Сергей Загребин: Мыслю, следовательно, существую

Имя историка, культуролога и литературоведа Сергея Загребина сегодня известно многим. Этот творческий и очень интеллигентный человек является одним
из непременных участников и даже организаторов очень значимых для города культурных событий.

— Сергей, Вы представитель научной династии. Насколько велико было влияние Ваших родителей на выбор профессии?
— В энциклопедии «Челябинская область» есть статья «Семья Загребиных». Мне думается, что название статьи точно отражает и влияние родителей и роль семьи. Наша семья действительно представляет особую культурную целостность. У нас даже есть общие награды. Например, наша семья обладает титулом «Почетные зрители камерного театра», удостоена диплома «За активное участие в городской акции в поддержку чтения и библиотек», у нас есть совместные научные проекты. Моя мама Валентина Георгиевна — энциклопедически образованный человек, библиограф, искусствовед, с детства прививала мне любовь к чтению, к искусству. Мы читали вслух, и не только детские книжки, но и вполне серьезную литературу — Шекспира, Лермонтова, Монтеня. Часто подробно рассматривали альбомы по искусству, много беседовали, обсуждали впечатления от прочитанного. Мы и теперь постоянно обсуждаем самый широкий круг культурных и научных проблем. Мой отец Сергей Иванович был известным в городе общественным деятелем, историком, архивистом, краеведом. По его инициативе, его усилиями были сохранены и реставрированы многие памятники культуры города и области, например Свято-Троицкая и Симеоновская церкви; в органном зале (храм Александра Невского) были сохранены и законсервированы фрески художников школы Васнецова; были спасены от возможного разрушения здания народного дома (ныне молодежного театра), дома купца Валеева (ныне универмага «Молодежная мода») и многие другие. Отец был одним из организаторов авторитетной ныне краеведческой конференции «Бирюковские чтения», много писал научно-популярных книг и статей, пропагандируя идеи сохранения исторического и культурного наследия региона. Профессор УрГУ Михаил Главацкий не раз говаривал, что у отца «золотое перо», призывал его еще больше писать.
— Кроме родителей, какие люди оказали на Вас влияние в плане научных и жизненных ориентиров?
— Жизненные ориентиры определили родители. Научные приоритеты сформировались в самой практике научно-исследовательской работы, которой я занимаюсь почти тридцать лет. Среди научных наставников я бы назвал того же профессора УрГУ Михаила Главацкого. Этот замечательный человек и ученый ввел меня в сферу изучения российской интеллигенции, тем самым определив во многом стратегию моих научных исследований. Можно назвать и профессора ЧелГУ Анатолия Невелева, привившего любовь к философии еще в студенческую пору. Сегодня сфера моих научных интересов располагается на пересечении истории, философии и культурологии. Это проблемы культурной политики, истории российской интеллигенции, философии творчества, теории и истории культуры. Научная работа многомерна, она включает и собственные научные изыскания, и преподавательскую практику, в которой апробируются многие идеи, как и в выступлениях на научных конференциях. Это и научно-экспертная работа по рецензированию диссертаций, монографий, статей коллег и аспирантов. Это и научное наставничество студентов и аспирантов. В качестве председателя Совета Уральских «Бирюковских чтений» я организовал более десятка научных мероприятий, в том числе сами «Бирюковские чтения» и Уральский симпозиум исследователей интеллигенции.
— Преподавание в вузе — особенное дело. Как складывается Ваше общение со студентами? Есть ли выпускники, которыми Вы гордитесь?
— Преподавание в вузе действительно дело чрезвычайно ответственное, как и сама научная работа. Важно отметить, что в основе преподавания всегда лежит фундаментальная наука. Время нынче особенное: отечественное образование переживает процесс системной модернизации. Проблема в том, что либеральное крыло реформаторов ориентирует изменения в сторону трансформации базовых основ российского образования с академически-фундаментальных на утилитарно-прагматические. Россия вступила в Болонский процесс, не оговорив себе соответствующих преференций, как при вступлении в ВТО. В итоге мы вынуждены урезать фундаментальные научные основания педагогического процесса в угоду практико-ориентированным установкам. Но без фундаментальной науки никакие прорывы в прикладной области просто невозможны. Современным педагогам стоит немалых усилий в новых реалиях сохранять лучшие традиции отечественного образования, нести научное знание в учебные аудитории.
Должен сказать, что студенты в целом весьма позитивно настроены на овладение новыми знаниями. Преподавателю важно находиться со студентами в режиме постоянного диалога, чтобы сохранить взаимопонимание, осознание общности целей совместной работы. Что касается гордости за отдельных студентов, то я бы сказал, что каждый студент, вкладывающий усилия в учебный процесс, заслуживает уважения. Я бы назвал еще одну категорию совершенно особых студентов — это слушатели курсов повышения квалификации. В течение трех лет я преподавал в институте повышения квалификации (ЧИРПО), у нас обучались директора, заместители директоров, преподаватели, мастера производственного обучения колледжей и техникумов города и области. Мне ранее не приходилось вникать в проблемы профтехобразования, и я очень рад, что получил такой опыт. Должен сказать, что все это замечательные люди, преданные своему делу, самоотверженные, ответственные и увлеченные. Современные колледжи и техникумы выполняют важнейшую в обществе социокультурную функцию — готовят квалифицированные трудовые кадры, в которых испытывает колоссальную нужду российская экономика. Кроме того, эти люди — преподаватели, мастера, руководители колледжей и техникумов — социализируют современную молодежь, часто из неблагополучных семей, часто с девиантным поведением, превращают порой необузданных подростков в профессионалов своего дела, полноценных членов общества. И я рад, что сумел внести и свою лепту в повышение квалификации этих подвижников своего дела.
— Многие Ваши работы связаны с творчеством А.Тарковского. Что значит для Вас этот художник, и какие еще личности являются предметом Вашего изучения?
— В изучении творчества режиссера Андрея Тарковского для меня соединились все сегменты моих научных изысканий в области истории, философии и культурологии. Тарковский — яркий представитель российской творческой интеллигенции, уникальный художник двадцатого века, глубокий мыслитель и тонкий поэт, создатель собственного художественного языка и образно-символического мира. В течение многих лет я впитывал его творчество, размышлял над смыслами его кинокартин.
Помню, в детстве меня поразили споры родителей о фильме со странным названием «Зеркало», о его особой нелинейной структуре, ассоциативных связях и поэтичности мировосприятия. Помню, как в детстве мы с мамой шли зимним снежным вечером из кинотеатра «Знамя» после «Андрея Рублева» и говорили, говорили — вдохновенно и увлеченно, казалось тогда, что мы наконец поняли все-все в этом фильме! Жаль, что дома ничего не записали из высказанного, но, возможно, забытое тогда всплыло теперь при работе над книгой «Этика Тарковского». Творчество Тарковского неисчерпаемо, и теперь я вижу много новых тем и сюжетов, которые нуждаются в дополнительном изучении. Если же говорить о том, какие еще личности являются предметом изучения... Мне необычайно интересны Леонардо да Винчи, Андрей Рублев, Брейгель, Бах, Гессе, Лао-Цзы и многие другие. Надо заметить, что эти художники и мыслители определенным образом присутствуют в творчестве Андрея Тарковского.
— Клуб «CREDO» — как он возник, как работает сейчас?
— Клуб интеллектуального и духовного общения интеллигентных людей «CREDO» (таково его точное название), возник… Да, на будущий год нашему клубу исполнится десять лет! Название произошло от лат. сredo — верую, верю; оно обозначает исповедание, символ веры, убеждения, взгляды, основы мировоззрения. Девиз — «сogito ergo sum» («думаю, следовательно, существую»). Цель — создание единого коммуникативного поля интеллигенции. Клуб был создан инициативной группой, которая ныне составляет Правление. Это Майя Брандесова — поэт, журналист, зав. литературной частью Нового художественного театра; Сергей Загребин — президент клуба; Игорь Клебанов — кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий лабораторией физико-математического факультета ЧГПУ. Мы собрались, чтобы как-то противостоять засилью массовой коммерческой псевдокультуры, чтобы выгородить поле для общения интеллигенции.
Жаль, что сейчас сам термин «интеллигенция» и люди, составляющие это сообщество, подвергаются совершенно незаслуженному поруганию. Вот в свежих газетах прочитал, что режиссер Станислав Говорухин определяет интеллигенцию как «врагов Отечества», обвиняет ее в «проституированности». Возникает вопрос: это что же, учителя, врачи, инженеры, военные, художники — все это «враги»? А один не столь известный общественный деятель назвал интеллигенцию «интеллиготиной». Я понимаю, что подобные нападки есть следствие мировоззренческого кризиса современного российского общества, пока не осознавшего пагубность либеральной, протестантской идеологии для российской ментальности, основанной на восточно-христианских, православных идеалах. Вот наш клуб и пытается быть культурным оазисом. Мы обсуждаем темы, волнующие нас сегодня, но не связанные с политикой. Обсуждаем проблемы современного русского языка, особенности той или иной картины Рембрандта или фильма Куросавы, христианские мотивы в творчестве Гоголя, басни Эрдмана и Крылова, теорию струн и математические модели исторического времени — то есть то, что нам сейчас интересно.
— Немного о планах — новые книги, новые лекции и т.д.
— Я предпочитаю говорить не о планах, а о реальных результатах. Если все же про планы, то назову главный проект, которым сейчас вплотную занимаюсь. В середине октября на базе Челябинского музея изобразительных искусств (директор Станислав Ткаченко) планирую собрать четвертый Уральский симпозиум исследователей интеллигенции. Доклады должны сделать ведущие ученые нашего города, а в обсуждении предполагается участие широкой научной и культурной общественности. Этим мероприятием наш клуб «Credo» откроет новый, юбилейный сезон.   ЗАГРЕБИН, Сергей Сергеевич.
Историк и культуролог, доктор исторических наук, профессор, Заслуженный работник культуры РФ, член Союза театральных деятелей РФ, профессор кафедры философии и культурологии Челябинского государственного педагогического университета. Специализируется в сфере изучения истории и теории культуры, истории культурной политики и российской интеллигенции, является членом редакционных советов ряда научных журналов: «Вопросы культурологии» (г. Москва), «Клио»
(г. Санкт-Петербург), «Социум и власть» (г. Челябинск), «Культурологические исследования в Сибири» (г. Омск) и др. Автор более трехсот научных и научно-популярных публикаций в научных сборниках и периодических изданиях, пяти монографий и пяти хрестоматий по истории и культуре. Организатор научных конференций Уральские «Бирюковские чтения» и Уральский симпозиум исследователей интеллигенции. Создатель челябинского Клуба интеллектуального общения «Credo».
  Фото Александра Чуносова    
 
По теме
Если ваши дети ещё малы для детского сада, приходите вместе с ними на игровые развивающие занятия проекта «Библионяня».
По итогам конкурса авторитетное жюри из известных деятелей культуры выберут лучших исполнителей, которые выступят на одной сцене со звездами российской эстрады на концерте-реквиеме «Мы этой памяти верны»,
На Южном Урале сотрудники ФСБ обезвредили «черных нефтяников» - Южноуральская панорама Злоумышленники похитили более 200 тонн дизельного топлива. УФСБ России по Челябинской области задержала шестерых местных жителей, которые воровали дизельное топливо в промышленных масштабах.
Южноуральская панорама
Свиной «пожар» по-остроленски - Газета Всходы Встреча с жителями посёлка прошла в сложной обстановке Сегодня, 28 марта 2024 года, состоялась встреча руководителей с жителями п.Остроленский.
Газета Всходы
На базе ГКБ № 8 открыли стоматологическое отделение - Тракторозаводский район В Тракторозаводском районе открыли обновленное стоматологическое отделение на базе городской больницы № 8. Жителей района здесь принимают по полису обязательного медицинского страхования.
Тракторозаводский район
Встреча поколений - Ашинский район         25 марта студенты Ашинского индустриального техникума Жимоедова Карина и Чистяков Илья вместе с советником директора по воспитанию и работе с общественными организациями Бобровой Екатериной Раисовной посетили сла
Ашинский район
Всемирный день театра - Краеведческий музей 27 марта – Всемирный день театра, который ежегодно отмечается с 1962 г. В этот день мы решили рассказать о необычном спектакле, поставленном в Троицкой женской гимназии зимой 1918-1919 гг.
Краеведческий музей