются?
— В свое время, после того, как «Даная» в Эрмитаже пострадала, экспозиционные работы стали помещать под стекло. Сейчас мы постепенно стекло снимаем, освобождаем полотна. Хотя если произведение исполнено в какой-либо сложной технике, например смешения темперы и масла, — такие картины очень капризны, и как раз их необходимо хранить за стеклом, как и графику. В челябинском музее выставка картин из Санкт-Петербурга продлится до 26 июля. Но на этом сотрудничество с нашей областью не закончится, продолжение будет непременно.
— Надеемся, что наше сотрудничество продолжится, и эти встречи будут не юбилейными, а станут обычной рутинной работой, направленной на просвещение населения, — высказал в завершение свое пожелание Павел Климов.
Что ж, как говорится, ваши бы слова — да начальству в уши.
Источник: Вечерний Челябинск
13.05.2015 15:23