БОГАТЫРИ И ПРИНЦЕССЫ
В 760-й московской школе идею раздельного обучения воплощают в жизнь уже давно. Каждый год набирают три первых класса - мужской, женский и смешанный.
- При формировании классов обязательно учитываем мнение родителей, - рассказывает заместитель директора 760-й школы Владимир Гармаш. - Вся параллель учится в одном и том же здании, поэтому дети все равно общаются на переменах и внеклассных мероприятиях. Особых минусов у такого метода обучения я не вижу, а проблемы те же, что и в других школах: перегрузка детей и содержание обучения.
Педагоги уверяют, что у девочек больше развито левое полушарие и эмоциональный интеллект, а у мальчиков - правое полушарие и абстрактное мышление. А значит, и преподавать предметы им нужно по-разному.
- Идеологи российских раздельных школ часто сами себе противоречат, - считает Любовь Штылева, заведующая лабораторией социально-педагогических проблем семейных отношений Института социальной педагогики РАО. - Например, в Красноярске есть Мариинская женская гимназия, где, по словам организаторов, из девочек готовят «образованных деловых дам, духовно богатых женщин, любящих матерей, преданных жен и умелых хозяек». Как это все соотносится с правом девочек на равное образование и равное к себе отношение - непонятно.
И правда, современная девочка может стать как умелой хозяйкой, так и успешным ядерным физиком. А то и тем, и другим одновременно. Вот только шансы на второй исход дела при таком вот раздельном обучении у нее будут невелики.
НА ТРЕХ ДЕВЧОНОК, ПО СТАТИСТИКЕ, 20 РЕБЯТ
В 34-й школе города Каменск-Уральский ситуация совершенно другая. Там раздельное образование вводить и не планировали! Ровно до тех пор, пока в первый класс к одной из учительниц не записались 22 мальчика и лишь 3 девочки. Переводить мальчишек к другим педагогам родители наотрез отказались. Администрации пришлось открыть отдельно мужской и женский классы, а педагогам - осваивать методики гендерного обучения.
- Мальчики, конечно, активнее, чем девочки, - делятся впечатлениями учителя. - Но если сравнивать с общими классами, то у мальчиков лучше дисциплина, и они спокойнее реагируют на замечания
педагога. В смешанных классах они могут иногда препираться, чтобы покрасоваться перед девочками.
Этот эксперимент решено продлить. Но вот родители следующего поколения первоклассников рассаживать мальчиков и девочек по разным кабинетам отказались - мол, пусть лучше сразу учатся общаться с представителями другого пола.
МАТЕМАТИКА НЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН?
С научной точки зрения, в раздельном обучении может быть свое разумное зерно. Например, многие крупные международные исследования показывают, что во многих странах (в том числе и в России) мальчики лучше девочек справляются с математикой. Причем если в начальных классах разница между ними не так высока, то к старшим классам она увеличивается. То есть в теории математику для мальчиков и девочек хорошо бы преподавать отдельно, с учетом этой особенности.
Проблема в том, что исследователи до сих пор не установили, почему так происходит. То ли у девочек и правда по-другому устроено мышление! То ли сказываются стереотипы учителей и общества, что домоведение девочкам полезней математики.
- Между мальчиками и девочками нет такой жесткой разницы, - убеждена Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО. - Экспериментаторы судят о функционировании мозга по косвенным признакам. Однако при любой интеллектуальной деятельности ребенка активно включаются оба полушария. Половые различия не определяют способность к обучению и не оказывают решающего влияния на когнитивное развитие детей. А индивидуальные особенности когнитивного развития перекрывают половые различия.
В общем, пока про раздельное обучение больше споров, чем объективной пользы. Выделить какие-то плюсы и минусы сложно - мы не знаем, как бы учились в совместном классе те же самые дети, что сейчас сидят по разным кабинетам. Так что вполне возможно, все заслуги и недостатки стоит приписать самим детям, а не раздельному обучению.
СПРАВКА «КП»
Дореволюционные школы в России были раздельными - девочек готовили на роль хранительниц очага, а из мальчиков воспитывали защитников и кормильцев. Однако в 1918 году оказалось, что революционер - понятие внегендерное, и по указу Ленина школы начали учить мальчиков и девочек вместе.
Так продолжалось вплоть до 1943 года, когда снова стали появляться женские и мужские классы. Историки связывают это с тем, что после войны деление на хранительниц очага и защитников снова стало актуально. Впрочем, ресурсы на то, чтобы учить мальчиков и девочек отдельно, были далеко не везде - не хватало ни зданий, ни учителей. И уже к началу 1950-х годов стало понятно, что из этой идеи ничего не выйдет. Поэтому с 1 сентября 1954 года раздельное школьное образование в СССР ликвидировали.
Класс будущего поэта Владимира Маяковского - мы обвели его кружком. Фото: Владимир ВДОВИН/РИА Новости
КСТАТИ
Одним из идеологов раздельного обучения еще в 90-е годы стал доктор медицинских наук Владимир Базарный. Помимо отдельных классов для мальчиков и девочек, его методика включает много других аспектов. Например, во время уроков ученики не сидят за партами, а стоят за специальными конторками. Как уверяют приверженцы метода, такая поза меньше вредит детскому здоровью. А для письма дети используют перьевые ручки и чернила.
P. S. Послушать сторонников раздельного обучения - так идея рассадить мальчиков и девочек по разным кабинетам просто панацея для всего нашего образования. Но по факту оценки у детей в раздельных классах ничуть не лучше, чем у остальных. Ни одна из школ с раздельным обучением не входит в рейтинги лучших.
В науке такое явление называется хоторнским эффектом. В конце 20-х годов на заводе города Хоторн (США) провели эксперимент и посмотрели, как освещение связано с производительностью труда. Стоило вкрутить лампочки поярче, как она скакнула чуть ли не вдвое! Вот только и на другой половине завода, где освещение осталось прежним, производительность тоже выросла. Оказалось, дело-то вовсе не в лампочках! А в том, что работницы чувствовали, что вокруг них что-то происходит, на них постоянно смотрят и оценивают, что происходит что-то важное. Вот и старались больше...
Что-то подобное происходит и с раздельным обучением. Дело не в том, что мальчики и девочки учатся раздельно, а в том, что таким классам изначально уделяется больше внимания. Для таких классов отбираются особые, более талантливые учителя - да с ними и в обычном бы классе дети стали учиться лучше.
Но задача школы - не только учить ребенка, но и помочь ему адаптироваться в большом мире. И в том числе научить его общению с представителями противоположного пола. А во взрослой жизни мужчины и женщины живут и работают бок о бок - вне зависимости от того, у кого что там с гормонами, полушариями и абстрактным мышлением.
Ксения КОНЮХОВА true_kpru