100 лет — это отрезок времени, который освобождает нас от присутствия очевидцев и свидетелей. События действительно становятся историей, обрастают мифами, память накапливает посттравматические аберрации и перестает различать важное и случайное, придуманное и свершившееся. Молодые современники понимают, что осмыслить Октябрьскую революцию 1917 года с такого расстояния можно лишь при помощи художественного образа, символа, метафоры. И не осмысливать ее невозможно: ощущение глобального сдвига, переворота настигает нас по сей день, тревожит, сталкивает с трудными вопросами.
Большинству участников коллективной выставки нет и тридцати, свое отношение, переживание истории они видят и как наследники, жители страны, существующей после большевистского переворота, и как художники, чья задача — находить язык описания тому, что не может быть до конца описано. Они переживают русскую революцию в своем сердце — как живые люди, обладающие эмпатией и состраданием: можно ли попытаться хотя б отчасти представить, что происходило с людьми, попавшими в водоворот социальной катастрофы? Что произошло бы с нами, перенесись мы на сто лет назад? Кем бы мы стали? Уцелели б вообще? Радовались бы обещанному светлому будущему, закрывая глаза на неизбежные жертвы? На чьей стороне бы воевали? Кого б оплакивали? Отказались бы от собственной картины мира или втайне продолжали бы верить в своих богов и героев? Наконец, может ли революция стать не только прошлым?
Как 100 лет назад революция вторглась в мирную жизнь людей и изменила ее бесповоротно, так художественное высказывание вторгается в наш мир и настойчиво предлагает со-чувствовать и со-участвовать происходящему внутри экспозиции. События, которые состоятся на протяжении работы выставки, призваны погрузить художника и зрителя в процесс совместного напряженного проживания эмоционального опыта.
Технически художники поставили задачу выразить свои идеи и чувства, используя разный художественный язык, приемы, материалы. Сложное явление требует сложной оптики, нелобовых решений. Важным моментом оказалась серийность работ: не одно переживание, но много, не одна судьба, но судьбы, истории. Лубок, комикс, абстрактная композиция, инсталляция и арт-объект, наконец, перформанс — жанры, стили, подходы смешиваются в одной экспозиции в разноголосицу, хор, который должен приблизить нас к случившейся катастрофе и вернуть обратно – в наши дни, откуда мы смотрим на революцию со знанием всего, что за нею последовало.
3.10-25.10
Государственный исторический музей Южного Урала, ул. Труда 100,
Музейно-выставочный центр (МВЦ).