Реализуемые Правительством Российской Федерации Государственные программы вооружения обеспечили масштабную модернизацию основных фондов предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) . В настоящее время региональный ОПК имеет значительный научно-технический задел, позволяющий ему оставаться на лидирующих позициях по ряду технологических направлений, прежде всего в таких областях гражданской промышленности, как ядерные технологии, радиолокация, радиоизмерение, приборостроение, производство электронного оборудования, разработка и производство автомобильной и специальной техники.
Вместе с тем Правительство Российской Федерации планирует уже в ближайшей перспективе существенно уменьшить объемы государственных закупок в рамках гособоронзаказа. Для ряда региональных предприятий ОПК это вызовет серьезные сложности, такие как:
- сокращение производства;
- сокращение численности работников;
- нарушение кооперационных связей;
- появление избыточных производственных мощностей;
- снижение рентабельности и др.;
В целом для Челябинской области это может повысить угрозы социальной напряженности (сегодня предприятия ОПК Челябинской области производят порядка 10% валового регионального продукта). Предвидя такие возможные последствия сокращения гособоронзаказа, Президент и Правительство Российской Федерации заранее ставят задачу диверсификации деятельности предприятий ОПК.
Выполнение этой целевой установки отражает необходимость решения более системной задачи - повышения степени интеграции ОПК в народное хозяйство.
Для активизации роли ОПК в указанном направлении необходим дифференцированный подход к работающим в этом секторе организациям. По мнению Минэкономразвития Челябинской области региональные предприятия ОПК в отношении к конверсии можно разделить на две условные группы:
1. Предприятия, которые легко диверсифицируются и уже работают на гражданских рынках. Прежде всего, это предприятия, у которых традиционно доля производимой высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения составляет более 25%, на них созданы подразделения, специализирующиеся на организации производства и продвижении такой
продукции (пример АО Автомобильный завод «Урал», АО «Миасский машзавод», ФГУП «Приборостроительный завод» (г. Трехгорный) и др.);
2. Предприятия , у которых традиционно доля гражданской продукции незначительна, не превышает 10% в общем объеме производства и реализации. На этих предприятиях возможно провести диверсификацию, но с большими затратами и серьезной реорганизацией (пример АО «Уралэлемент (г. Верхний Уфалей)).
Для предприятий второй группы, весьма проблематичен самостоятельный выход на рынок высокотехнологичной гражданской продукции. Нередки обращения таких предприятий в органы исполнительной власти об оказании содействия в поиске потенциальных партнеров по гражданскому производству.
Сами предприятия, в подавляющем большинстве сконцентрированные на выпуске военной продукции, как показал опыт, объективно не обладают возможностями самостоятельного преодоления системного кризиса в силу его отраслевого структурного характера.
Обобщенные результаты анализа деятельности предприятий второй группы показывают следующие основные негативные факторы, влияющие на развитие гражданского производства:
- отсутствие свободных денежных средств, которые можно инвестировать в производство гражданской продукции;
- невозможность хотя бы временного использования денежных средств, поступивших в рамках исполнения гособоронзаказа, для развития гражданского производства
(что обусловлено внесением изменений в 275 ФЗ от 29.12.12 г. «О государственном оборонном заказе» в части открытия спецсчетов);
Однако, наряду с финансовыми есть и другие негативные моменты, это:
- наличие высокой конкуренции с отечественными и зарубежными специализированными производителям аналогичной продукции (предприятия ОПК сегодня не способны столь оперативно реагировать на изменения рыночных запросов и ценовой шкалы, как это делают конкуренты);
- отсутствие идей по выпуску высокотехнологичной гражданской продукции;
- необходимость постоянного улучшения технического облика и дизайна продукции, снижения себестоимости ( трудоемкости и накладных расходов), налаживания эффективного сервиса в условиях динамичного вытеснения с рынков устаревающих изделий и трудностей повторного выхода на рынки;
К негативным моментам считаю необходимым также отнести:- нехватку кадровых, информационных и других ресурсов для безостановочного ведения перспективных непрофильных гражданских разработок, что отрицательно сказывается на сроках готовности изделий к выходу на рынок, их функциональных и качественных показателях.
- развитие по остаточному принципу по отношению к гособоронзаказу, что определяет сдерживание объемов разработки и производства новой гражданской продукции;
На многих предприятиях распространен утилитарно-технологический взгляд на выпуск непрофильных гражданских изделий как на временную вынужденную меру, призванную загрузить простаивающее дорогостоящее оборудование и поддержать не занятый персонал. Указанные факты приводят к непрозрачности издержек, невозможности управления ими, и, в конечном счете, к неконкурентоспособной цене основной массы продукции и т.д.
Также требуется совершенствование нормативного регулирования в части трансфера технологий и коммерциализации созданных в организациях ОПК результатов интеллектуальной деятельности. Причем требуется снятие лишних барьеров не только в связи с использованием технологий, созданных в ОПК для целей выпуска продукции военно-технического назначения. Много сложностей все еще возникает и для использования в ОПК технологий и изделий, разработанных и применяемых в гражданских секторах.
Таким образом, чтобы нивелировать озвученные негативные факторы необходимо внести в сектор ОПК предпринимательское начало, иначе невозможно добиться успеха на очень конкурентном гражданском рынке.
Источником такого начала может стать развитие кооперационных проектов с малым технологическим бизнесом, обладающим недостающими компетенциями, в части производства новой высокотехнологичной гражданской продукции с четким пониманием возможных рынков сбыта.
В свою очередь у малых инновационных предприятий отсутствуют денежные средства и производственно-техническая база для коммерциализации своих наработок. И здесь важно сегодня начать максимально полно использовать предприятия ОПК, как опытное производство для стартап-проектов.
Сегодняшним мероприятием мы хотим дать толчок к взаимодействию стартапов и малых инновационных компаний с организациями оборонно-промышленного комплекса Челябинской области в целях совместной реализации проектов, направленных на организацию производства гражданской продукции.
Первым шагом в формировании взаимодействия является выработка алгоритма решений озвученных проблем. С этой целью на Конференцию приглашены органы государственной власти, институты развития и поддержки предпринимательства, представители банковских структур, а также эксперты в сфере юридических и финансовых услуг.
В первой части мероприятия вам уже были озвучены основные формы региональных мер поддержки в части решения проблем с недостатком финансирования при развитии гражданских производств, а также развития кооперационных связей.
В рамках второй части будут рассмотрены федеральные формы поддержки предприятий ОПК и инновационных компаний, в том числе по выходу продукции на международные и межрегиональные рынки.
Кроме того, сегодня есть возможность обсудить решения существующих ограничений в реализации совместных проектов и юридические аспекты сотрудничества с приглашенными экспертами.
Данное мероприятие, как открытая площадка для взаимодействия позволит вам найти индивидуальный вектор развития, как для предприятий ОПК, так и для высокотехнологичных инновационных компаний.
Предлагаю продолжить данный формат общения на постоянной основе.