О том, чем запомнился фестиваль, как жители Челябинска относятся к современному искусству и что общего между советскими революционерами и российскими либералами, мы поговорили с одним из кураторов фестиваля поэтом Константином Рубинским .
Синтез музыки, слова и танцаЕкатерина Степанюк, «АиФ-Челябинск»: Константин, многим до сих пор непонятно, почему фестиваль носит такое название.
Константин Рубинский : Как мне кажется, музей на берегу Миасса выступает неким культурным островом или мысом. А дебаркадер, как часть пристани, в данном случае оказывается своеобразным местом отплытия для тех, кому интересно двигаться в сторону современного искусства.
- Думаете, челябинцы могут понять такое искусство?
- Почему нет? Понятно, что для людей, воспитанных на классике, академической культуре, восприятие актуального искусства — достаточно сложная история. Но так же, как музыкальный слух, у человека нарабатывается и понимание современного искусства. Главное — не отвергать бездумно, даже когда есть такое искушение, а вглядываться, вслушиваться. Безусловно, современное искусство сложнее, оно не имеет ореола бесспорности и освоенности, который свойственен классике. Придётся прилагать усилия, вдумываться. Традиционное, академическое искусство – это эскалатор, который везёт тебя сам. А современное можно сравнить с неработающим эскалатором. Когда ты встаёшь на него и вдруг понимаешь, что не едешь без собственных усилий, надо работать ногами, мышцами. Двигаться самому. Довольно благодатная практика, когда люди начинают напрягаться, когда спадает эта привычность восприятия.
Такой Венер нам не нужен? На Алом поле скульптуры убрали за одну ночь
- И вы видите это желание у окружающих?
- Мне кажется интересным то, что мы придумываем, и какие гости к нам приезжают. Мы с моей коллегой, поэтом и куратором поэтического направления Наталией Санниковой пригласили поэтов из Москвы и Екатеринбурга. Вот только некоторые имена гостей: Данила Давыдов, Леонид Каневский, Дана Курская, Оксана Васякина, Максим Амелин, Екатерина Симонова, Александр Гаврилов, Илья Кукулин, Николай Звягинцев.
Фестиваль задумывался, как синтез нескольких искусств – мы сотрудничаем с фотографами, музыкантами, художниками, театром современного танца Ольги Пона. Это своеобразная творческая лаборатория, по итогам которой новые творения и новые смыслы появляются прямо на фестивале. Например, в проекте «НЕШУМЫ» создаётся некое мистериальное действо, где поэт, автор электронной музыки и танцоры сплетают единый этюд, единую картину, причём это происходит без единой совместной репетиции: для поэтов музыка и хореография остаются сюрпризом до последнего, им приходится практически импровизировать.
Маленькая культурная революция- Видела, как на открытии «Дебаркадера» некоторые не понимали происходящего, возмущались. К чему вообще было это заматывание плёнкой, летающие мешки мусора и скотч на полу?
- Должно быть, эти люди давно не были в театре. Лично мне как раз пришёлся по душе этот перформанс, хотя я не имею к нему отношения. Нынешний фестиваль посвящён круглой дате: столетию Октябрьской революции, и открытие показало события столетней давности, осознанные через интересный метафорический визуальный ряд, который отлично считывался. Понимаете, никто не может понять, например, иностранный язык с полтычка, его надо сначала учить. «Просто и понятно» сразу не будет. Искусство не обслуживает наши интересы и представления о простом и красивом. Особенно, современное искусство.
Перформанс под названием «Энергия арт-революции» на открытии был своеобразным уличным театром. Я, наоборот, заметил, как люди зашли с улицы, увидев происходящее, и замерли. Заметили, какой потрясающий эффект получился, когда деревянные звёзды сгорели? Они начали тлеть на ветру. То есть ветер тоже играл за нас, за современное искусство.
Искусство в растерянности. Почему русские художники вынуждены писать в стол Подробнее
- Почему, кстати, темой выбрана именно революция? Хотите сделать какой-то вызов обществу? Не боитесь расшатать лодку?
- Эта фраза и моего спектакля о Соне Кривой! (смеётся) Нет, почему вызов, просто круглая дата. Идея про революцию достаточно условная. Речь, скорее, о культурной революции, правда, без выстрела «Авроры», хотя у кого-то была и такая идея, чтобы «Аврора» плыла по реке Миасс.
Искусство и создано, чтобы раскачивать лодки. Лодки унылых клише, устоявшихся представлений. Иногда надо окунуться в холодную воду, чтобы понять, что давным-давно живёшь и мыслишь как бы по инерции.
Пожертвовать кожаным диваном- Главным событием фестиваля называют спектакль «Ты меня любишь, Соня Кривая?» по вашей с Полиной Бабушкиной пьесе. Вы так неожиданно сравнили революционеров и современных либералов. Но в итоге все оказались несчастливы, всех ждал плохой финал.
- Во-первых, совсем не плохой, потому что многие герои вышли из этой истории другими, обновлёнными. Они вынесли горечь разочарования, и вместе с тем стали что-то тоньше чувствовать и понимать. Речь идёт о том, что время предъявляет к нам определённые требования, и в них всегда заключен вопрос: чем мы можем пожертвовать и что сделать для того, чтобы что-то поменять. Неважно - в окружающем мире или в самих себе. Это сравнение времён приводит к мысли, что сегодня мы на пожертвование собой не очень способны, этакие конформисты в большинстве своём. Сравнивая Соню Кривую, которая без оттенка сомнения отдавала себя делу, и современного молодого человека, я понимаю, как сложно пожертвовать кожаным диваном. Я это вижу во всех, в том числе в самом себе. Главный диссонанс заключается именно в этом. Соня несчастлива, потому что она сильная. Значит, не так уж несчастлива. А мальчик несчастлив, потому что слабый. Потому, что предаёт себя.
Провокационный спектакль о Соне Кривой показывали в цокольном этаже музея. Фото: Исторический музей Южного Урала / Юрий Ермолин- Спектакль получился очень провокационным, там есть ненормативная лексика, слышна критика власти и порицание народа за бездействие.
- Ну вот ещё Пушкин писал стихи с ненормативной лексикой. И в «Борисе Годунове» критиковал власть и говорил: «Народ безмолвствует». То есть, делал ровно то же самое.
- Такая постановка может выйти за рамки музея на большую сцену театра?
- Интересно, что московские гости, в том числе поэт Николай Звягинцев, которые первый раз приехали в Челябинск и попали на постановку в подвальчике музея, как говорят, с корабля на бал, сразу удивились: «Слушайте, какой Челябинск оппозиционный город!» Мне кажется, что если мы говорим о современном искусстве, как действительно актуальном явлении, то оно должно быть созвучно сегодняшнему времени. И меня больше всего раздражает замалчивание тех вещей, которые сегодня существуют, которые «болят». Поэтому считаю, что для Челябинска это интересная история. Прежде такого откровенного высказывания на театральных сценах города я не встречал.
Дмитрий Бавильский: о суровых уральцах, беспринципных москвичах и пике мира
Но думаю, что этот спектакль невозможен на репертуарной сцене не потому, что он идеологически напряжённый, а в силу его особенностей. Это такой фестивальный арт-проект, больше даже эскиз спектакля, набросок, собранный за короткий отрезок времени режиссёром Олегом Хаповым. Это жанр псевдо-вербатима, где герои говорят письмами, обращаются друг к другу текстами. Но в отличие от вербатима подлинного, где используется исключительно документальный материал, в этом спектакле часть монологов, безусловно, вымышленная. Хотя частично, например письмо Сони Кривой перед смертью, – это реальный текст. И всё же есть планы показать спектакль на Ночи музеев и ещё каких-нибудь фестивалях.
Уезжаю и возвращаюсь- Как относитесь к ликвидации киноцентра имени Леонида Оболенского и закрытию фестиваля «Полный артхаус»?
- Безусловно, для культурной жизни Челябинска это плохо. Я ходил на «Полный артхаус» в прошлом году, знаю людей, которые его организуют.
- В социальных сетях в последнее время бурно критикуют Челябинск и обсуждают необходимость переезда. Отчего вы до сих пор не уехали?
- Я часто уезжаю из Челябинска - по работе и по отдыху - и часто возвращаюсь. Это моя родина, пока мне здесь интересно и важно быть, здесь есть, чем заниматься. Если пойму, что стало совсем безвоздушно, рассмотрю иные варианты.
- Поделитесь ближайшими планами по преображению Челябинска?
- Сейчас активно сотрудничаю с камерным оркестром «Классика», делаем литературно-музыкальные проекты. В ближайших планах – «Нобелевские лауреаты. Литература» - в Челябинской филармонии. Это авторский цикл концертов с хорошей музыкой и лучшими российскими артистами. Недавно с Наталией Санниковой проводили в галерее современного искусства «ОкNо» просветительский цикл лекций о современной поэзии «Подрамник». Конечно, надеюсь, будем продолжать работать и с «Дебаркадером».
ДосьеКонстантин Рубинский родился в 1976 году в Челябинске. Окончил Челябинский музыкально-педагогический колледж и Литературный институт им. Горького. Член Союза писателей России. Лауреат литературных и педагогических премий. Автор либретто, поэтических текстов, музыки и аранжировок к операм, мюзиклам, хореографическим и литературным спектаклям. Театральные работы по либретто Рубинского неоднократно получали национальную премию «Золотая маска». В 2002 году стал лауреатом президентской премии за работу с одарёнными детьми.