21 января в концертном зале Детской школы искусств №8 состоялся вечер «В стиле барокко». Ведущая клуба юных музыкантов музыковед Елена Львовна Леонова раскрыла ребятам и помогла усвоить отличительные особенности музыкального стиля эпохи Барокко.
Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма. Слово «барокко» происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы. И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью и пышностью. Позже этот же термин стал применяться и к музыке того времени. 2015 год был юбилейным И.С.Баха и Г.Ф.Генделя – 330 - лет со дня рождения. Весь год в нашей школе звучали концерты, в которые были включены произведения этих авторов.
Сочинительские и исполнительские приёмы периода барокко стали неотъемлемой и немалой частью музыкального классического канона. Изящная орнаментика Д.Скарлатти прозвучала в сонате d-moll в исполнении преподавателя фортепианного отделения Непомнящей Л.Н.
Произведения того времени широко исполняются и изучаются по сей день. В репертуаре наших учащихся всех отделений неизменно присутствует полифоническая музыка. В эпоху барокко родились такие произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди.
Вокальная музыка Г.Ф.Генделя - Ария Ромильды из оперы «Ксеркс» в исполнении Быковой Валерии (преп. Халикова А.М.), И.С.Баха - Ария №49 из оратории «Страсти по Матфею» в исполнении Анили Халиковой – преподавателя отделения сольного пения и Дж.Каччини - «Аве, Мария» Инны Красильниковой – преподавателя отделения хорового пения своим совершенством заворожили публику. Изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера. Хоры отделения хорового пения преподавателя И.В.Красильниковой исполнили сцену из оперы «Мария Стюарт» Д.Доницетти, а вокальный ансамбль инструментального отделения под руководством Л.И.Шелягиной погрузил слушателей в медитативную атмосферу католической молитвы Dignare Г.Ф. Генделя.
Палитра старинных танцев, как драгоценные жемчужины, сверкала под ловкими пальчиками учащихся Тюркиной Валерии, Ефремовой Марии, Шуплецовой Соня (преп. Живцова О.Э), Вдовиной Кристины (преп. Зозуленко О.В.).
В то время развились такие виртуозные формы сочинения, как токкаты и фуги. Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Коржавина Настя (преп. Живцова О.Э) исполнила двухголосную фугу Г.Ф.Генделя как яркий пример имитационной полифонии.
Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. Учащиеся познакомились с концертом И.С.Баха d-moll для струнного оркестра и клавесина в переложении для двух фортепиано в исполнении преподавателей фортепианного отделения.
Проникновение духом эпохи происходило и через музыкальное кружево творцов переходной эпохи Д.Циполи, Ж.Ф.Рамо, Д.Скарлатти, в чьих произведениях музыка впервые достигла живописной изобразительности, ожившая в звучании Степановой Анны (преп. Непомнящая Л.Н.) Рословой Арины (преп. Белова Л.Г.)
В наше время слышны отголоски барокко в жанрах оперы и концерта, популярных по сей день. Цитаты баховской музыки появляются в соло тяжёлого рока, эстрадные песни в большинстве своём строятся на барочной «золотой секвенции», а джаз в какой-то мере перенял искусство импровизации. И уже никто не считает барокко «странным» стилем, а восхищается его поистине драгоценными жемчужинами.