Новости города БезФормата.Ru
Челябинск
Главные новости
 
RSS   О проекте   Задать вопрос

Староверы

Староверы - Южноуральская панорама
Фото: www.up74.ru

Правду не услышишь! В лучшем случае о старообрядцах, приверженцах корням русской православной церкви знают лишь по картине Сурикова «Боярыня Морозова» да еще то, что положено у них крест освящать и свой лик не трехперстием, а двухперстием.

Конечно, патриарх Никон в свое время великие сомнения и смуту на Русь нагнал, Господь ему судия. Знаменитого протопопа Аввакума в Сибирь, в глухой скит загнал. И нарушил единоверие. Староверы-старообрядцы живы и нынче. Более того, они в скитах где-то в тайге вынесли все беды.

Сегодня наш собеседник, председатель Совета общины старообрядцев в Челябинске — Дмитрий Каргаполов.

— Говорят, Дмитрий Анфимович, что старообрядцев нужно всяко сторониться…

— Опыт староверия уникален — староверам есть что рассказать всему миру. За долгие годы выработался особый тип приверженца древнего благочестия. Выделение из основной массы по религиозным мотивам заставляло староверов углубляться в духовные вопросы, что способствовало широкому распространению грамотности в их среде. Постоянная борьба за существование, за право исповедовать веру отцов воспитывала предприимчивость и практическую сметку. Невозможность участия в официальной общественной жизни ограничивала рамки применения творческой активности для староверов, сосредотачивала их внимание на внутренних проблемах страны.

— Какова же роль старообрядцев в развитии России? Что, по скитам в глухих таежных местах разошлись, креститься двуперстно продолжали… А где же прогресс общества, он не только в душе мятушейся…

— Мы, староверы, с петровских времен пополняли государственную казну в виде пошлины за бороду. Политика веротерпимости в государстве, провозглашенная Петром I, прекратила открытое гонение, а в истории староверия начался новый период, который характеризуют как период созидания, организации общежительства, хозяйственной, религиозной и культурной жизни. Правительство хотя формально и признавало существование старообрядцев и даже соглашалось видеть в них граждан, но делало это со значительными ограничениями: разрешалось открыто жить в городах и селениях, но при этом они облагались двойным налогом без права пропаганды своего учения. Кроме того, с каждого мужчины взимали по 50 рублей в год за ношение бороды. Тем самым поборы с ревнителей древнего благочестия были важной статьей дохода и для правительства, и для духовенства.

— А кто такие «двоеданы», вы то есть?

— Осужденные на соборе 1666 года за старые обряды и преданные анафеме, несмотря на все гонения, порой крайне суровые, «двоеданы» не только сохранились до настоящего времени, но и внесли весьма значительный вклад в русскую культуру, экономику, предпринимательство, просвещение. Проклятия, наложенные на старообрядцев собором 1666—1667 гг., были сняты только на соборе Русской Православной церкви (РПЦ) 1971 года, клятвы были признаны яко не бывшие, а старые обряды провозглашены спасительными и равночестными новым. Однако путь примирения чрезвычайно труден. Одно из серьезных препятствий — стереотипы общественного сознания, в том числе и в широких церковных кругах РПЦ.

Обращает на себя внимание важное предложение, прозвучавшее в докладе в то время митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на архиерейском соборе РПЦ в октябре 2004 года и вошедшее в определении собора: «Полезными будут совместные действия в области возрождения культурных и духовных традиций, общие проекты в области книгоиздания, проведение научных мероприятий, духовных концертов — все те шаги, которые действительно способствуют установлению добрых личных отношений, могущих затем перерасти в качественно новые отношения на межцерковном уровне. Между нами лежит тяжкий исторический груз жестоких преследований старообрядчества, между нами — память о пролитой крови, невинной и напрасной».

На прошедшем архиерейском соборе впервые за всю историю РПЦ тема старообрядчества прозвучала с такой полнотой и ясностью. Довести до широкой общественности это новое отношение РПЦ к старообрядчеству важно по двум причинам. Во-первых, значение этого шага навстречу старообрядчеству невозможно переоценить, это акт исторической справедливости. Во-вторых, отчетливо высказанная позиция РПЦ лишает доводов тех, кто до сих пор оперирует словами «раскольник» и «еретик».

— А ваши взаимодействия с официальной церковью, РПЦ?

— Церковные вопросы являются делом церкви. Но в плане просвещения общества, показа громадного вклада старообрядчества в развитие экономики и культуры нашей страны видится большая роль средств массовой информации, музеев, научных коллективов. Подробное освещение всех периодов и аспектов законодательства в отношении старообрядчества с середины XVII в. до начала века ХХ может стать темой большого самостоятельного исследования.

— Двоеданов связывают в обыденном уме с русским севером…

— Все поморские общины взаимодействовали между собой. Большая роль в укреплении этих контактов, в формировании единой поморской организации Урала и Сибири, тесно связанной с Выгом, принадлежала братьям Семеновым, и в особенности старшему — Гавриле. Связи тульского оружейника, а позднее крупного горнозаводчика и дворянина Акинфия Никитича Демидова с Выговским старообрядческим общежительством известны: о них свидетельствуют выговские источники («Истрия Выговской пустыни» Ивана Филиппова и «Дополнение» к ней).

Основанием для контактов А.Н. Де-мидова с Выговской обителью, безусловно, служило его сочувственное отношение к старообрядчеству. Помимо конфессиональных, Демидова с Выгом связывали и чисто деловые отношения. Пустынножители оказывали ему важные услуги в поиске рудных месторождений и организации заводов в Сибири и на Урале. В этом выговцам пригодился опыт, приобретенный ими во время работы на Олонецких Петровских заводах. Как показывают новонайденные архивные материалы, староверы сыграли большую роль в деле обеспечения Олонецких заводов сырьем. Среди жителей обители было много рудознатцев.

Выговские старообрядцы внесли весомый вклад в развитие горнозаводской империи Демидовых. Гавриил Семенов, посланный выговскими отцами в Сибирь в 1705 — 1713 гг., стал у Демидова приказчиком. Здесь он в полной мере проявил себя как деятельный администратор и опытный рудознатец. Он был одним из виднейших руководителей Выговского общежительства. При его участии в 1723 году было открыто знаменитое Колывано-Воскресенское медное месторождение на Алтае и построены Колывано-Воскресенские заводы. Урал, его освоение, без двоеданов, конечно же, не обошелся.

АЛЕКСАНДР ЧУНОСОВ

Чуносов Александр Александрович

Состоялась информационная встреча для людей с ограниченными возможностями здоровья Вчера, 11 мая, в конференц-зале администрации Миасского городского округа состоялась информационная встреча для людей с ограниченными возможностями.
26.05.2016 NewsMiass.ru
ЧЕЛЯБИНСК, АН "Доступ" Сегодня, 25 мая 2016 года, в Центральном райсуде Челябинска состоялись судебные прения по уголовному делу в отношении бывшего начальника областного УФМС Сергея Рязанова – за злоупотребление долж
25.05.2016 АН Доступ
Объёмы капитального ремонта растут - Inform.Miass.RuВысокая собираемость взносов в Миассе позволит увеличить объемы капремонтов В целях проверки выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах,
25.05.2016 Inform.Miass.Ru
Златоустовская школа № 35 провела «Последний звонок» в спортивно-танцевальном стиле - Златоустовский рабочийАвтор:  Елена Лаветкина   Последние звонки прошли в школах страны. Праздник в школе № 35 стал необычным — в спортивно-танцевальном стиле.
25.05.2016 Златоустовский рабочий
Детский праздник пройдет в парке Миасса - U74.Ru29 мая в центральном парке Миасса состоится праздник для самых маленьких горожан.
25.05.2016 U74.Ru
Бажовский фестиваль готовит сюрпризы своим гостям - U74.RuС 17 по 19 июня под Миассом пройдет XXIV Всероссийский Бажовский фестиваль народного творчества.
25.05.2016 U74.Ru
Газ, вода и свет в Миассе завтра будут не у всех - U74.RuКак сообщает Единая дежурно-диспетчерская служба, в четверг, 26 мая, в Миассе намечены ремонтные работы по электроснабжению, горячему и холодному водоснабжению и газу.
25.05.2016 U74.Ru
Экс-начальнику УФМС по Челябинской области грозит 10 лет колонии - УралИнформБюроЗа взяточничество. Гособвинение запросило для бывшего руководителя УФМС по Челябинской области Сергея Рязанова 10 лет колонии строгого режима и штраф в размере 60 миллионов рублей.
25.05.2016 УралИнформБюро
Никто не станет обещать  золотых гор - Красный уралецВ Доме культуры Верхнеуральска прошла встреча горожан с участниками предстоящего партийного праймериза Уполномоченный областным региональным комитетом по проведению праймериза,
23.05.2016 Красный уралец
Партпроект «Единая страна» обсудили в Чесме - Единая РоссияВ актовом зале Чесменской детской школы искусств состоялась встреча руководителя проекта «Единая страна.
25.05.2016 Единая Россия
Прозвучал последний звонок - Inform.Miass.RuВо всех школах Миасского городского округа прошли торжественные линейки В Миассе в этом году всего 2 202 выпускника, из них 1 540 - окончивших девятый класс и 662 - одиннадцатиклассников.
25.05.2016 Inform.Miass.Ru
Саткинский геоглиф  Лось  - победитель всероссийского конкурса - Саткинский рабочийГеоглиф «Лось», расположенный на территории национального парка «Зюраткуль» в Саткинском районе, стал победителем Всероссийского фестиваля-конкурса видеопрезентаций «Диво России» в номинации «Историко-архитектурные,
25.05.2016 Саткинский рабочий