Челябинский краеведческий музей в шестой раз провел большой и хороший ФотоФест

«Что новенького?» - вопрос, который обожают журналисты и ненавидят организаторы всех и всяческих традиционных мероприятий. Их понять можно: сначала им приходится отвоевывать собственное пространство и доказывать свою состоятельность. И вот, когда место под солнцем определилось и позиции укрепились, творческая река обозначила русло, возникает такой простенький и такой коварный вопрос – «Что новенького?» Фото предоставлены краеведческим музеем Вот, новый поворот

Большой и хороший проект ФотоФест краеведческий музей Челябинска рискнул провести уже в шестой раз. Шестой, конечно, не 26-й, но пока организаторам удается счастливо избегать знакомых углов и находить новый ракурс, двигаясь при этом в прежнем направлении. Выставка агентства Reuters после пятилетнего молчания, пленэр на осенней природе, фотомарафон всея Челябинской области и 2,5 тысячи снимков со всех уголков и разных точек – и вот, новый поворот.

В этом году фестиваль становится международным во всех отношениях: в Челябинск приезжают испанская делегация и выставка, а лучшие южноуральские фотографы отправятся в Европу.

- Как же вас занесло в такую неведомую даль? – пытаю искусствоведа, куратора выставок Эрмитажа в Испании Роберто Риваса.

- Ну это давняя история, - сеньор говорит на прекрасном русском языке. – Восемь лет назад, в 2007-м, я привозил к вам выставку из Валенсии. Она пробыла в музее месяца три, тогда и завязались дружеские отношения с вашим музеем и его директором Владимиром Богдановским.

Отдельной строкой

Богдановский – это отдельная строка в ФотоФесте. Людей творческих в городе достаточно, а идей творческих - и того боле. Однако вынести на своих творческих плечах идею рискнет не каждый: как известно, инициатива наказуема, уж если открыл рот и сказал «а», весь остальной алфавит достается в нагрузку. Сам сказал - сам сделал.

Впрочем, Богдановскому такая нагрузка не в тягость, а в радость: лучезарно улыбаясь, он встречал гостей, хлопотал по хозяйству, привечал журналистов – «Фигаро тут, Фигаро там».

- Ваша идея с испанцами? - хватаю директорский рукав. – А как же санкции? – хитро прищуриваюсь.

- Это наш ответ Чемберлену, - смеется Владимир Иванович. – Мы опять опережаем время – хотим сделать мостик в Европу. Это вполне в нашем духе: в истории Челябинского фотосоюза и студии «Каменный пояс» было немало страниц, когда мы шагали не в ногу. Когда в 1983 году впервые провели выставку «Природа и мы», она вызвала недоумение. А экспозицию о вере, православии и вовсе пытались закрыть. Мы идем на шажок впереди, и я уверен, что это правильно и все будет хорошо.

Наводить мосты Богдановский принялся еще год назад – по осени съездил с выставкой «Мир гор» в испанскую Кастельену и там

еще заприметил заветный альбомчик известного фотографа Маноло Крузадо. Не откладывая в долгий ящик, предложил сделать выставку его работ в Челябинске – и аккурат через год на ФотоФесте любовался результатами культурного обмена.

- Это просто потрясающая личность, - восхищается Владимир Иванович. - Курит, как паровоз, путешествует всегда один и появляется в таких местах, что страшно даже подумать. И при этом признается, что ни разу, нигде не почувствовал опасности. Мне нравится, как он снимает, потому что он делает живые репортажи - то, что нам близко и чем мы занимаемся.

Испанские контрасты

Живые репортажи были выполнены на Филиппинах и в Малайзии. На снимках повседневная жизнь: дед с внуком в квартале трущоб, выросших по краям заброшенных трамвайных путей, женщины, заплетающие косы, торговки бананами, притулившиеся на узком пятачке между разделительными полосами по соседству с раритетным мерседесом, тускло поблескивающим всеми углами корпуса.

Беспросветная нищета (поскольку эти страны традиционно входят в список самых бедных) в черно-белых тонах выглядит не менее живописно, чем в красках, и даже более выпукло: несущественные детали отступают на задний план, создавая фон главному. А главное на снимках Маноло – люди: мужчины и женщины, старики, дети.

Белозубо-беззубая улыбка во весь рот - немолодой мужчина радуется солнцу, новому дню, этому странному человеку с объективом, жизни, несмотря на все ее превратности. Удивительно, но эти снимки не фонтанируют отчаянием, безысходностью, хотя повод более чем заметен, он тут же, в кадре. Жизнь такая, как она есть, должна продолжаться, и она продолжается.

Работы другого испанского фотографа Карлоса Родригеса смотрятся на контрасте – конструктивизм стройки, оживленный человеческим присутствием. Строгая геометрия архитектурных линий в человеческом зеркале отражается сеткой морщин. Здесь подчинено ритму, не эмоции.

- Каждый художник в работах выражает себя, и чем точнее он улавливает тот момент, что превращает фотографию в предмет искусства, тем большим профессионалом является, - уверен искусствовед Роберто Ривас.



Кто за новеньким?

На противоположной стене другая эпопея, азербайджанская. Ее открывает маленький хозяин большой земли. Серьезный малыш с лопатой в руках по-хозяйски оценивает пришельца с фотокамерой, оказавшегося на его участке.

- Надо же, такой маленький, а уже мужчина, - комментирует за спиной коллега.

Изумительная серия «Узоры природных ковров». Художник увидел и запечатлел строгую геометрию вулканов, полей, взлетающей птичьей стаи.

- Съемки сделаны с вертолета, - поясняет автор снимков Заур Мирзоев. – Вообще задание было совершенно другое - поехали, чтобы снимать заповедник, но когда поднялись в воздух, увидели всю эту красоту, родилась идея.

Идея нашла воплощение в Челябинске, и воплощение, надо сказать, достойное.

- Когда я зашел в зал, то даже не узнал наши снимки, - признается глава азербайджанской делегации Айхан Ахмедов. - В компьютере, на мониторе эффект совсем другой, гораздо скромнее, а здесь… это что-то, - Айхан разводит руками, не найдя подходящих слов.

Айхан уже третий раз прилетает из родного Баку, чтобы поучаствовать в челябинском ФотоФесте: два года назад он выезжал на пленэр у озера Большой Сунукуль, который завершился настоящим шашлыком. Год назад Айхан марафонил в окрестностях Челябинска для собственной коллекции.

- Третий раз участвую, каждый раз радуюсь – все по-новому. Обычно на таких мероприятиях мало что меняется, ну афиши, ну цифры на афишах, а суть прежняя остается. Здесь новые лица, новые знакомства, новые задания. Богдановский делает доброе дело.



Тайм-аут для судьи

Одномоментно в рамках ФотоФеста открылось сразу пять выставок: коллекции зарубежных и российских гостей, выставка собственного производства, «Уральская деревня» и Russia in VOGUE. Каждая со своей концепцией и интересными работами, но особо пристрастное внимание гости уделили южноуральской подборке фотографий – выбирали лучших из лучших, чтобы потом отправить их на гастроли в Европу.

68 авторов со всего Южного Урала претендовало на поездку, выставка получилась объемной, что ее даже пришлось развести на два зала. «Испанские страсти» в русском исполнении Сергея Зырянова прозвучали как эпиграф. А дальше… дальше началась битва талантов. Вода и пламень Андрея Ткаченко: мяч, с силой брошенный ватерполистом, в водной оболочке застыл перед самым объективом, кажется, еще секунда - и он разобьет камеру вдребезги. И тут же безумная хота пламени и огнеборцев.

Юлия Боровикова опять поймала удачу за хвост, когда змея, долго караулившая добычу, схватила зазевавшуюся рыбку. Анекдот от Александра Мизурова: Сталин рядышком с Лениным, живые, но с хрестоматийными портретами из картона.

- Как будете выбирать? Какие главные критерии? – пытаю испанского гостя.

- Критерии в принципе те же, что предъявляются к любому произведению искусства. Для меня важно то, что хочет сказать художник, что хочет выразить своей работой, ради чего он ее сделал. Ну и, конечно, профессиональный уровень тоже имеет значение, - поясняет сеньор Ривас.

- Но сейчас техника настолько совершенна и доступна, что сделать хороший снимок может даже любитель…

- Возможно, но не всякий любитель справится с такой техникой. И потом, если профессионалом становится человек, для которого фотодело было какое-то время хобби, это замечательно. Но если человек просто владеет ремеслом, вряд ли он станет хорошим художником.

На протяжении всего ФотоФеста члены жюри судили, рядили, выбрали десятку лучших, но с победителями так и не определились. В результате с вопросом «кто поедет в Европу?» отбыли в родные пенаты, взяв тайм-аут на размышление.





Дефиле в Средневековье

Главным отличием нынешнего фестиваля стала ставка на художественность, а главным мероприятием - историческое шоу под сенью краеведческого музея. Художественно-постановочное фото присутствовало на фестивале с самого начала, равно как и конкурс «Фотограф и модель», правда, по большей части пребывало на вторых ролях после репортажа и пленэра. В этот раз его вынесли во главу угла благодаря навеянной испанскими связями теме Средневековья.

В сгущавшихся осенних сумерках вспыхнули огни, стекла забликовали всполохами света, глубокие тени спрятались за выступами углов и лестниц, обнажив фактуру стен, пола, «перестроив» современное строение в средневековый замок. Золотой занавес (который специально сшили ради такого прецедента) распахнулся, зазвучали прокофьевские мелодии, на красную дорожку выступили рыцари и дамы.

Полтора часа длилось необычное дефиле, 52 участника, толпа зрителей, мерцающие вспышки объективов... Модели несли на себе исключительно исторические костюмы, в крайнем случае - стилизованные под Средневековье.

- Честно говоря, мы пошли на риск в том смысле, что список участников и порядок был установлен, но что конкретно – какие модели и каким образом они будут представлены, этого мы не знали. Все происходило спонтанно, без всяких репетиций, - призналась координатор проекта Анастасия Ивановская.

Впрочем, опасения организаторов оказались напрасны: коллекций было много, они были разные, участники весьма придирчиво подошли также и к подбору музыки, и световому оформлению.

- Пожалуй, такого прежде в нашем городе не наблюдалось, хотя дефиле проходят регулярно, но здесь нам удалось создать нечто особенное: роскошные костюмы, музыка, свет - картинка была прекрасной, - доволен работой Владимир Богдановский.

В общем, умудрились порадовать не только российскую публику, но и испанских гостей, которым подобные шоу уже не в новинку.



Примерить костюм или образ?

И все же, все же. Дефиле – яркий, но всего лишь метеорит, промелькнувший над фестивальным марафоном. Что осталось? Воспоминания в репортажах и фантазии в тандеме «Фотограф и модель».

В этот раз в постановочном мастерстве состязались 24 мастера, которые неплохо потрудились, представили на суд жюри 80 снимков. Признаюсь, художественно- постановочное фото у пристрастного зрителя, как правило, вызывает реакцию Станиславского: «Не верю!» по причине натянутости, искусственной привязки и просто фальши. А посему все концептуальные идеи, которые закладывают авторы, со свистом пролетают мимо забрала, опускающегося автоматически при первом же левом бекаре.

В этот раз перед конкурсантами стояла архисложная задача: им нужно было не просто вписать модель в костюм, который должен быть историческим, но еще и в интерьер любимого, но ультрасовременного музея. За три дня участники изучили практически каждый закуток – искали подходящее для съемки место, иногда находили, использовали по большей части фактуру и какие-то отдельные архитектурные детали – решетки, лестницы. Но как только в кадре появлялись музейные башни во всей красе, они фатально разрушали весь, может быть, неплохой замысел.

Вторая проблема – модели, которые многим авторам достались в нагрузку к костюмам и которым самим пришлось несладко. Одно дело - представлять «вешалку для одежды», как любит повторять наш непререкаемый авторитет Вячеслав Зайцев, совсем другое – вместе с одеждой нести образ. Отсутствие последнего особенно заметно на портретных работах. Здесь одним только гримом не отделаешься, кстати, излишки последнего свели на нет не один десяток работ.

Так что фотографам приходилось брать на себя и функции режиссера - заполнять духовное пространство модели и ловить минуты просветления, ну или прикрывать не заполненные смыслом места модели историческим и прочим антуражем.

Наиболее точно, по мнению пристрастного зрителя, попали в яблочко образа в жестко-портретном плане: Эдуард Вейт на фото Елены Ощепковой и Ольга Протасова с помощью фотографа Сергея Москвина. Ну а снимок, который устроил по всем параметрам, сделал молодой фотограф Никита Тарасов.


С кровавым подбоем

После вручения наград к Никите потянулись старшие коллеги - поздравляли. Это неожиданно и очень приятно даже стороннему наблюдателю, который, увы, все реже замечает подобные сцены в творческой среде. И это еще одно преимущество ФотофФеста: здесь нет конкурентов, здесь собираются друзья и товарищи по творческому цеху чтобы общаться, учиться, а не работать локтями. Впрочем, мы отвлеклись.

- Место подбирал долго, ну никак не вписывается музей в Средневековье, а в кадре по условиям конкурса быть должен, - разводит руками Никита. – Нашел, прикинул, в день съемок приходим в десять вечера, а решетка закрыта, представляете? Еле протиснулись сквозь щелку, а у нас еще аппаратура: вспышки, зонтик, стойки.

- Как появилась идея?

- На самом деле идея появилась сразу - создать образ кровавой леди Батори.

- Где кровь брали? Или это краска (платье героини оставляет кровавый шлейф)?

- Кровь варил наш гример Кирилл Кириллов по голливудским рецептам ночью, накануне съемки. Мы совсем про нее забыли, хотя изначально была такая задумка.

- Как создавали образ? – вопрос адресую модели Тамаре Левиной.

- Кино посмотрела, прочитала историю леди Батори, но в основном на кино ориентировалась, там эту роль Светлана Ходченкова исполняла. Кстати, оказалось, что мы с ней чисто внешне немного похожи, ну а остальное дополнил грим. Спасибо Кириллу и Яне Валерьевой.

Кстати, в этот раз награды получали не только авторы фото, но и модели. А лучшие снимки можно увидеть в галерее «Открытый город», что на Кировке.



P. S.

Итак, «король умер, да здравствует король!». Фестиваль завершен и весьма результативно: он стал не только выставкой достижений творческого хозяйства, но и обозначил перспективы – есть еще над чем поработать, набрать высоту, ведь предела совершенству нет, а пути к нему разнообразны и извилисты. Какую тропинку предстоит протопать в следующий раз? Узнаем через год.

Международный фестиваль фотографии ФотоФест прошел в шестой раз. Среди участников фестиваля - фотографы Сургута,

Екатеринбурга, Уфы, Шадринска, представители Испании и Азербайджана. В рамках форума представлено пять выставок: коллекции зарубежных и российских гостей, выставка собственного производства, «Уральская деревня» и Russia in VOGUE. В программу вошли творческие встречи с гостями, просмотры фотографий на большом экране, обсуждения, семинары, презентации, конкурсные показы.

В рамках ФотоФеста прошел конкурс среди южноуральских фотографов, в котором приняло участие 68 авторов. Лучших определяла испанская делегация, победители будут представлять свои фотографии в Европе. Лауреатами стали Андрей Пономарев, Виктор Новокрещенов, Глеб Лунин, Андрей Голубев, Дмитрий Челяпин, Валерий Жирохов, Игорь Лагунов, Андрей Ткаченко, Никита Тарасов, Салават Сафиуллин. Имена победителей станут известны позднее.

В конкурсе «Фотограф и модель» приняли участие 24 автора и 39 моделей. В адрес оргкомитета поступило 80 снимков. Лауреатами стали Никита Тарасов, Максим Чуев и Елена Ощепкова.




 
По теме
28.03.2024 г. Центральным районным судом г. Челябинска оглашен приговор по уголовному делу в отношении 26-летнего уроженца г. Сатки Челябинской области, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.
Ленинским районным судом г. Челябинска вынесено постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении гражданина А. Органом предварительного расследования гр.
Источник фото: Фото редакции В 2024 году благоустройство набережной реки Миасс продолжится к западу от моста на Свердловском проспекте: прогулочные зоны будут продлять в сторону ТРК «Родник».
На Южном Урале сотрудники ФСБ обезвредили «черных нефтяников» - Южноуральская панорама Злоумышленники похитили более 200 тонн дизельного топлива. УФСБ России по Челябинской области задержала шестерых местных жителей, которые воровали дизельное топливо в промышленных масштабах.
Южноуральская панорама
Свиной «пожар» по-остроленски - Газета Всходы Встреча с жителями посёлка прошла в сложной обстановке Сегодня, 28 марта 2024 года, состоялась встреча руководителей с жителями п.Остроленский.
Газета Всходы
Врач рассказал, как часто можно есть фастфуд - Областной ЦМП В четверг, 28 марта, врач Челябинского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики Данил Абубакиров стал гостем эфира на «Радио Ваня» в южноуральской столице.
Областной ЦМП
Встреча поколений - Ашинский район         25 марта студенты Ашинского индустриального техникума Жимоедова Карина и Чистяков Илья вместе с советником директора по воспитанию и работе с общественными организациями Бобровой Екатериной Раисовной посетили сла
Ашинский район
Всемирный день театра - Краеведческий музей 27 марта – Всемирный день театра, который ежегодно отмечается с 1962 г. В этот день мы решили рассказать о необычном спектакле, поставленном в Троицкой женской гимназии зимой 1918-1919 гг.
Краеведческий музей