Безалкогольные же «энергетики» запрещено продавать несовершеннолетним. Оба положения вступят в силу через месяц.
•«Колу» и «Пепси» оставилиПод слабоалкогольными и тонизирующими подразумеваются напитки с содержанием этилового спирта от 0,5 до 9 процентов, имеющие в своем составе тонизирующие вещества. Через месяц после опубликования закона (оно ожидается в начале следующей недели) их нельзя будет продавать в рознице, в том числе, при оказании услуг общественного питания.
- Сочетание алкоголя и кофеина в этих напитках оказывает нестандартное воздействие на организм, – объяснял представлявший законопроект вице-спикер ЗСО Дмитрий Мешков. – Кофеин снижает ощущения от принятия алкоголя. Вкупе с тем, что эти напитки обогащены химическими ароматизаторами, которые маскируют вкус алкоголя, они сильно газированные, а значит усвояемость ингридиентов очень высокая. В итоге человек достаточно сильно превышает свою обычную норму употребления алкоголя, что приводит к нежелательным последствиям.
Безалкогольные напитки, содержащие тонизирующие компоненты (за исключением чая, кофе и напитков на их основе) будет запрещено продавать несовершеннолетним, а также всем лицам в детских, образовательных и медицинских организациях, на объектах спорта. Кроме того, полностью запрещается их продажа в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием несовершеннолетних. - Речь идет о безалкогольных тонизирующих напитках, в которых содержание сахара находится на предельно допустимых значениях, – пояснил Дмитрий Мешков. – Соответственно, постоянное или даже разовое превышение рекомендованной дозы их потребления, по мнению врачей, может привести к серьезному влиянию на психическую, эндокринную и сердечно-сосудистые системы.
Вице-спикер напомнил, что высказать свое отношение к законопроекту могли все жители региона: интерактивное голосование в течение месяца шло на официальном сайте ЗСО. Запрет поддержали более 600 участников, против высказались единицы.
- За нарушение закона предусмотрен штраф, – предупредил Мешков. – Для должностных лиц он составит от трех до десяти тысяч рублей. Для юридических – от 30 до 100 тысяч рублей с конфискацией или без нее.
- Дмитрий Федорович, а «Кока-кола» с «Пепси-колой» входят в перечень запрещенных? – поинтересовался у закончившего выступление коллеги Семен Мительман.
- Нет, – ответил Мешков, – в них не такое сильное содержание кофеина, как в «энерготониках». И они по этой градации в перечень не попадают.
•Лучше запретить производить?Запрет на продажу слабоалкогольных энергетиков действует уже в 28 регионах России, в том числе, в Москве и Санкт-Петербурге. Вице-спикер Семен Мительман, в связи с этим, спросил, почему на уровне Государственной Думы не инициировать полный запрет их производства в России.
- Иначе из-под полы же продавать будут, – пояснил свою идею Семен Аркадьевич.
Дмитрий Мешков на это возразил тем, что федеральный центр вопрос об энергетиках оставляет на рассмотрение субъекта федерации.
- Предложение Семена Аркадьевича разумно, – поддержал Мительмана председатель ЗСО Владимир Мякуш. – На совете законодателей Российской Федерации этот вопрос обсуждался. Давайте его рассмотрим и, возможно, в виде законодательной инициативы направим в адрес Государственной Думы.
Закон вступает в силу через месяц после официального опубликования. Таким образом, его авторы учли интересы предпринимателей. За отведенное время продукцию можно успеть продать или вернуть поставщику. Некоторые депутаты посчитали отсрочку – излишеством. Логика проста: если обсуждаемое питье столь вредно, зачем травить им южноуральцев еще тридцать дней? Нетерпеливых приверженцев здорового питания поддержал и Владимир Мякуш:
- Наверное, не нужно давать месяц, – сказал он. – Я тоже являлся инициатором этого законопроекта, потому что употребляют эти напитки в основном наши дети и молодежь, надо их оберегать. Давайте эту норму (об отсрочке – авт.) исключим. Пусть вступает в силу после подписания губернатором и опубликования в СМИ.
- Я все-таки хочу слово замолвить за предпринимателей, – вступил в дискуссию депутат, лидер регионального отделения общественной организации «Деловая Россия» Константин Захаров. – Зачем бить по предпринимателям еще раз? Не отложив вступление закона на месяц, мы их оставим с огромным количеством товара. Пусть даже вредного, но это был выбор покупателей.
В итоге законопроект был принят с месячной отсрочкой вступления его в силу.
- Мы реалисты и понимаем, что после этого продажа напитков «из-под полы» не прекратится, – комментировал после заседания Владимир Мякуш. – Но кампания по ее пресечению долговременная.Спикер парламента рассчитывает на силовые структуры и общественников, в том числе, молодежь.