— Идем скорее, а то опоздаем, — впереди мамочка поторапливает малыша, второй сидит на ручках.
— Куда они так спешат? – думаю, поворачивая за угол. Оказалось, в краеведческий музей на экскурсию.
Смекалка для рычагаВ музейном зале непривычно шумно: мальчишки носятся вокруг экспонатов, подначивают друг дружку, девочки рассматривают, обсуждают, хихикают, родители дают ценные указания по поводу поведения в общественных местах. Появляется лектор, он же экскурсовод, просит всех сесть. Лица ребят поскучнели в преддверии долгого рассказа.
— Кто знает, как перебраться на другую сторону пропасти? — вмиг в зале воцарилась тишина, ребячьи глаза округлились, а ребячьи головы задумались. Добровольцы нашлись практически сразу же: чего думать-то? Доску положил — и айда на другую сторону. Ах, обе досочки коротки оказались. Поставим одну на другую — ой, провалились, не держатся. Что же делать?
— Я знаю! — чернявый мальчонка тянет руку. Одну на другую взгромоздил, да и встал противовесом, чтобы удержать.
— Молодец! — одобряет экскурсовод. — Проверим? Кто у нас самый большой? Погоди, не торопись, побольше имеется, — тормозит высокого подростка и показывает на его папу. — Молодой человек в красной курточке, пройдем испытание?
Папа с опаской вступает на мостик: выдержат ли его вес странная конструкция и худенький парнишка, который его страхует? Выдержали!
— А теперь все дружно переходим в страну знаний, — командует экскурсовод, и детский ручеек с писком и охами заструился с одного кубика на другой.
— А как же наш герой? Так и останется на том конце, — тормозит радостные возгласы ведущий.
— Нет,— бойкая девчушка перекладывает дощечки и наступает на одну. — Проходи.
— Отлично! — одобряет гид. — Итак, запоминаем первое правило рычага: чтобы он работал, нужна опора, а еще очень важно иметь хорошего друга. Ну, пошли дальше. — И ребятня дружной толпой повалила за ведущим.
Дорасти до Деда МорозаИнтерактивные экскурсии вошли в моду не так давно, примерно с год назад, когда в музей пришел на работу Александр Капралов, научный сотрудник и кандидат педагогических наук. Это уже пятое необычное занятие, на прежних рассказывал детям об электричестве, космосе, науке.
— Название экскурсии неудачное, — сетует Александр Иванович. — Ну, это разве интересно: «Его величество рычаг»? Я как минимум три аргумента уже слышал, почему ребенок не хочет на такую экскурсию: «это школа», «мне это непонятно», «не хочу заморачиваться». А ведь на самом деле это очень интересно, ведь именно рычаг сделал человека человеком.
Думали-думали, но иначе назвать никак не получилось.
Впрочем, вопрос о формулировках не самый важный, как бы то ни было, а в «мой день» на экскурсию пришло аж 100 человек!
— Сегодня просто что-то удивительное, такой наплыв, — качает головой экскурсовод, пытаясь скрыть улыбку.
В таком большом потоке свои подводные камни имеются: дети приходят разного возраста, разного уровня подготовки, уже не говоря об особенностях мыслительного процесса и родителях.
— Программа корректируется. Да, схема одна и та же, но задачи ставятся иначе, — поясняет Капралов. Кстати, педагогическая практика у него большая, еще недавно работал в местном педуниверситете, а заодно и школы консультировал регулярно.
— В прошлом году попробовал себя в роли Деда Мороза в детском саду и понял: пока до трехлетних малышей я еще не дорос. В пять уже проще с ними договориться, но оптимальный возраст семь-восемь лет.
Катапульта для бабулиВ ходе практических заданий экскурсанты попутно узнают массу интересных вещей: как построить башню на наклонной плоскости? Предложений была масса, и каждый был уверен, что его — самое лучшее.
— Вот если бы все люди говорили на одном языке, они непременно бы построили Вавилонскую башню, — комментирует Александр Иванович и объясняет, что надо сместить центр тяжести. — А теперь попробуем разрушить ее с помощью катапульты.
Что тут началось! Разрушителей оказалось гораздо больше, чем строителей, выстроилась длинная очередь. Но удивительное дело: массовый обстрел не причинил ущерба башне, все «ядра» пронеслись мимо.
— И как это древние так точно попадали в цель? — подогревает азарт Капралов. — Может, у взрослых лучше получится?
Две мамочки дружно промазали, а вот бабуля задержалась у метательного орудия.
— Дайте-ка еще разок, и еще, в этот раз точно попаду, — вошла в азарт пенсионерка. И с четвертой попытки под общие вопли разбила-таки башню!
Взрослые на экскурсии — отдельная тема. Сначала они стараются держаться в сторонке, не мешать ребятне, но Капралов это не приветствует, уж если пришел — будь любезен, поучаствуй в общем процессе. Опять же с помощью бабушки решили трудную задачку: как взвесить 125 граммов, имея в наличии гири по 100 и 50.
— То, прежнее поколение, которое росло и развивалось без компьютеров в пределах самообразования, оно гораздо быстрее включается в процесс и справляется с задачей. Главное — их завести.
Продолжение следуетЗа пять занятий Капралов уже завел себе поклонников. Один мальчик из первой школы приходит регулярно и целенаправленно. Но таких, к сожалению, мало пока, хотя идея как раз заключается именно в этом — создать некий определенный круг.
— Мы не дублируем школу, мы пытаемся показать, что те знания, которые дети получают на уроках, могут пригодиться в другом месте. Это такая дополнительная информация, — говорит Александр Иванович.
А думает уже о следующем проекте.
— Есть задумка следующую экскурсию сделать о звуке. Как мы познаем мир? В том числе через звуки, ребенок с детства слышит голос матери. Мы живем в мире звуков. Это вторая важнейшая система восприятия мира.
— И какие же экспонаты будут представлены?
— Ох, это проблема. Сейчас как раз думаем. В этом случае все сложнее, чем с рычагами, — они встречаются практически везде: часть экспонатов я принес из дома, часть местная, музейная. Думаю, экспонаты для новой экскурсии вряд ли здесь найдутся, ну ничего, в конце концов, кое-что можно взять и напрокат, — оптимистично настроен экскурсовод.
Фото Лидии МУХАМАДЕЕВОЙ