Театр драмы пытается решить американо-российские проблемы
Челябинский театр драмы открывает новый сезон. И вновь под пристальным вниманием прессы, публики и критики. В конце июня труппа получила очередного главрежа, было бы логичным первым в новом сезоне увидеть манифест мастера. Однако в театре решили сохранить интригу. Первой станет премьера спектакля «Август. Округ Осейдж» в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Георгия Цхвиравы.
За кулисами кромешная тьма. После солнечного света кажется, что ослеп.
— Идите по дорожке, — шепчет завлит. Какой дорожке? Ничего не видно. Ах, вот на полу огоньками мигает узкая путеводная полоска.
— А мы не помешаем режиссеру? — дергаю спутницу за рукав.
— Нет, сегодня техническая репетиция, — на реплике внезапно вынырнули в зал. Яркий свет софитов слепит глаза.
— Ниже, ниже, убери второй, — командует помреж. Привыкнув к свету, с любопытством разглядываю «разрез» трехэтажного коттеджа: белый кожаный диван, старинное бюро, тут же примостился синтезатор — молодой человек наигрывает на нем какую-то мелодию, значит настоящий. Надрывный вой пылесоса заглушает музыку — девушка водит щеткой в кузове пикапа. Вытягиваю шею, как страус.
— Нравится? — разворачиваюсь на вопрос — режиссер улыбается в усы.
— Настоящий? — сомневаюсь по старой журналистской привычке.
— Почти.
Творческая конкуренция — двигатель прогресса
Георгий Цхвирава, режиссер-постановщик из Санкт-Петербурга, с челябинской драмой знаком давно, еще со времен легендарного Мезенцева — драматической звезды местной сцены.
— С Сашей мы делали несколько спектаклей в Питере, ну а потом меня пригласил сюда на постановку Владимир Гурфинкель, — рассказывает Георгий Зурабович.
Случилось это в году 2005-м, результатом совместного творчества стал спектакль «А поутру они проснулись» по рассказам Шукшина. Так что это уже вторая работа режиссера в нашем театре. Цхвирава сам предложил к постановке пьесу «Август. Графство Осейдж». Кстати, именно за этот опус автор — Трейси Леттс — получил Пулитцеровскую премию. Впервые пьеса вышла на подмостки в Чикаго в 2007 году, затем «засветилась» на Бродвее. На российских просторах ее можно лицезреть в новосибирском театре «Глобус» и омской драме, можно сказать, родном для Георгия Зурабовича театре, поскольку сейчас он занимает там пост главного режиссера. И, кстати, в 2010 году омский спектакль был номинирован на «Золотую маску».
Георгий Цхвирава — главный режиссер Омского государственного академического театра драмы с марта 2009 года, номинант Национальной театральной премии «Золотая маска» (2003 год).
Его постановки участвовали во многих престижных российских и международных театральных фестивалях не только в России, но и за рубежом — в Швеции, Германии, Польше, Китае, Греции, Швейцарии, Франции, Японии.
— В Омске его ставил польский режиссер Анджей Бубень. Конечно, я видел его спектакль, но это совершенно другая работа. Ничего общего, даже перевод другой, я использовал вариант Ольги Буховой, мне кажется, он более точный. Вообще, мне очень нравится эта пьеса, благодатная основа для замечательных актерских работ. Отчасти потому, что не успел ее поставить в своем театре, я и приехал к вам.
Все несчастные семьи похожи друг на друга
В центре событий — ничем не примечательное американское семейство. Жили себе жили, как все. Ссорились, ругались, были недовольны жизнью и по-своему пытались спрятаться от грубой реальности, забыться в облаках дыма, парах алкоголя, под воздействием таблеток счастья. Больше всех в попытках уйти из жизни преуспел глава дома — он просто свел с ней счеты. Казалось, беда должна сплотить семью, но стала лишь поводом для окончательного ее развала.
— Американская и российская драматургия в принципе близки, ведь недаром мы и американцы так похожи. Американский театр так же психологичен, как наш, в нем много словесного действия, — рассуждает постановщик. — Да и проблемы у нас одинаковые.
— Неужели? Они пытаются уйти от наскучившей сытой жизни, а мы всеми силами пытаемся хоть как-то выжить.
— Тем не менее. В США и в России идет вырождение нации, демографический кризис, рождаемость падает, смертность растет. Теряются семейные ценности, а семья — это основа всего: государства, общества, культуры, наконец. Всего.
— И все-таки эти семейные «особенности», о которых говорится в пьесе — кровосмешение, наркотики, педофилия, сексуальное насилие — это прежде всего американский стиль, но не российский.
— А вы вспомните «Вассу Железнову», особенно первый вариант. Все это есть и у нас. Так что пьеса Леттса — своеобразное предупреждение.
Американский пикап по-челябински
— Кстати, в связи с новым законом о цензуре в программках будет стоять какое-то обозначение: 18+ или 50-? Разговор идет о малоприятных вещах — педофилия, инцест…
— Мне очень нравятся прекрасные российские законы. Знаете почему? Потому что их никто не соблюдает. Вот в Америке, к примеру, закон — это правило для всех, и попробуй его нарушить. У нас все наоборот. Сегодня ехал в машине по вашему городу: только самый ленивый водитель не пересекает двойную сплошную полосу. А ведь это гарантированное лишение прав. И ничего, ездят!
— Кстати, о машинах. Все-таки пикап на сцене настоящий?
— Первоначально я хотел, чтобы действительно был настоящий американский. Его должны были выкатывать на авансцену, чтобы девочка курила марихуану в кузове. Но, к сожалению, пикапа не нашли. Тогда взяли какую-то старую совковую развалюху, подремонтировали, но выезжать она не будет. Боюсь, как бы зрители, особенно в первых рядах, не углядели подмену, — смеется Георгий Зурабович. — К сожалению, ваш театр не может себе позволить большего.
Если б я был министр
К слову сказать, омской драме в этом отношении повезло больше. Это один из немногих театров, наряду с МХАТом, Большим театром и Мариинкой, получающий президентский грант — десяток «золотых масок» сыграли свою роль.
— Надеюсь, за три года не отнимут, — шутит главреж. — Плюс к этому нас активно поддерживал бывший губернатор. Он даже в попечительский совет театра входил. Вот недавно мы вернулись из гастролей по Болгарии — ездили на губернаторские деньги. Вывезли почти сто человек, представляете? Две недели гостили, играли в Софии, Пловдиве, Бургасе. Болгары рот раскрыли — знать не знали, что в Сибири есть такой профессиональный коллектив.
— А на спектакли губернатор к вам приходит?
— Приходил. Нового пока еще не видел.
— Хорошо живете, «шоколадно», а большинству театров, особенно в глубинке, приходится бороться за выживание.
— Знаете, я сейчас скажу страшную вещь. В принципе не нужно столько театров. Это прекрасно, что за все это сложное время нам удалось сохранить русский репертуарный театр. Но столько, сколько сейчас появилось новых коллективов, совершенно ни к чему. Театры растут, как грибы после дождя, а толку? Какие-то вещи в жизни нужно заслужить. Конечно, достойные, крупные театры должно поддерживать государство, в России иначе невозможно. В общем, вопрос очень сложный.
— И что же делать?
— Не знаю. Назначат министром культуры — буду думать. Но опыт подсказывает, что из бывших режиссеров плохие чиновники выходят.
Кстати, 24 сентября в Оклахоме (США) начались съемки фильма «Август. Графство Осейдж». Главные роли в кинокартине исполняют звезды Голливуда Мэрил Стрип и Джулия Робертс. Премьера фильма намечена на 1 февраля 2014 года.
Фото Лидии МУХАМАДЕЕВОЙ
«Вечерний Челябинск» Виктория ОЛИФЕРЧУК