В списке людей, чьими усилиями собиралась коллекция Этнографического отдела Русского музея императора Александра III, имя этой женщины должно стоять на почетном месте. Наталья Шабельская собрала громадную коллекцию старинных русских костюмов и головных уборов, образцы старинных вышивок, кружев и многое другое — всего 20 000 предметов. Более того, она навела мосты между музейным делом и художественной фотографией, создав прекрасную подборку снимков, где русские красавицы позируют в праздничных нарядах из коллекции Шабельской. На выставке «Цари — народам. Народы — царям» этой выдающейся женщине посвящен целый раздел.
Казалось бы, откуда у урожденной Наташи Кронеберг, в 17 лет вышедшей замуж за богатого харьковского помещика Петра Шабельского, возник столь неуемный интерес к традиционному русскому народному творчеству?
Конечно, она знала рукоделие и неплохо играла на фортепиано — типичная тургеневская барышня, каких немало было в дворянских поместьях той поры. Однако юная помещица, вместо того, чтобы скакать на балах и флиртовать с кавалерами, открыла в своем имении мастерскую, где собрала самых способных вышивальщиц Липецкой губернии и умело этой мастерской управляла. Поездка на Нижегородскую ярмарку в 70-е годы усугубила ее любовь к народным ремеслам и положила начало коллекции старинных русских нарядов.
Переехав в Москву, она продолжала пополнять свое собрание новыми предметами, открыв в 90-е годы XIX века «Музей старины» в своем московском особняке. От других доморощенных музеев коллекцию Натальи Шабельской отличал целенаправленный подбор памятников и научный подход к проблеме их происхождения — с подробным описанием предметов и указанием их бытования по губерниям.
К концу XIX века Наталья Леонидовна Шабельская обладала столь замечательной коллекцией народных костюмов, что известность ее вышла далеко за пределы частного московского музея на углу Садовой и Бронной улиц.
И когда речь зашла о том, чтобы заполучить эту коллекцию в собственность государства, эксперты заключили:
— ...В коллекции госпожи Шабельской имеются единственные в своем роде предметы, достать которые в настоящее время является невозможным. Отсутствие же их в коллекциях музея лишило бы его необходимой и крайне желательной полноты. Не следует забывать, что в случае, если коллекция госпожи Шабельской уйдет куда-нибудь в другое научное учреждение или частное собрание, музей Александра III быть может навсегда лишен будет возможности сделаться наиболее полным хранилищем предметов старинного русского быта..."
Тогда же, в середине 90-х годов позапрошлого века Наталья Шабельская начала работу над фотографическими каталогами своих коллекций. Наверное, это был один из первых в России опытов подобного рода. В одном из ее писем известному археологу и историку И.Е. Забелину в 1895 году мы читаем: «Снято по сей день 175 фотографий одежды и по совету Вашему каждая будет с выкройками изображаемой одежды». Фотоколлекция Шабельских стала абсолютно самостоятельным феноменом в истории русской фотографии. Сегодня это уникальный источник по изучению истории русского костюма, причем в роли фотографов и фотомоделей зачастую выступали дочери Шабельской — Варвара Петровна (в замужестве — княгиня Сидамон-Эристова) и Наталья Петровна.
После смерти Натальи Шабельской в 1904 году встал вопрос о судьбе музея и ее дочери, понимавшие ценность собрания, предложили дирекции Этнографического отдела в Санкт-Петербурге приобрести коллекцию. Уникальное собрание женской одежды, головных уборов, кружев, различных предметов из дерева и кости поступило в 1906 году в Этнографический Отдел. Часть предметов была подарена музею, а 2596 предметов приобретены за 40 тысяч рублей золотом в рассрочку на 5 лет императором Николаем II и дарованы Этнографическому Отделу Русского музея.
Т екст: Юрий Богатенков
Фото: Валерий Жирохов, Александр Глебов