Актрисе озерского театра драмы и комедии «Наш дом» Эмме Митрофановне Власовой исполнилось 80 лет

Внушительная дата, которая к этой удивительно энергичной, жизнерадостной, звонкой женщине не подходит абсолютно.

Достаточно прийти в театр на любой спектакль с ее участием, чтобы в этом убедиться. Например, на комедию «Ханума», где Эмма Митрофановна играет заботливую тетушку Текле.
Со всеми своими счастливыми встречами и неожиданными поворотами судьба актрисы напоминает приключенческий роман.

- У меня был молодой человек, которого я очень любила. И он меня очень любил. Если мы не виделись, у нас температура поднималась. Но я сказала тогда, что если предложат – или театр, или он, то выберу театр.

Юная Эмма поехала покорять Москву. Провалившись в ГИТИС, поступила на библиотечный факультет. Судьба тут же не замедлила подарить счастливый поворот судьбы в виде случайной встречи в гостиничном холле, куда девушка пришла подзанять деньжат у работавшей там знакомой.

- Смотрю, спускаются двое мужчин и смотрят на меня как-то особенно. Это я потом узнала, что один из них директор театра, а второй – комик. Один и говорит другому: «Смотри, какая субреточка». А я не пойму, кем это они меня обозвали, про амплуа субретки тогда и не знала… И показать, что не знаешь ничего, тоже как-то неудобно. А они вдруг: «Не хотели бы вы у нас поработать?». Я просто онемела, а знакомая моя, недолго думая, выпалила: «Конечно, хочет!».

Так молодая, мечтающая о блестящей карьере артистки Эмма Власова отправилась на свое первое прослушивание. А еще через пару месяцев получила приглашение приехать в Брест, где была зачислена статисткой в труппу ансамбля музыкальной комедии Белорусской государственной эстрады. Первую главную роль судьба подарила удивительно быстро – срочно потребовалась замена уходящей в декрет артистке.

Юная красота, энергия, жажда учиться и творить да еще и удача – вещи в актерской карьере незаменимые. Судьба к молодой актрисе явно благоволила. Описывая сейчас сыгранные роли тех лет, Эмма Митрофановна уже не всегда может вспомнить название спектакля или даже имя персонажа. И тогда она начинает тихонько напевать мелодии полузабытых арий, которые всплывают будто сами собой откуда-то из прошлого…

На самом деле ее, востребованную артистку оперетты, всегда тянуло в драму, а вот мужа – известного музыканта и дирижера Александра Васильевича Мерцалова – в оперетту. Так и получалось, что работы в драматическом театре чередовались с чарующим своей беззаботностью миром оперетты.

- Хоть и люблю больше драму, все же не понимаю отношения к оперетте как к легкому жанру. Да ты пойди попробуй сделать этот легкий жанр! Я бы вовсе не сказала, что это так уж легко. Во-первых, точно так же, как в драме, образ нужно раскрыть. Легкость здесь чисто внешняя, на самом деле это очень тяжело. Ты танцуешь – одно дыхание, поешь – другое дыхание, говоришь – третье дыхание.

Очень любила я роль Любаши в «Севастопольском вальсе». Там сцена одна есть, когда я увидела своего возлюбленного, бегу к нему и тут же пою. И ведь нужно и спеть правильно, и дыхание правильное держать, и заложить нужный накал энергии, чтобы все поняли, что я его действительно очень сильно люблю. Вовсе это не просто. Однажды после спектакля ко мне подошла супружеская пара и говорят: «Спасибо, вы нам напомнили нашу историю…»

Словно эхом из прошлого откликаются на эти воспоминания пожелтевшие вырезки из газет: «Любаша в исполнении артистки Э. Власовой привлекает зрителя своим обаянием, искренностью. Хорошо прозвучала ее ария «Мне солнце смеялось», необыкновенно радостный дуэт встречи с Авериным и взволнованная, полная драматизма песня «Девушки-бойцы, что с вами сталось».
Интересных, даже звездных ролей у нее было предостаточно: и в оперетте, и в театре драматическом. Счастья актерского было хоть отбавляй, но… обрести свой театр все же оказалось не так-то легко.

Тринадцать лет продолжались бесконечные скитания. Белоруссия, Украина, Кемерово, Абхазия, Одесса, Калмыкия, Калуга – названия республик, городов, областей необъятной родины мелькают в послужном списке молодой артистки, как вагоны скорого поезда. Судьба все звала и звала куда-то вперед… Задерживаться надолго на одном месте не получалось: то театр расформируют, то ее, красавицу и перспективную молодую артистку, переманят в другой город.

Кстати, именно так, получив очередное лестное предложение, и попала Эмма Митрофановна в Озерск (в те годы он назывался еще Сороковкой). Работала она тогда в театре оперетты Свердловска-44 – ныне Новоуральский театр музыки, драмы и комедии.

- Мы были на гастролях с опереттой в Каменске-Уральском. Туда же приехала Катерина Живицкая – администратор озерского театра (в то время он назывался Челябинский областной драматический). У них гастроли должны были начаться сразу после нас – глупость полнейшая! Драма после оперетты – гарантированный ноль сборов.


Живицкая опытным глазом сразу отметила яркую артистку и, когда приехал директор озерской драмы, посоветовала ему обратить на нее внимание. Директор театра, артист и режиссер, обаятельный мужчина со смеющимися глазами Эмме Власовой сразу понравился, и на его предложение поступить на работу в Челябинский областной театр драмы имени Горького молодая артистка ответила: «Да».

Так, в 1970 году Эмма Власова оказалась в Сороковке. Знала ли она тогда, что останется навсегда в этом городе, который сразу понравился ей своей красотой, благоустроенностью и чистотой улиц? Предполагала ли, что судьба, столько лет швырявшая ее из одного конца страны в другой, вдруг остановит свой бег и скажет: «Стоп. Вот твой театр. Здесь тебе суждено остаться на ближайшие 45 лет». На тот момент задумываться о таких вещах было просто некогда.

- Как приехала сюда, сразу попала в работу, в спектакль «Заколдованный дом». Спектакль музыкальный – такой в этот момент театру был очень нужен. Дело в том, что только что расформировали оперетту, и зритель ходить в театр практически перестал. В зале сидело по нескольку человек… Пустые залы меня поначалу ужаснули, но потом, к счастью, дело пошло на лад. Приехал новый главный режиссер Георгий Иванов, потом его сменил Гутников, на постановки много режиссеров приезжало. Норма тогда была такая – 12 премьер в год. Да, в общем, мы и дома-то практически и не сидели – всего пару месяцев на стационаре, а так больше по гастролям. Всю страну объездили, разве что на Дальнем Востоке только не были.

Семидесятые годы оставили счастливые воспоминания. Расцвет актерской карьеры, внимание режиссеров, благосклонность публики и критиков. Сыграны лучшие драматические роли: леди Фацбаттерс в спектакле «На полпути к вершине», кума во «Власти тьмы», мадам Гроу в спектакле «Три минуты Мартина Гроу». Отмечая как один из самых удачных образ Ольги Рыжовой в спектакле «Служебный роман», критик Ю. Токарева в своей статье «История любви» пишет: «Э. Власова играет свою героиню экзальтированным человеком, сохраняющим в зрелые годы юношескую восторженную душу. Простодушно-доверчивая, она верит в искренность самохваловских ухаживаний, воспевая его многочисленные достоинства в своих письмах». В списке любимейших ролей Эммы Власовой есть и роли характерные, (например, бандерша Анна Севостьянова в спектакле «Конец Хитрова рынка»), и сложные, глубокие образы женщин с непростой судьбой.

- Очень я любила роль Катерины в спектакле «Долги наши». Судьба у нее была очень драматичная… Любила она когда-то молодого человека, он уехал на войну, даже не узнав, что у него будет дочь. И вот через 20 лет приезжает в этот город с женой и ребенком и даже не узнает Катерину. А та замужем за человеком, которого не любит. Сцена их встречи наедине, когда он все-таки ее узнал, была очень трогательной. Люди в зале плакали…

С любовью и благодарностью вспоминает Эмма Митрофановна дорогих ее сердцу партнеров: Бориса Конного, Евгения Саяпина, Тамару Болдыреву, Бориса и Людмилу Осиповых… Смеясь, рассказывает веселые истории из жизни театра тех лет.

- Женя Саяпин был актером ярким, эмоциональным настолько, что иногда его просто заносило. Однажды в патетической сцене спектакля, когда на героев надели колодки и должны были вывести в степь на казнь, Саяпин вместо текста «В четыре стороны пошлите конных!», глядя в упор на Борю Конного, в порыве чувств воскликнул: «В четыре стороны пошлите Конного!». А Боря щупленький такой был, мы смотрим, как его на четыре стороны посылают, да так и прыснули, а Саяпин вошел в раж и продолжает нести отсебятину. Нина Ульянова стоит на переднем плане, губу прикусила, а Дима Попов, вдруг напрочь забыв свой текст о сердце, превратившимся в камень, брякнул: «С горя сердце… завернули в газетку…». Какая газетка в XIII веке! Хохот на сцене стоял такой, что пришлось давать занавес.

Эмма Митрофановна – счастливый человек. Спрашиваю, в чем же секрет такого жизнелюбия, умения радоваться жизни?
- Ныть я не умею, вот в чем мой секрет. Не завидовать никому, радоваться удачам и своим, и чужим. Даже если проблемы или горе в семье, я и одевалась хорошо, и красилась, выглядела на все сто. Люди удивлялись: надо же, у нее один умирает, другой болеет, а она никому не показывает. А по-другому я просто не умею.
Люблю людей, но не меньше люблю и одиночество. Мне очень хорошо одной! Люблю вязать, смотреть научные передачи по телевизору. У меня всегда были очень хорошие друзья, на которых можно было положиться… Сейчас осталась только Нина Михайловна Лисенкова. Мы с ней знакомы с 1959 года. Вместе еще в Сталинской областной драме работали (Донбасс), а потом, когда я сюда приехала, и она здесь же оказалась. С тех пор не расстаемся.

Живет в Эмме Митрофановне и мудрость сыгранных ею женщин на драматической сцене, и легкость беззаботной оперетты. Что-то рассказывает и тут же начинает напевать, шутит. Спрашиваю: «Вот вы до сих пор выходите на сцену, наверное, просто жить без театра не можете?». А она отмахивается и лукаво смеется:

- Да вот еще, давно бы ушла! Денег не хватает, вот и работаю. Ремонт квартиры только что закончила, а тут новая беда – машина пострадала: лось из кустов неожиданно выскочил и кузов помял, теперь сорок тысяч должна. Какая ж пенсия? А еще ведь на «гробовые» накопить надо. Да еще кошки мои любимые всю зарплату съедают. Раньше у меня их больше было: уличных двенадцать (10 лет их кормила) да домашних пятеро. Теперь только две остались, но все равно любимые… Нет, рано мне еще на пенсию!
Юлия Клепикова

 
По теме
Третий день Всероссийской Недели детской книги в Центральной городской детской библиотеке им.
Главное танцевальное событие года в Магнитогорске - Кубок главы города XXI "Региональный фестиваль-конкурс стильной хореографии "Улица горящих фонарей" - открыл третий Чемпионат и Первенство Магнитогорска по чирспорту.
Если ваши дети ещё малы для детского сада, приходите вместе с ними на игровые развивающие занятия проекта «Библионяня».
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
На Южном Урале сотрудники ФСБ обезвредили «черных нефтяников» - Южноуральская панорама Злоумышленники похитили более 200 тонн дизельного топлива. УФСБ России по Челябинской области задержала шестерых местных жителей, которые воровали дизельное топливо в промышленных масштабах.
Южноуральская панорама
Свиной «пожар» по-остроленски - Газета Всходы Встреча с жителями посёлка прошла в сложной обстановке Сегодня, 28 марта 2024 года, состоялась встреча руководителей с жителями п.Остроленский.
Газета Всходы
Врач рассказал, как часто можно есть фастфуд - Областной ЦМП В четверг, 28 марта, врач Челябинского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики Данил Абубакиров стал гостем эфира на «Радио Ваня» в южноуральской столице.
Областной ЦМП
Встреча поколений - Ашинский район         25 марта студенты Ашинского индустриального техникума Жимоедова Карина и Чистяков Илья вместе с советником директора по воспитанию и работе с общественными организациями Бобровой Екатериной Раисовной посетили сла
Ашинский район
Всемирный день театра - Краеведческий музей 27 марта – Всемирный день театра, который ежегодно отмечается с 1962 г. В этот день мы решили рассказать о необычном спектакле, поставленном в Троицкой женской гимназии зимой 1918-1919 гг.
Краеведческий музей