Новости города БезФормата.Ru
Челябинск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Староверы

Староверы - Южноуральская панорама
Фото: www.up74.ru

Правду не услышишь! В лучшем случае о старообрядцах, приверженцах корням русской православной церкви знают лишь по картине Сурикова «Боярыня Морозова» да еще то, что положено у них крест освящать и свой лик не трехперстием, а двухперстием.

Конечно, патриарх Никон в свое время великие сомнения и смуту на Русь нагнал, Господь ему судия. Знаменитого протопопа Аввакума в Сибирь, в глухой скит загнал. И нарушил единоверие. Староверы-старообрядцы живы и нынче. Более того, они в скитах где-то в тайге вынесли все беды.

Сегодня наш собеседник, председатель Совета общины старообрядцев в Челябинске — Дмитрий Каргаполов.

— Говорят, Дмитрий Анфимович, что старообрядцев нужно всяко сторониться…

— Опыт староверия уникален — староверам есть что рассказать всему миру. За долгие годы выработался особый тип приверженца древнего благочестия. Выделение из основной массы по религиозным мотивам заставляло староверов углубляться в духовные вопросы, что способствовало широкому распространению грамотности в их среде. Постоянная борьба за существование, за право исповедовать веру отцов воспитывала предприимчивость и практическую сметку. Невозможность участия в официальной общественной жизни ограничивала рамки применения творческой активности для староверов, сосредотачивала их внимание на внутренних проблемах страны.

— Какова же роль старообрядцев в развитии России? Что, по скитам в глухих таежных местах разошлись, креститься двуперстно продолжали… А где же прогресс общества, он не только в душе мятушейся…

— Мы, староверы, с петровских времен пополняли государственную казну в виде пошлины за бороду. Политика веротерпимости в государстве, провозглашенная Петром I, прекратила открытое гонение, а в истории староверия начался новый период, который характеризуют как период созидания, организации общежительства, хозяйственной, религиозной и культурной жизни. Правительство хотя формально и признавало существование старообрядцев и даже соглашалось видеть в них граждан, но делало это со значительными ограничениями: разрешалось открыто жить в городах и селениях, но при этом они облагались двойным налогом без права пропаганды своего учения. Кроме того, с каждого мужчины взимали по 50 рублей в год за ношение бороды. Тем самым поборы с ревнителей древнего благочестия были важной статьей дохода и для правительства, и для духовенства.

— А кто такие «двоеданы», вы то есть?

— Осужденные на соборе 1666 года за старые обряды и преданные анафеме, несмотря на все гонения, порой крайне суровые, «двоеданы» не только сохранились до настоящего времени, но и внесли весьма значительный вклад в русскую культуру, экономику, предпринимательство, просвещение. Проклятия, наложенные на старообрядцев собором 1666—1667 гг., были сняты только на соборе Русской Православной церкви (РПЦ) 1971 года, клятвы были признаны яко не бывшие, а старые обряды провозглашены спасительными и равночестными новым. Однако путь примирения чрезвычайно труден. Одно из серьезных препятствий — стереотипы общественного сознания, в том числе и в широких церковных кругах РПЦ.

Обращает на себя внимание важное предложение, прозвучавшее в докладе в то время митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на архиерейском соборе РПЦ в октябре 2004 года и вошедшее в определении собора: «Полезными будут совместные действия в области возрождения культурных и духовных традиций, общие проекты в области книгоиздания, проведение научных мероприятий, духовных концертов — все те шаги, которые действительно способствуют установлению добрых личных отношений, могущих затем перерасти в качественно новые отношения на межцерковном уровне. Между нами лежит тяжкий исторический груз жестоких преследований старообрядчества, между нами — память о пролитой крови, невинной и напрасной».

На прошедшем архиерейском соборе впервые за всю историю РПЦ тема старообрядчества прозвучала с такой полнотой и ясностью. Довести до широкой общественности это новое отношение РПЦ к старообрядчеству важно по двум причинам. Во-первых, значение этого шага навстречу старообрядчеству невозможно переоценить, это акт исторической справедливости. Во-вторых, отчетливо высказанная позиция РПЦ лишает доводов тех, кто до сих пор оперирует словами «раскольник» и «еретик».

— А ваши взаимодействия с официальной церковью, РПЦ?

— Церковные вопросы являются делом церкви. Но в плане просвещения общества, показа громадного вклада старообрядчества в развитие экономики и культуры нашей страны видится большая роль средств массовой информации, музеев, научных коллективов. Подробное освещение всех периодов и аспектов законодательства в отношении старообрядчества с середины XVII в. до начала века ХХ может стать темой большого самостоятельного исследования.

— Двоеданов связывают в обыденном уме с русским севером…

— Все поморские общины взаимодействовали между собой. Большая роль в укреплении этих контактов, в формировании единой поморской организации Урала и Сибири, тесно связанной с Выгом, принадлежала братьям Семеновым, и в особенности старшему — Гавриле. Связи тульского оружейника, а позднее крупного горнозаводчика и дворянина Акинфия Никитича Демидова с Выговским старообрядческим общежительством известны: о них свидетельствуют выговские источники («Истрия Выговской пустыни» Ивана Филиппова и «Дополнение» к ней).

Основанием для контактов А.Н. Де-мидова с Выговской обителью, безусловно, служило его сочувственное отношение к старообрядчеству. Помимо конфессиональных, Демидова с Выгом связывали и чисто деловые отношения. Пустынножители оказывали ему важные услуги в поиске рудных месторождений и организации заводов в Сибири и на Урале. В этом выговцам пригодился опыт, приобретенный ими во время работы на Олонецких Петровских заводах. Как показывают новонайденные архивные материалы, староверы сыграли большую роль в деле обеспечения Олонецких заводов сырьем. Среди жителей обители было много рудознатцев.

Выговские старообрядцы внесли весомый вклад в развитие горнозаводской империи Демидовых. Гавриил Семенов, посланный выговскими отцами в Сибирь в 1705 — 1713 гг., стал у Демидова приказчиком. Здесь он в полной мере проявил себя как деятельный администратор и опытный рудознатец. Он был одним из виднейших руководителей Выговского общежительства. При его участии в 1723 году было открыто знаменитое Колывано-Воскресенское медное месторождение на Алтае и построены Колывано-Воскресенские заводы. Урал, его освоение, без двоеданов, конечно же, не обошелся.

АЛЕКСАНДР ЧУНОСОВ

Чуносов Александр Александрович

В МЧС предупреждают о метелях и гололеде на дорогах - Газета Спектрdorinfo.ru Февраль напоследок решил полютовать. В горнозаводской зоне — метели, на дорогах нулевая видимость.
26.02.2017 Газета Спектр
ЧЕЛЯБИНСК, АН "Доступ" Хоккеисты челябинского «Трактора» уступили астанинскому «Барысу» (Казахстан) в третьей игре в серии 1/8 финала розыгрыша Кубка Гагарина Континентальной хоккейной лиги – гостевая встреча завершил
26.02.2017 АН Доступ
ЧЕЛЯБИНСК, АН "Доступ" Предстоящей ночью и завтра днем в Челябинской области ожидаются снегопады – от небольших до умеренных, слабые метели, на дорогах – гололедица, в горах – сильная,
26.02.2017 АН Доступ
Фото Дарьи Зубаревой - Газета СпектрФото Дарьи Зубаревой Сегодня, 26 февраля, в последний день Широкой Масленицы — Прощенное воскресенье, в Трёхгорном на площади возле ДК «Икар» прошли праздничные гулянья.
26.02.2017 Газета Спектр
Фото Дарьи Зубаревой - ТРК ТВССегодня, 26 февраля, в последний день Широкой Масленицы — Прощенное воскресенье, в Трёхгорном на площади возле ДК «Икар» прошли праздничные гулянья.
26.02.2017 ТРК ТВС
Подарок от криминала - NewsMiass.ruРуководителю городской газеты "Миасский рабочий" неизвестные порезали колёса машины Вчера, 23 февраля,
26.02.2017 NewsMiass.ru
ЧЕЛЯБИНСК, АН "Доступ" Магнитогорский «Металлург» одержал третью победу в серии матчей 1/8 финала плей-офф Континентальной хоккейной лиги – встреча с китайским «Куньлунь Ред Стар» завершилась со счетом 3:2 (0:1, 2:0, 1:1),
26.02.2017 АН Доступ
В Сосновском районе провожают зиму - Сосновская ниваВ селах и деревнях Сосновского района Челябинской области провожают Масленицу.
26.02.2017 Сосновская нива
«Его рекорды непобиваемы». Зарипов, Воробьёв, Гимаев о 1000-м очке Мозякина - ХК МеталлургСергей Мозякин набрал 1000 очков в чемпионатах страны. Сергей Гимаев, Данис Зарипов, Илья Воробьёв и Геннадий Величкин – о том, как у Мозякина это получилось, какой он на самом деле в жизни,
26.02.2017 ХК Металлург
Магнитогорск. Как стало известно, грядущая неделя станет переходной. Правда, некоторые маршрутчики поднимут стоимость проезда уже с понедельника, 27 февраля.
26.02.2017 Верстов.Инфо
IMG_2521.JPG - Национальный парк ТаганайГорный марафон проходил на территории национального парка в 19 раз. На старт вышли более 200 лыжников, причём половина из них отправились на дистанцию 35 километров.
26.02.2017 Национальный парк Таганай
Порядок на этапе Кубка мира под Миассом обеспечивали больше 300 полицейских - Миасский рабочийЗа два дня соревнований «Солнечную долину» посетили более 10 тысяч человек, но нарушений общественного порядка удалось не допустить.
26.02.2017 Миасский рабочий
Южноуральские спасатели помогли вывести из леса потeрявшихся туристов из Перми - U74.RuВчера спасателям Златоустовского, Усть-Катавского и мобильного отрядов областной поисково-спасательной службы пришлось выехать в Национальный парк «Зюраткуль»: там, недалеко от горы Нургуш потерялись трое туристов.
26.02.2017 U74.Ru